Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:04, курс лекций

Краткое описание

Вхождение России в мировую экономическую систему и устранение искусственно созданных торгово-экономических барьеров не только открыло новые горизонты и возможности для российских предприятий. Оборотной стороной медали стала жесточайшая конкуренция, практически незнакомая промышленности, более семидесяти лет функционировавшей в условиях плановой экономики, управляемой административно-командными методами.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции упр_персоналом.docx

— 393.14 Кб (Скачать файл)

Принципы распределения  ролей среди слушателей или принятия решения вопроса о вхождения  в ту или иную команду могут  быть различными. Один из них – по желанию участников. Если желающих исполнять ту или иную роль не находится, распределить роли и разбить слушателей на команды может преподаватель (тренер).

При проведении игры команды могут работать в параллельном режиме или по очереди, можно назначить  основную команду и команду-дублер, которая будет вступать в игру при определенных обстоятельствах (задаваемых преподавателем/тренером или возникающих в ходе игры).

Преподаватель (тренер, организатор игры) заранее готовит  исходные данные и раздаточные материалы.

Проведение деловой  игры

В ходе самой игры основными функциями преподавателя  являются: наблюдение за ходом игры, поддержание творческой, соревновательной обстановки и обеспечение высокой  включенности слушателей в работу.

Включенность и  мотивация участников деловой игры может быть повышена за счет того, что  сценарий многих игр предполагает соревнование, конкуренцию между несколькими  командами.

Разбор хода деловой  игры и подведение итогов

Этот этап игры очень  важен. Разбор игры – это общая  оценка проведенной работы, и оценка действий команды или отдельных  участников игры. Времени на анализ игры должно быть выделено столько, чтобы  все желающие имели возможность  выступить с оценкой собственного вклада, высказать суждения, мнения о действиях своей команды, других команд, дать предложения о возможных  изменениях, которые могли бы позитивно  сказаться на конечных результатах.

В обсуждении результатов  игры должны принимать участие по возможности все слушатели. Преподаватель  должен отслеживать, чтобы обсуждение велось в доброжелательном и конструктивном стиле, следует избегать общих оценок ("нормально", "плохо" и т.п.), неконкретности ("Они плохо старались", "Надо было бы получше работать") и излишней критичности.

Разбор игры лучше  начинать с ее оценки со стороны  участников и завершать анализом, комментариями и подведением  итогов со стороны преподавателя. При  подведении итогов важно выяснить, что приобрели слушатели в  результате деловой игры, какие выводы для себя они сделали. Особенно интересен  и содержателен разбор игры, когда  при ее проведении используется видеозапись.

Современные деловые  игры могут проводиться с использованием интерактивных возможностей современной  компьютерной техники, дающих возможность  мгновенно получать и анализировать  информацию, а также оценивать  последствия принятых решений. Игра может строиться на основе моделирования  работы конкретной организации или  ограничиваться рамками одного или  двух направлений деятельности компании, например, финансами или маркетингом.

В настоящее время  разработано достаточно много компьютерных деловых игр, которые позволяют  осваивать навыки управления производством, проведения рекламные компаний и  заключения сделок. Деловые игры являются уникальным методом обучения тому, как работать с информацией, как  принимать решения и проектировать  практическую реализацию этих решений.

Ролевые игры

Ролевые игры также  относятся к методам активного  обучения. Этот метод становится все  более популярным при обучении руководителей  разных уровней и кандидатов (резерв) на занятие руководящих должностей. Чаще всего ролевые игры используются в ходе тренингов различного рода.

Особенно полезны  ролевые игры при обучении навыкам  межличностного общения, поскольку  предполагают воспроизведение ситуаций, близких по своему содержанию к тем, в которые слушатели попадают в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, руководством и подчиненными.

Игровые ситуации обычно моделируют или воспроизводят реальные или типичные рабочие ситуации, где  несколько обучающихся играют определенные роли (например, начальника и подчиненного, клиента и продавца) в определенных обстоятельствах, стараясь добиться решения  поставленной учебной задачи. Участие  в ролевых играх может предваряться специальным инструктированием  со стороны преподавателя (тренера), которое задает основные условия, в  которых разворачивается игровая  ситуация.

