Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 00:21, дипломная работа
В первом разделе раскрыты теоретические основы управления планированием предприятия, проанализирована роль и место планирования в управлении предприятием, рассмотрено стратегическое планирование как основа развития предприятия, представлена организация процесса планирования на предприятиях здравоохранения.
Во втором разделе проведен анализ управления развитием предприятия на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром», представлена общая характеристика предприятия, проведен финансовый анализ, произведена оценка эффективности деятельности лечебного учреждения.
Введение..............................................................................................................................4
1 Теоретические основы управления планированием предприятия..............................7
1.1 Роль и место планирования в управлении предприятием.........................................7
1.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия.........................13
1.3 Организация процесса планирования на предприятиях здравоохранения............21
2 Анализ управления развитием предприятия на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром»….................................................................30
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................................30
2.2 Финансовый анализ ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром»……………….......................................................................................44
2.3 Оценка эффективности деятельности предприятия………….................................49
3 Разработка стратегии развития ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром»…….......................................................................................................57
3.1 Формирование стратегии развития предприятия.....................................................57
3.2 Управление эффективностью использования коечного фонда...............................59
3.3 Совершенствование качества предоставляемых услуг............................................63
Заключение.........................................................................................................................71
Список использованных источников...............................................................................74
Экономическая сторона деятельности каждого лечебного учреждения требует рационального сметного планирования, которое является основой для расчета различных видов расходов больницы за год.
В ниже следующих таблицах представлены цены на стандартные и дополнительные услуги.
Таблица 2.5 – Стоимость путевки согласно стандартным нормативам
Наименование |
Сумма, руб. |
1. Гидромассаж |
1000 |
2. Грязелечение |
2100 |
3. Физиолечение |
850 |
4. Массаж |
2000 |
5. Лабораторные исследования |
250 |
6. Электрокардиографическое |
300 |
7. Медикаменты и расходные |
500 |
8. Лечебное наблюдение |
1485 |
косвенные расходы |
2015 |
9. Дополнительные лечебные |
0 |
10. Итого |
10015 |
11. Питание |
4985 |
12. Итого 15 дней |
15000 |
Таблица 2.6 – Стоимость путевки с дополнительными лечебными процедурами
Наименование |
Сумма, руб. |
1. Гидромассаж |
1000 |
2. Грязелечение |
2100 |
3. Физиолечение |
850 |
4. Массаж |
2000 |
5. Лабораторные исследования |
250 |
6. Электрокардиографическое |
300 |
7. Медикаменты и расходные |
500 |
8. Лечебное наблюдение |
1485 |
косвенные расходы |
2015 |
9. Дополнительные лечебные |
1000 |
10. Итого |
11015 |
11. Питание |
4985 |
12. Итого 15 дней |
16000 |
Таблица 2.7 – Стоимость нахождения в стационаре (лечение, питание, проживание)
Номера |
Согласно стандартным нормативам | |
Стоимость путевки на 15 дней |
Стоимость 1 койко/дня | |
1-местный номер с улучшенными условиями проживания |
19160 |
1277,33 |
2-местный номер с улучшенными условиями проживания |
17360 |
1157,33 |
3-местный номер с улучшенными условиями проживания |
15410 |
1027,33 |
2-мест. и 3-мест. номер с улучшенными условиями проживания |
14660 |
977,33 |
2-местный номер с раковиной (проведен ремонт) |
12860 |
857,33 |
2-местный номер без удобств |
11510 |
767,33 |
2-местный номер без удобств |
11060 |
737,33 |
3-местный номер без удобств |
10610 |
707,33 |
4-местный номер без удобств |
10610 |
707,33 |
2-местный летний домик |
13460 |
897,33 |
В бюджетную путевку входит минимальный комплекс услуг, т.е. минимальный набор лечебных процедур и номер без удобств, если клиент желает проживать в улучшенных условиях и получать дополнительные процедуры, то он оплачивает разницу в стоимости.
Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.
Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия.
На данном предприятии система планирования устроена следующим образом, если у руководства возникает необходимость в изменении сложившегося устоя или есть потребность в каком-либо нововведении, то главный врач предлагает и обосновывает генеральному директору необходимость в изменении, если комитет здравоохранения одобряет это изменение, то издается приказ, на основании которого главный врач получает возможность для дальнейших действий.
Что касается изменения лечебных процедур, то здесь весьма затруднительно изменить что-либо, так как весь процесс лечения ведется строго по стандартам, которые установлены правительством нашей страны. По данным стандартам работают вся учреждения такого типа, так как здоровье человека бесценно.
Нужно отметить, что деятельность по сбыту услуг в ООО «КОЦ «Алтайхимпром» ведется достаточно не продуманно. Разработанная программа сбыта, в которую входит заключение договоров с различными организациями для лечения персонала, которые задействованы на вредных производствах, также заключаются регулярно договора с МВД и МЧС России.
Реализация путёвок оптом выгодна учреждению, так как за такие сделки покупатели в основном рассчитываются наличными, а это необходимо для улучшения договора материально-технической базы, но также применяется и используется безналичный расчет.
