Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 03:01, дипломная работа
Целью дипломного исследования является разработка методических подходов к развитию управления процессом сбыта предприятия, а также комплекса мероприятий по формированию его сбытовой стратегии, ориентированной на укрепление и расширение рыночных позиций.
Задачи исследования формулируются следующим образом:
• изучение теоретических и методических подходов к содержанию сбытовой деятельности как объекта стратегического менеджмента на предприятии;
• исследование организационного обеспечения управления сбытовой деятельностью предприятия на примере ИП «Альмагамбетова»
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические и методические основы управления процессом сбыта на предприятии………………………………………………………………………….5
1.1 Сущность процесса управления сбытом …………………………………..5
1.2 Классификация форм и систем сбыта. Каналы сбыта…………………...10
1.3 Планирование, прогнозирование и контроль сбытовой деятельности…17
1.4 Разработка сбытовой стратегии фирмы………………………………......22
1.5 Методика исследования……………………………………………………25
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия ТОО ИП «Альмагамбетова Л.Б.»………………………………………………………..….. 26
2.1 Общие сведения и организационно-правовые основы деятельности предприятия ИП «Альмагамбетова Л.Б.»………………………………………...26
2.2 Внешняя и внутренняя среда предприятия ИП
«Альмагамбетова Л.Б.»…………………………………………………………….27
2.3 Основные экономические показатели деятельности предприятия ИП «Альмагамбетова Л.Б.»………………………………………………………….....35
3 Управление процессом сбыта ИП «Альмагамбетова Л.Б.»………………....39
3.1 Оценка организация сбыта ИП «Альмагамбетова Л.Б.»………………....39
3.2 Стимулирование сбыта и формирование сбытовой стратегии ИП «Альмагамбетова Л.Б.»…………………………………………………………….46
3.3 Предложения по совершенствованию процесса управления сбытом на ИП «Альмагамбетова Л.Б.»………………………………………………………. 54
Заключение…………………………………………………………………………57
Список использованных источников
3.Взаимозаменяемость, альтернативность
его элементов. Процесс реализации
каждого отдельного вида
4. Инновационность. Способность к восприятию в качестве элементов потенциала новейших сбытовых технологий, способность к развитию путем непосредственного и систематического использования новых идей.
5. Гибкость. Данная особенность
свидетельствует о
Сравнивая и анализируя составляющие СПП, можно выявить недостатки в системе сбыта предприятия и предпринять соответствующие меры для их устранения. Данный процесс обеспечивает получение информации, влияющей на принятие управленческих решений, так как при сравнении и измерении характеристик торговой деятельности организации их можно сравнить с показателями лидирующих фирм для выявления наиболее эффективных процедур. Поэтому важно, чтобы менеджерам по продажам, руководству предприятия и инвесторам была доступна методика по оценке и анализу СПП.
В процессе маркетинговой деятельности проблема сбыта решается уже на стадии разработки политики фирмы. Осуществляется выбор наиболее эффективной системы, каналов и методов сбыта применительно к конкретно определенным рынкам. Это означает, что производство продукции с самого начала ориентируется на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия. Поэтому разработка сбытовой политики имеет целью определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара, что предполагает обоснованный выбор организационных форм и методов сбытовой деятельности, ориентированных на достижение намечаемых конечных результатов.
Управление сбытом и продажа представляют собой непрерывный повторяющийся процесс. На большинстве крупных и средних предприятий-производителей подразделение сбыта называется отделом сбыта. Функции отдела сбыта достаточно различны и часто определяются исторически сложившимися на предприятии производственными отношениями.
Стандартными задачами управления сбытом являются планирование, организация, контроль, найм, обучение и мотивация персонала. Цель управления сбытом - достижение запланированных результатов путем мотивации работников отдела сбыта к выполнению своих обязанностей наилучшим образом [5].
Все ситуации продаж отличаются друг от друга, но большинство менеджеров, клиентов и торговых работников соглашаются, что существуют некоторые характеристики, которые необходимы для работы в качестве торгового представителя. Даже если существуют какие-то универсальные характеристики, для каждой компании, важно выработать собственный набор критериев набора продавцов. Вот основные психофизические и профессиональные параметры, по которым необходимо разработать детальные описания:
-умственные способности (способности к планированию и разрешению проблем),
-физические характеристики (внешний вид, аккуратность),
-профессиональный опыт (опыт работы в сфере продаж и других сферах деятельности),
-образование,
-личные качества (убедительность, адаптивность (приспособляемость)),
-навыки (коммуникативные, межличностного общения, владения техникой, трудовые),
- факторы социального окружения.
Так как основная задача торгово-посреднической фирмы состоит в сбыте продукции, то естественно, что результативность деятельности такого предприятия во многом зависит от эффективности ее сбытовой системы. При этом важными моментами являются затраты на создание и эксплуатацию системы сбыта, универсальность и уникальность системы сбыта, ее действенность в определенных условиях.