Например, "Руководитель беседует с подчиненным. Он раздражен, потому что перед этим он получил взбучку от руководства", "Подчиненный не соглашается на просьбу начальника цеха выйти в выходной на сверхурочные работы, потому что у него есть личные проблемы, о которых он не хотел бы говорить с руководителем" или "Руководитель проводит собеседование с кандидатом на вакантную должность. Кандидат ожидает другого места, а здесь планирует только "пересидеть" пару месяцев".

Проигрывание ролей  и последующее обсуждение результатов  ролевой игры позволяет слушателям лучше понять мотивы поведения и  того работника, чья роль проигрывается, и мотивы противоположной стороны; помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в ситуациях межличностного взаимодействия, осознать конструктивные и неконструктивные модели поведения; уяснить те задачи, которые должны быть решены для достижения успеха в данной ситуации (разрешение конфликта, достижение высокого уровня сотрудничества, убеждение другого человека и  т.п.).

Слушатели, не принимающие  непосредственного участия в  ролевой игре, выступают в роли наблюдателей. При этом важной задачей  преподавателя является обеспечение  их включенности и заинтересованности в происходящем. Это достигается  за счет специальных заданий, которые  наблюдатели получают от преподавателя (за кем наблюдать, какие особенности  поведения или какие действия фиксировать, стараться определить, какие действия участников игры способствуют, а какие препятствуют успешному  решению стоящих перед участниками  задач). Во время инсценировки зрители (наблюдатели) не должны мешать исполнителям советами, выражением одобрения или  неодобрения.

По окончании  игры проводится ее обсуждение. Начинать его следует с вопроса к  непосредственным участникам ролевой  игры, как они сами оценивают итоги  игры, собственные действия, действия других участников (или участника, если ролевая игра предполагает лишь два  действующих лица). Это дает им возможность  по завершении ролевой игры (особенно в том случае, если у них осталась какая-то неудовлетворенность собой, своими действиями) проговорить те проблемы и трудности, которые они  испытали во время игры. Если этот порядок  будет нарушен, то возникает опасность  того, что исполнители будут болезненно реагировать на замечания, мнения, советы со стороны наблюдателей. Затем важно  выяснить, как игровая ситуация воспринималась наблюдателями, получить ответ на вопросы, что было сделано наилучшим образом, что можно было бы сделать лучше  или по-другому.

Для многих взрослых людей участие в такой достаточно необычной процедуре, как ролевая  игра (особенно с видеозаписью!), является серьезным стрессом. С одной стороны, они боятся выглядеть глупо, с  другой стороны, опасаются, что их авторитет  в глазах коллег может упасть. И  в этой ситуации неосторожное слово, нетактичный совет, резкая критика  могут очень больно ранить не очень  уверенного в себе человека. Резкая критика в адрес отдельных  слушателей или группы в целом  нежелательна не только потому, что  она может ранить самоуважение и  нанести удар по самооценке людей. Критика  стимулирует желание дать достойный  отпор, провоцирует конфронтацию. Если преподаватель не предпринимает  корректирующих мер, то излишне критичное  обсуждение превращается в перепалку. Поэтому при проведении ролевых  игр обеспечение максимальной поддержки участников, создание атмосферы защищенности и благожелательности является одной из основных задач преподавателя (тренера).

Основная установка, даваемая преподавателем перед началом  ролевой игры наблюдателям, - при  анализе высказываний и действий участников игры быть максимально конструктивными, то есть не пытаться выяснить, что было сделано плохо или почему данный подход не сработал, а стараться  увидеть, что было сделано хорошо или как эту задачу можно было бы решить лучше или по-другому. Тренер или преподаватель должен очень внимательно отслеживать, чтобы слушатели не соскальзывали на критику и работали только в конструктивном и позитивном ключе. Такое поведение надо задавать правилами и жестко отслеживать следование этим правилам.

Для успеха этого  метода очень важен опыт тренера, поскольку он не только должен создавать  климат, располагающий участников к  активному и творческому участию  в разыгрываемых ситуациях, от него также зависит качество обратной связи и подкрепления, которые  получают участники ролевой игры. Хорошую обратную связь для участников ролевых игр может давать и  видеозапись с последующим просмотром и обсуждением.