В ООО «КОЦ «Алтайхимпром» существует отдел маркетинга и бронирования. Сбытом всех услуг занимаются специалисты, эти полномочия возложены на начальника отдела маркетинга и менеджеров.
Руководство данного учреждения, работающее сегодня в условиях жесткой конкуренции, начинает все отчетливей понимать, что без рекламы успешное продвижение услуг на рынок не возможно. Организация дает рекламу, публикуемую в газетах: «Славгородские вести», «Яровские новости», «22 регион» (Алтайский край), «Будь в курсе» (Кемеровская область), «Сегодняшняя газета» (Красноярский край) и на телевидении: «24 Катунь» (г. Бийск), ВГТРК «Алтай» (г. Барнаул) и др. Основные задачи рекламы: рассказать рынку о своих услугах – новинках. Тем самым количество клиентов увеличивается. Например, у организации есть свободные путевки, тогда руководство учреждения обращается в администрацию города Яровое и предлагает путевки по льготной цене, это может быть просто лечение без проживания, а уже мэрия города решает кого направить на лечение, это могут быть многодетные семьи, участники войн или инвалиды.
У данной организации есть один конкурент, Государственное учреждение здравоохранения «Краевой центр восстановительной медицины и реабилитации Озеро Яровое», который находится на берегу озера «Большое Яровое».
ГУЗ «КЦВМиР» находится в Алтайском крае, в 6 км к западу от г. Славгорода в центре г. Яровое, недалеко от озера. Период функционирования - круглогодичного. Вместимость – 150 мест.
Основной медицинский профиль центра восстановительной медицины и реабилитации – заболевания системы кровообращения, костно-мышечной системы, болезни уха, горла, носа, нервной системы, органов дыхания (нетуберкулезного характера), гинекологические заболевания, болезни кожи.
Перечень медицинских услуг: грязелечение (пилоидотерапия), бальнеотерапия, физиотерапия, гальваногрязетерапия, ЛФК, фитотерапия, гирудотерапия (пиявки), парафинотерапия (озокеритолечение), медицинский массаж, симптоматическая медикаментозная терапия (блокады), сауна, бассейн, спелеотерапия («соляная пещера»), ингаляции. ООО «КОЦ «Алтайхимпром» имеет грязелечебницу, физиотерапевтическое отделение, ингаляторий, процедурные кабинеты, сауну с бассейном, душевые, фитобар. Питание – четырехразовое, по заказному меню, для детей – шестиразовое.
В ООО «КОЦ «Алтайхимпром» хорошо развита развлекательная инфраструктура. Так, к услугам клиентов на пляже катамараны, парусник. В летние месяцы – автобусные экскурсии на еще одно горько-соленое озеро Малое Яровое, расположенное в 30 км от г. Славгорода, на искусственный пресный водоем рядом с соленым озером, именуемый у местных жителей Теплым ключом. В зимние месяцы можно воспользоваться услугами проката коньков и лыж. Есть в спортивном комплексе (400 м от санатория) стрелковый тир, настольный теннис, бильярд. Уютное кафе на территории санатория. Рядом с ООО «КОЦ «Алтайхимпром» располагается плавательный бассейн с пресной водой.
В таблице 2.8 представлена сравнительная характеристика стоимости путевки ГУЗ «КЦВМиР» и ООО «КОЦ «Алтайхимпром».
Таблица 2.8 – Прайс-лист на путевки (цена на человека) ГУЗ «КЦВМиР» и ООО «КОЦ «Алтайхимпром»
Категория номера |
ГУЗ «КЦВМиР» |
«Алтайхимпром» |
Разница, % | ||
15 дней |
1 день |
15 дней |
1 день | ||
1-местный с улучшенными |
39160 |
2611 |
38640 |
2576 |
1,36 |
2-местный с улучшенными |
40360 |
2691 |
39480 |
2632 |
2,24 |
2-местный без удобств |
28060 |
1871 |
27195 |
1813 |
3,2 |
4-местный местный без удобств |
43000 |
2867 |
42000 |
2800 |
2,39 |
Исходя из выше приведенного анализа проведем сравнительную характеристику с нашим учреждением. Во-первых, ГУЗ «КЦВМиР» одновременно
на лечение может принять 250 человек, а «Алтайхимпром» всего лишь 135 человек.
Во-вторых, оба санатория в процессе лечения используется одна и та же лечебная грязь.
В-третьих, отличаются и методы лечения. В ГУЗ «КЦВМиР» лечебная грязь наносится на весь организм человека, а в ООО «КОЦ «Алтайхимпром» - только на отдельные участки тела, которые нуждаются в лечении. В-четвертых, в ГУЗ «КЦВМиР» немного уже список услуг, чем у ООО «КОЦ «Алтайхимпром».
