Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:04, курс лекций
Вхождение России в мировую экономическую систему и устранение искусственно созданных торгово-экономических барьеров не только открыло новые горизонты и возможности для российских предприятий. Оборотной стороной медали стала жесточайшая конкуренция, практически незнакомая промышленности, более семидесяти лет функционировавшей в условиях плановой экономики, управляемой административно-командными методами.
Обучение вне организации дает максимальный эффект лишь тогда, когда его содержание тесно увязано с целями и стратегией организации-заказчика, когда его результаты востребованы. Как обеспечить максимально высокую отдачу от внешнего обучения? Как мотивировать слушателей на более полное использование в своей работе знаний и навыков, полученных результате учебы? В некоторых компаниях уже сложились свои подходы к решению этих задач. Хорошей практикой являются отчеты участников о пройденном обучении, письменные работы, рефераты по пройденным темам или другие формы самостоятельной работы, закрепляющей и углубляющей полученные знания. Посылая какую-либо категорию работников на обучение вне организации, следует также предусмотреть определенные изменения в их работе по завершении обучения. Это не обязательно должно быть повышение в должности; руководство может поручить работникам, прошедшим курс обучения, более сложные задания или самостоятельные проекты, дающие возможность использовать приобретенные знания и применить усвоенные навыки на практике.
Из-за относительно высокой стоимости внешнего обучения российские компании широко используют обучение вне организации в основном для обучения руководителей среднего и высшего звена или обучения резерва.
Выбор и подготовка преподавателей:
Для проведения учебного процесса
необходимо сделать выбор из двух
альтернатив: искать преподавателей "на
стороне" либо привлекать к обучению
персонала собственных
Если организации для подготовки и развития персонала обучение требуется не постоянно, а время от времени и для небольшого числа работников, то организация может позволить себе заказать это обучение в специализированных организациях, работающих в сфере бизнес-образования (в ряде случаев объединяясь с другими организациями). Если же перед организацией стоит задача обучения большого числа работников на регулярной основе, то более целесообразно организовать подготовку собственных преподавателей или пригласить на постоянную работу соответствующих специалистов (преподавателей, тренеров, инструкторов). Многие крупные организации привлекают к работе в качестве преподавателей собственных работников, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Основное преимущество, которое организация получает от этого, состоит в том, что в таком случае обучение может в значительно большей степени учитывать ту профессиональную специфику, с которой после завершения обучения придется столкнуться слушателям. Хорошо зарекомендовал себя подход, когда в качестве преподавателей (тренеров, инструкторов) выступают после соответствующей подготовки линейные руководители. Они хорошо владеют той тематикой, которую преподают, хорошо знают компанию, являются олицетворением культуры компании, знают ее политику, нормы и правила и на собственном примере показывают, какие качества и какое поведение ценится в компании. Этот подход позволяет минимизировать штат работников отдела обучения и рационально использовать деньги, отпущенные на обучение.
Непосредственное участие в процессе обучения руководителей-практиков, знающих важнейшие детали работы слушателей, при соответствующей их подготовке и при правильной организации этого участия положительно сказывается на результатах учебы. Такие преподаватели могут точнее выявить потребность слушателей в тех или иных знаниях, и их живое знание дела способствует эффективной реализации учебных программ. Это приближает весь процесс обучения к реальной работе, повышая интерес обучающихся к учебной программе и положительно отражаясь на их мотивации к обучению. Чем большее участие принимают работающие в организации руководители-практики в обучении персонала, тем меньше потребность в привлечении преподавателей со стороны, а значит, ниже финансовые издержки, связанные с обучением.
Другой выигрыш, который получает организация при более широком участии руководителей в процессе обучения персонала, состоит в том, что руководители, работающие в качестве преподавателей, и сами при этом проходят своеобразное обучение. Как верно сказал французский писатель Жозеф Жубер, «Обучать – значит учиться вдвойне». В ходе обучения руководители:
· начинают лучше понимать цели и стратегию компании;
· приобретают более глубокое понимание подхода компании к обучению и переподготовке персонала;
· знакомятся с трудностями, достижениями и неудачами, которые имеют место при обучении и повышении квалификации персонала компании;
· осваивают педагогические методы, приемы и навыки, которые помогают им также в дальнейшей работе в качестве руководителей;
· получают возможность на собственном опыте оценить влияние обучения и повышения квалификации на эффективность работы компании.