Перенос навыков  и моделей поведения, усвоенных  в ходе ролевых игр, в практику работы зависит от того, насколько  полно и точно разыгрываемые  ситуации моделируют ситуации, возникающие  в профессиональной деятельности участников, а также от того, насколько убедительны  для участников и наблюдателей итоги  игры и результаты последующего обсуждения.

Стоимость этого  метода относительно высока, поскольку  размер группы обычно ограничен 8 - 15 участниками. 

Поведенческое моделирование

Поведенческое моделирование - это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок. Преимущественно этот метод используется в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод. Он учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги:

-    предъявление "поведенческой модели" (примера для подражания) профессионального поведения, которое предлагается освоить;

-    практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную "поведенческую модель";

-    обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствующего о степени успешности овладения соответствующими моделями поведения.

Типичным примером поведенческого моделирования является ситуация, когда опытный продавец или страховой агент показывает новичку образец того, как следует  работать с клиентом. После этого  новичкам дается возможность самостоятельно воспроизвести предложенную модель поведения.

Ролевые модели, которые  предлагаются работникам при использовании  метода поведенческого моделирования, разрабатываются так, чтобы они  в максимальной мере соответствовали  рабочим ситуациям, поэтому поведенческое  моделирование имеет очень высокую  степень позитивного переноса.

Поведенческое моделирование  является эффективным при соблюдении следующих требований:

- Пример для подражания  должен быть привлекательным  для обучающегося и вызывать  у него доверие и готовность  следовать предложенному образцу  для подражания. В противном случае мы рискуем получить подтверждение слов Марка Твена: «Нет ничего более раздражающего, чем хороший пример».

- Пример для подражания  должен демонстрировать желаемую  последовательность или правильный  порядок действий в стандартной  ситуации.

-  Учащийся должен видеть, что соблюдение желательной последовательности или порядка действий вознаграждаются тем или иным образом (экономия времени, решение поставленных задач и т.п.).

Особое внимание тренер (преподаватель) должен обращать на изменение в нужном направлении  установок обучающихся. Обратную связь  и подкрепление в ходе обсуждения обеспечивают тренер, другие участники  или видеозапись. Метод поведенческого моделирования тем эффективнее, чем выше уровень мотивации обучающихся, чем лучше они понимают значение моделируемого поведения для  успешного решения задач, которые  стоят перед ними в их профессиональной деятельности.

Этот метод обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых: он достаточно гибок, чтобы давать больше времени  медленно обучающимся участникам. Поведенческое  моделирование является относительно дорогим методом, поскольку оно  проводится либо на индивидуальной основе (ученик - наставник), либо в небольших  учебных группах (размер группы ограничен 10 - 12 участниками). 

 Разбор практических  ситуаций (case-study)

Обучение, основанное на разборе практических ситуаций, в системе бизнес-образования начали активно использовать в еще 20-х годах в США. В течение последних десятилетий в западной практике бизнес-образования метод изучения ситуаций из опыта деятельности компаний, относящихся к разным сферам экономики, (case-study) находит все более широкое применение при изучении самых разных дисциплин: финансы, маркетинг, управление персоналом и др.

Разбор практических ситуаций – это один из самых  старых и испытанных методов активного  обучения навыкам принятия решений  и решения проблем. Цель этого  метода – научить слушателей –  как при самостоятельной работе, так и при работе в группе –  анализировать информацию, структурировать  ее, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать  их, выбирать оптимальное решение  и вырабатывать программы действий. Данный метод позволяет слушателям развивать навыки анализа, диагностики  и принятия решений, которые позволят им быть более успешными при решении  похожих проблем в своей профессиональной деятельности.

Сущность метода заключается в том, что слушатели  знакомятся с описанием ситуации, сложившейся на определенном предприятии  или в определенной организации. Чаще всего дается достаточно подробное  описание или событий, реально имевших  место (с указанием точной хронологии, действующих лиц и другой значимой для дальнейшего анализа информации), или событий вымышленных, но достаточно точно отражающих тенденции реального  бизнеса. Описание может содержать  указания на отношения и поведение  участников событий в виде высказываний, описания их действий и т.д. Материалом для анализа может послужить  статья из газеты, журнала, мемуарная  литература, журнальные публикации, видеозаписи, кинофильмы .и др.

Информация о работе Управление персоналом