В ООО «КОЦ «Алтайхимпром» проводится лечение опорно-двигательного аппарата, гинекологических заболеваний, а в ГУЗ «КЦВМиР» это отсутствует. В-пятых, в ГУЗ «КЦВМиР» цены на оказание услуг и проживание на порядок выше по сравнению с ООО «КОЦ «Алтайхимпром», так стоимость путевки у исследуемого предприятия примерно но 2,3 % ниже, чем у конкурента.
Таким образом, ООО «КОЦ «Алтайхимпром» на данный момент обладает рядом конкурентных преимуществ перед своим основным конкурентом ГУЗ «КЦВМиР».
2.2 Финансовый анализ ООО «КОЦ «Алтайхимпром»
Динамика основных показателей ООО «КОЦ «Алтайхимпром» за 2009-2011гг представлены в таблице 2.9.
Наименование показателя |
Единица измере-ния |
Годы |
Прирост (+;-) |
Темп роста |
Прирост (+;-) |
Темп роста |
Прирост (+;-) |
Темп роста | ||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2011 к 2010 |
2011 к 2009 |
2011 к 2009 | ||
1.Среднеме- сячная выручка |
Руб. |
1669333,3 |
2483083,3 |
2552583,3 |
+813750 |
48,75 |
+69500 |
2,8 |
+883250 |
52,91 |
2. Доля денежных средств в выручке |
1,75 |
3,72 |
3,54 |
1,97 |
112,57 |
-0,18 |
-4,84 |
+1,79 |
102,29 | |
3. Среднеспи- сочная численность работников |
человек |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Рентабель- ность оборотного капитала |
0,61 |
0,61 |
0,79 |
- |
- |
+0,18 |
29,51 |
+0,18 |
29,51 | |
5. Рентабель- ность продаж |
2,02 |
2,59 |
2,05 |
+0,57 |
28,22 |
-0,54 |
-20,85 |
+0,03 |
1,49 | |
6.Среднеме- сячная выработка на одного работника |
Руб\чел |
5966 |
6810 |
7520 |
+844 |
14,15 |
+710 |
10,43 |
+1554 |
26,05 |
7. Эффектив-ность внеоборотного капитала |
0,037 |
0,041 |
0,047 |
+0,004 |
10,81 |
+0,006 |
14,65 |
+0,01 |
27,03 |
Таблица 2.9 – Анализ динамики основных показателей деятельности учреждения за 2009-2011 года
Как видно из данной таблицы, происходит увеличение среднемесячной выручки, она увеличилась на 883250,0 рублей по сравнению 2011 года с 2009 годом, также увеличилась доля денежных средств в выручке на 1,79. Численности рабочих осталась неизменной. Значит, можно сделать вывод, что услуги ООО «КОЦ «Алтайхимпром» пользуются широким спросом и предприятие имеет перспективы на будущее, также увеличение объема выручки говорит и о том, что происходит рост цен на оказываемые услуги и увеличивается число пролечившихся больных из года в год.
Также из таблицы 2.9 видно, что идет увеличение показателя рентабельности оборотного капитала организации, этот показатель говорит о том, что предприятие в 2010 и 2011 годах увеличило вложения из прибыли в оборотные активы, и прибыль была распределена на другие нужды. В тоже время рост рентабельности продаж свидетельствует о том, что идет увеличение прибыли в результате реализации услуг.
К положительным тенденциям также можно отнести то, что возрос показатель среднемесячной выработки на одного рабочего. Это свидетельствует о том, что коллектив данного учреждения стал в 2011 году работать более эффективно, по сравнению с 2010 и 2009 гг.
В приложении Д представлены основные коэффициенты финансового состояния ООО «КОЦ «Алтайхимпром».
В 2010-2011 годах увеличиваются коэффициенты задолженности предприятия перед другими организациями и фискальной системе. Все это отрицательно сказывается на его платежеспособности, но у данного учреждения отсутствуют кредиты взятые в банках, это связано с тем, что предприятие является государственным учреждение и в случае необходимости всегда получит поддержку государства, если правительство посчитает это необходимым. Рост коэффициентов задолженности фискальной системе, внутреннего долга, степени платежеспособности по текущим обязательствам, связан с тем, что предприятие вложило много средств в ремонт своих зданий, с целью привлечения большего числа желающих поправить свое здоровье. Также идет снижение коэффициента покрытия текущих обязательств оборотными активами в 2010 году, а в 2011 году выходит на уровень 2009 года, этот коэффициент говорит о снижении ликвидности предприятия и его платежеспособности.
Также из таблицы видно, что коэффициент обеспеченности оборотными средствами увеличился на 0,142 (или на 322,73 %) в 2011 году по сравнению с 2009 годом, это говорит о том, что увеличивается скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы.
В результате проделанных расчетов можно сделать следующие выводы, что эффективность функционирования предприятия снизилась в 2010 году, однако в 2011 году показатели улучшаются. Это можно объяснить рядом причин, во-первых, увеличилось число развлекательных учреждений, а, во-вторых, люди начали приезжать, чтобы поправить не только свое здоровье, но и еще прекрасно отдохнуть.