Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:04, курс лекций

Краткое описание

Вхождение России в мировую экономическую систему и устранение искусственно созданных торгово-экономических барьеров не только открыло новые горизонты и возможности для российских предприятий. Оборотной стороной медали стала жесточайшая конкуренция, практически незнакомая промышленности, более семидесяти лет функционировавшей в условиях плановой экономики, управляемой административно-командными методами.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции упр_персоналом.docx

— 393.14 Кб (Скачать файл)

Лекционный метод  не свободен от ряда недостатков даже в том случае, если лектор имеет  самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекции в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающиеся слушают, смотрят и, если не доверяют своей памяти, конспектируют  за лектором, практически не имея возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного  материала. Усвоение материала в  значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (содержание, сложность, структурированность) и от того, насколько широко во время  лекции используются наглядные средства.

Перенос знаний, полученных в ходе лекции, в рабочие условия  зависит от того, насколько структурированным  является обучение и насколько оно  ориентировано на практику. Лекция не позволяет учитывать разный уровень  знаний, профессионального опыта  и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом. Несмотря на эти недостатки, лекции остаются наиболее часто используемым методом, поскольку это, во-первых, самый  «привычный» метод подачи материала, а во-вторых, далеко не все преподаватели  владеют другими методами подачи материала (в частности, методами активного  обучения).

Эффективность обучения при лекционной подаче материала  определяется целым рядом факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать  интерес к изучаемой теме, способностью четко и ясно изложить материал и  др. Большое значение имеет также  обеспеченность студентов учебной  литературой и методическими  материалами (учебники, дополнительная литература, учебные пособия, методические пособия, раздаточные материалы  и т.п.).

Плюсы лекционной подачи материала:

·             Преподаватель полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Хорошие возможности оперативно изменить последовательность, полноту раскрытия отдельных тем или отдельных    вопросов и темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей.

·             Возможность охвата большой аудитории.

·             Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей).

Ограничения лекций

·             Низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала.

·             Невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей.

·             Высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель способны добиться высокого уровня внимания и включенности слушателей на всем протяжении лекции.   

.             Проведение занятий жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия кого-то из учащихся на занятиях восстановить пропущенный материал в полном объеме им бывает трудно.

Семинары

Семинар обычно завершает  лекционное предъявление некоторой  логически завершенной порции материала. Цель семинара - проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разобраться в содержании изучаемой темы. Главное в семинаре - диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести  его с опытом и знаниями, уже  имеющимися у слушателей.

Семинарские занятия  позволяют контролировать степень  понимания слушателями пройденного  материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному материалу. Семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении рекомендованной литературы.

Семинары предполагают большую активность слушателей и  двустороннюю коммуникацию во время  семинарских занятий. Эффективность  семинара зависит от умения преподавателя  создать в ходе занятия такую  обстановку, такой климат, который  побуждает слушателей к активному  участию в работе. Семинары позволяют  преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий  установить более прочные связи  между материалом, который слушатели  получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают  на настоящий момент.

Семинары, в отличие  от лекций, проводятся в относительно небольших группах (8-25 человек).

Учебные кино- и  видеофильмы

Как и традиционные методы обучения, учебные кино- и  видеофильмы имеют свои плюсы  и минусы.

Плюсы учебных  кино- и видеофильмов:

-   Наглядность и доступность подачи материала . Возможность показать объекты и процессы в деталях и в движении.

-   Зрительные образы запоминаются легче , чем устное предъявление информации в ходе лекции. Зрелищность и динамизм также улучшают запоминание и повышают мотивацию к обучению.

-   Возможность самообучения и повторения . Любой сотрудник компании может в любое время взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям.

-  Возможность многократного использования (как при индивидуальных занятиях, так и в составе группы).

-    Удобство использования : обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте и в удобное время.

-   Связь с практикой . В основе сюжетов часто лежат реальные события, происходившие на конкретных предприятиях.

-   Экономия средств – компания покупает учебный видеокурс один раз, а может использовать его неоднократно.

-    Помощь преподавателю или тренеру – видеокурс является готовым учебным материалом, он также позволяет сменить режим работы, повысить включенность обучающихся в учебный процесс.

Ограничения кино- и видеофильмов:

·    Просмотр оставляет участников пассивными , не давая им возможности для вопросов и обсуждения (если только видео- или DVD-фильмы не используются как один из приемов организации групповой работы).

·    Кино- и видеофильмы не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся.

·    При отсутствии внешнего контроля, когда никто не заставляет работника "расти над собой", довольно остро встает проблема внутренней мотивации . Для многих людей бывает достаточно трудно организовать себя, выделить время на учебу, на саморазвитие

·    При просмотре кино- и видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя . Убежденность, энергетика, личное обаяние преподавателя повышают готовность слушателей к присвоению учебного материала.

Методы  активного обучения

Все возрастающий поток  информации в наше время требует  новых форм обучения, которые позволяли  бы за достаточно короткое время передавать обучающимся довольно большой объем знаний, давали бы возможность обеспечить высокий уровень присвоения слушателями изучаемого материала и закрепить его на практике. Бизнес-образование предполагает практическое использование знаний и навыков, которые слушатели получают в процессе обучения. Знать менеджмент в теории и уметь управлять на практике – совершенно разные вещи. Поэтому менеджмент надо преподавать иначе, чем традиционные дисциплины. Активные методы обучения большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений.