Система сбыта предприятия может быть построена различным образом. Классификация систем сбыта:
Основные типы торгово-сбытовой деятельности [6]:
Для достижения коммерческого успеха при использовании того или иного типа торгово-сбытовой деятельности нужно тщательно проанализировать все финансовые вопросы, провести сравнительную характеристику затрат и результатов.
При формировании сбытовой системы определенного товара торгово-посреднической фирме приходится учитывать множество факторов, основными из которых являются:
Разработке сбытовой политики предшествует анализ эффективности существующей сбытовой системы в целом, так и по отдельным ее элементам, соответствие проводимой фирмой сбытовой политики конкретным рыночным условиям. Анализу подвергаются не столько количественные объемов продаж по продукту, но и по регионам, сколько весь комплекс факторов, оказывающих влияние на размеры сбыта: организация сбытовой сети, эффективность рекламы и других средств стимулирования сбыта, правильность выбора рынка, времени и способов выхода на рынок.
Анализ системы сбыта предполагает выявление эффективности каждого элемента этой системы, оценку деятельности сбытового аппарата.
Обоснованием эффективности сбытовой политики является многовариантный расчет издержек обращения и выбор на его основе оптимального варианта по основным направлениям сбытовой деятельности на целевом рынке или его сегменте.
Важной частью управления сбытом продукции является выбор каналов сбыта продукции. Это сложное управленческое решение, влияющие на все другие решения в сфере маркетинга.
Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников. Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков [7].
С помощью посредников можно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции. В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины.
Каналы распределения могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.
Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.
Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, а затем от него — к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта, согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.
Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения.
Выбор каналов и методов сбыта на рынке практически полностью зависит от характера товара. Механизм принятия решений о каналах распределения основывается на экономической и технологической целесообразности движения товара по такому пути, чтобы принести выгоду производителю, посредникам и конечному потребителю. Если любой элемент цепочки не получит рассчитываемую выгоду, канал распределения будет неэффективен.
Часто каналы сбыта складываются «стихийно». Например, было несколько оптовиков, с которыми компания работала не один год, и с течением времени связи любо укрепляются, либо начинается поиск новых партнеров.
Для «стихийно» появившихся каналов обычно характерно отсутствие контроля производителя за ценами при перепродаже товара посредниками, за качеством и количеством клиентской базы оптовиков, своевременностью сервисной поддержки клиентов посредниками. Все это приводит к неуправляемости и невозможности планирования продаж по каналам [8].
Как переломить эту ситуацию и выбрать те каналы, которые «доставят» товар до целевых сегментов потребителей с минимальными затратами? Для ответа на этот вопрос можно использовать хорошо зарекомендовавшую себя на практике комплексную оценку каналов сбыта. Цель применения этой методики – выработать планирование продаж по каналам сбыта не на основании интуиции или «от достигнутого», а на основании полной информации о перспективности того или иного канала.
Работу с каналами сбыта необходимо начинать
после того, как определена рыночная ориентация
компании, т.е. определены основные целевые
группы клиентов, стратегия развития и
поведения на рынке.
После этого проводится оценка каналов. Наиболее часто используются
критерии:
1. Прибыльность каналов.
2. Степень их соответствия
3. Управляемость, т.е. возможность дальнейшего контроля за движением товаров и ценами.
4. Уровень конкуренции за возможн
5. Перспективность каналов с
точки зрения долгосрочных
По каждому из критериев необходимо определить систему баллов, которая бы отражала, насколько критерии выражены. В нашей практике обычно используется 10-ти балльная шкала оценки: 1 балл – критерий минимален, 10 баллов – критерий максимально выражен.
Технико-экономическому анализу в целом подвергаются следующие показатели:
- определение числа возможных посредников, исходя из отпускной цены (с учетом и без учета скидки), из сложившейся рыночной цены и вероятных торговых наценок, которые сделает каждый участник каналы;
- выборы типа посредников по юридическому и экономическому признакам и по тому объему товара, который они способны закупать;
- по какой схеме управления организовать работу собственного канала (функционально-линейной, дивизионной или матричной);
- определение принципов
- оценка вариативности
а) склад: на территории предприятия или ближе к потребителю;
б) транспорт: свой или арендуемый
Критерии по которым можно принять решение о структуре сбыта предприятия-продавца, представлены в Таблице 1.
Перспективность каналов необходимо оценить с точки зрения долгосрочных тенденций. В связи с быстрым развитием рынков в РК существенно меняется структура дистрибутивных каналов.
По оценкам экспертов, в ближайшее время произойдет специализация оптового звена цепочки распределения: большее преимущество получат логистические компании и специализированные оптовые. Размер группы традиционных оптовиков сокращается [9].
Информация о работе Управление сбытовой политикой предприятия