Такая практика способствует
тому, что в долгосрочной перспективе
руководители – в том числе
и руководители высшего звена, получившие
ранее опыт преподавания, – будут
с большим вниманием и
Подбор преподавателей осуществляется
в первую очереди на основании
их способности и желания работать
в этом качестве. Кроме того, следует
учитывать такие формальные критерии,
как возраст, образование и опыт
работы. Большое значение имеют также
коммуникативные способности
После того, как отобраны
работники, которые будут работать
в качестве преподавателей, необходимо
организовать их обучение. Подготовка
преподавателей – это важная обязанность
специалистов, занимающихся вопросами
обучения. В ходе этой подготовки преподаватели
должны более глубоко освоить
тот предмет, который им предстоит
преподавать, научиться тому, как
лучше структурировать учебный
материал, как выбирать и использовать
наиболее эффективные методы обучения
с учетом рассматриваемых тем
и состава слушателей. Преподаватели
также должны уметь обеспечивать
высокий уровень мотивации
Если же по каким-либо причинам
организация не имеет возможности
привлекать к обучению собственных
преподавателей, то может быть найдено
достаточное число внешних
Нуждается в рассмотрении еще один вопрос, который волнует многие организации, располагающие достаточными финансовыми средствами, которые могут быть направлены на обучение персонала: какие преподаватели лучше – российские или западные?
Когда международные компании делали первые шаги в России, естественным желанием компаний, имеющие необходимые финансовые возможности, было посылать обучаться свой персонал за границу. Объяснение было довольно простое: кто лучше западных преподавателей может научить основам бизнеса в условиях рыночной экономики? Считалось, что западным стандартам ведения бизнеса можно научиться только на Западе.
В настоящее время можно
утверждать, что российские преподаватели
знают предмет не хуже своих западных
коллег. Многие из них прошли обучение
или стажировку за рубежом. Российские
компании, предлагающие обучение, конкурентоспособны
не только из-за более низкой стоимости
обучения – наши преподаватели прекрасно
понимают менталитет слушателей. Даже
ведущие западные компании, действующие
на российском рынке, признают, что
никто лучше отечественных
Условия обучения:
Условия, в которых проводится обучения, должны не только обеспечить высокий уровень усвоения знаний и навыков в рамках учебной программы, но и минимизировать отвлекающие моменты, которые могут оказать негативное влияние на уровень мотивации и на концентрацию внимания слушателей.
Помещение, в котором проходит обучение, должно способствовать решению основных задач обучения и хорошему усвоению учебного материала. Аудитории, предназначенные исключительно для лекций и семинаров, как правило, отличаются от аудиторий, предназначенных для тренингов. Если аудитории, где проводятся лекции или семинары, чаще всего не приспособлены для трансформаций во время занятий, то аудитории, в которых проходят тренинги, предполагающие широкое использование методов активного обучения, должны иметь возможности для таких трансформаций (достаточное пространство, возможности для перемещения столов, стульев, если требуется освободить место для выполнения тех или иных групповых упражнений).
В учебных помещениях желательно
иметь возможности для
Не меньшее значение имеет
и поддержание в учебных
Итак, при организации обучения следует обеспечить:
- хорошее освещение;
- хорошую вентиляцию;
- комфортную температуру;
- отсутствие отвлечений и постороннего шума;
- возможность трансформации учебного помещения сообразно используемым методам обучения;
- возможность контроля освещенности;
- оснащение учебных помещений необходимой мебелью и оборудованием.
Принципы, лежащие в основе эффективного обучения:
Успешное достижение целей
обучения предполагает не только создание
благоприятных условий для
Среди важнейших принципов, реализация которых обеспечивает успех обучения, можно в первую очередь выделить следующие:
- обеспечение слушателей
полной и своевременной
- практическая отработка получаемых знаний и навыков;
- перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия;
- востребованность результатов обучения;
- формирование и поддержание высокой мотивации к обучению;
- учет исходного уровня знаний обучающихся.
Методы обучения
Сегодня мы сталкиваемся с огромным многообразием учебных программ, предназначенных для самых разных категорий работников – от рядового персонала до высшего руководства. Все многообразие используемых при этом методов обучения можно разбить на три большие группы:
· традиционные методы обучения;
· методы активного обучения;
· методы обучения на рабочем месте.
Традиционные методы обучения
К традиционным методам обучения относятся:
- лекции
- семинары
- учебные кино- и видеофильмы.
Эти методы используются
наиболее часто при передаче и
закреплении самых
Лекции
При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты или показ слайдов.