Общей тенденцией, которую сегодня следует отметить, говоря об обучении персонала, является все больший упор на использование  методов активного обучения и  на развитие в ходе обучения у слушателей навыков командной работы. Это  дает целый ряд преимуществ:

c    Облегчается восприятие нового материала . Лекционная форма подачи материала для большинства взрослых людей, давно закончивших обучение, является слишком тяжелой, так как требует высокой концентрации внимания, хорошей памяти и, возможно, уже утраченных навыков учения.

c    Шире используется опыт слушателей . В ходе занятий он подвергается значительному переосмыслению и упорядочиванию. Слушатели взаимно обогащают друг друга. Это дает возможность, с одной стороны, провести ревизию собственного опыта, определить, что в нем «работает», а что является вредным или неэффективным, а с другой, - познакомиться с опытом своих товарищей, позаимствовать новые приемы и подходы к решению наиболее часто встречающихся в работе слушателей задач.

c    Доказывая или обосновывая те или иные подходы к решению поставленных задач, слушатели присваивают новые знания и новые подходы к решению этих задач. При использовании методов активного обучения, как правило, не преподаватель доказывает слушателям "правильность" тех или иных подходов, действий, а, наоборот, слушатели в ходе групповых обсуждений должны самостоятельно обосновать то, что при лекционной форме подачи материала дается им в готовом виде.

c    Слушатели получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения и соотнести их с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать в своей работе.

Успешное достижение целей обучения в значительной степени  связано с той психологической  атмосферой, которая складывается во время учебы. Максимальной отдачи от занятия можно добиться только в  том случае, когда на занятиях складывается доброжелательная атмосфера, повышающая включенность участников в процесс  обучения, стимулирующая интерес  слушателей к процессу обучения, поощряющая их к проявлению творчества и инициативы.

В обеспечении благоприятного психологического климата, способствующего  достижению целей обучения  и высокому уровню усвоения учебного материала, особенно велика роль преподавателя. Уровень сотрудничества между преподавателем и слушателями и эмоциональный климат во время занятий в значительной степени зависят от личных качеств преподавателя, его опыта и умения правильно построить работу на занятиях. Во время занятий важно обеспечить высокий уровень взаимодействия и доброжелательности в отношениях между слушателями.

Активность обучающихся

Сколь бы банально это ни звучало, но в конечном итоге  слушатели учатся на собственном  опыте. Преподаватель только облегчает  процесс учения и создает условия  – физические, социальные, психологические, - которые благоприятствуют обучению. Обучение – двусторонний процесс, и  ученик – активный участник этого  процесса.

Когда мы говорим  об обучении, нас в первую очередь  интересуют следующие виды активности:  

-  физическая – обучающиеся перемещаются в аудитории, пишут, рисуют, выполняют психотехнические упражнения и т.п.

-  коммуникативная – слушатели задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, участвуют в групповых обсуждениях, участвуют в ролевых играх и т.п.

-   познавательная – участники слушают, анализируют увиденное или услышанное, вносят (формулируют) предложения, ищут решение проблем и т.п.

Есть ряд приемов, с помощью которых преподаватель  может поддерживать высокий уровень  активности слушателей. Активность обучающихся может обеспечиваться за счет:

-    использования психотехнических процедур;

-    включения в процесс обучения элементов соревновательности;

-     использования методов активного обучения (групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор практических ситуаций и пр.).

В настоящее  время наиболее распространенными  являются следующие методы активного  обучения :

c    тренинги;

c    программированное обучение;

c    компьютерное обучение;

c    групповые обсуждения;

c    деловые и ролевые игры;

c    ролевое моделирование;

c    разбор практических ситуаций;

c    баскет-метод.

Тренинги:

Под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические  блоки материала минимизированы, и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В  ходе проживания или моделирования  специально заданных ситуаций обучающиеся  получают возможность развить и  закрепить необходимые навыки, освоить  новые модели поведения, изменить отношение  к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В  тренингах обычно широко используются разнообразные методы и техники  активного обучения: деловые, ролевые  и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

В 60-е годы в США  широкое распространение получили тренинги в так называемых Т-группах, или тренинги сензитивности. Главной задачей этих тренингов было повышение чувствительности слушателей к решению проблем в сфере межличностных взаимодействий. Предполагалось, что широкая подготовка персонала в Т-группах будет способствовать повышению эффективности межличностных взаимодействий не только внутри отдельных подразделений, но и в организации в целом. Однако многолетний опыт проведения занятий Т-групп в самых разных организациях (от банков до промышленных предприятий) не оправдал возлагаемые на них надежды, и сейчас тренинг сензитивности чаще используется в практике психотерапии, чем в практике бизнес-образования.

Начиная с середины 80-х годов, в СССР все более  широкое распространение стали  приобретать тренинги навыков делового общения для разных категорий  работников с использованием видеозаписи  как средства обратной связи. Тренинг  делового общения направлен на развитие у слушателей не только эффективных  навыков межличностного общения, но и на повышение общего уровня их компетентности в коммуникативной  сфере. Особое значение обучение навыкам  эффективного делового общения имеет  для тех категорий работников, для которых успех в выполнении должностных обязанностей определяется именно эффективностью в сфере межличностных  взаимодействий (руководители, секретари-референты, продавцы, страховые агенты и др.).

Информация о работе Управление персоналом