Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:03, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов и организации управления личностью и управления группой в коллективе, а также выработка рекомендаций по повышению их эффективности.
В ходе написания курсовой работы для достижения поставленной цели были поставлены следующие вопросы:
- исследовать теоретические вопросы организации управления личностью и группой в коллективе и использования методов управления трудовыми ресурсами;
- провести анализ организации управления личностью и управления группой в коллективе ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности управления личностью и управления группой в коллективе.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Управление человеком
1.1. Личность как объект и субъект управления……………………….6
1.2. Модель взаимодействия человека и организации………………..10
1.3. Роль человека в организации……………………………………...12
1.4. Организационное поведение……………………………………….14
2. Управление группами в организации
2.1. Группа: понятие, основные черты…………………………………18
2.2. Процесс формирования эффективной группы…………………….24
2.3. Неформальные группы и их использование в
управлении организацией…………………………………………..28
2.4. Эффективность работы группы…………………………………….31
3. Взаимодействие человека и группы……………………………….36
4. Стили и принципы руководства……………………………………40
5. Особенности управления человеком и группами на примере управления персоналом ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»………….48
Заключение……………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………66
Существенной деталью является то, что управляемость, т.е. обеспечение однонаправленности движения всех участников какого-либо процесса, достигается разным воздействием на выбор каждого из них.
Во-вторых, управление не следует путать с принуждением. Отличие заключается в том, что при последнем речь не идет о свободе воли, т.е. человек воспринимается как «говорящее орудие», лишенное всякого выбора. Его можно принудить, заставить делать «правильные» действия, но как только принуждающее воздействие снимается, человек вновь начинает двигаться в собственном направлении.
В-третьих, важно различать управление (обеспечение правильности движения к поставленной цели) и предпринимательство (собственно целеполагание). Различие заключается в том, что управление всегда имеет дело с человеком и поэтому неспецифично по отношению к предметной области, в которой человек действует. Предпринимательство всегда связано с деятельностью в конкретной предметной области.
Таким образом, предприниматель задает
цели и определяет стратегию, а управленец
превращает эту стратегию в программу
действий и обеспечивает ее реализацию,
добиваясь управляемости
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
В случае если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организации выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом:
Рисунок 1.1.2.. Модель включения человека в организацию.
В данной модели организация включает те элементы, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п. Результаты работы состоят из двух частей. Первая – это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая – что он сделал для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.4
В случае рассмотрения взаимодействия
человека с организационным окружением
с позиции организации, человек
включается в неё как один из элементов
и рассматривается как
Работая
в любой организации, каждый человек
находится в системе
На
основе многочисленных социологических
исследований мотивов поведения
человека различные школы приходят
к одному неоспоримому выводу: человек
в большинстве случаев склонен
вести себя, подчиняясь, прежде всего
собственным интересам и целям,
а также исходя из собственного представления
об окружающей действительности и своего
места в ней. Представление о
собственных интересах нередко
формируется под влиянием коллективного
или общественного мнения. Но всё
же для того, чтобы они стали
побудительным мотивом
На основе выше сказанного можно сделать первый логический вывод, что поведение человека в любой организации, по определению, является произвольным, так как оно подчиняется, прежде всего, личным интересам и целям. Личные цели и интересы человека могут совпадать с целями организации или не совпадать или даже вступать с ними в противоречие. И в этом случае его произвольное поведение будет носить, естественно, дезорганизующий характер. Таким образом, второй и очень важный вывод заключается в том, что человек является потенциально дезорганизующим элементом в любой социальной системе, каковой является и предприятие.
С
другой стороны именно человек создаёт
весь этот организационный
Как это ни парадоксально, но необходимо признать двойственную природу поведения человека в организации: с одной стороны, потенциально дезорганизующую, с другой – организующую.
Организующая
роль человека, его способность к
позитивной самоорганизации не сразу
были взяты на вооружение менеджментом.
В истории развития теории и практики
менеджмента борются две
Со
второй половины ХХ века теоретики
и практики менеджмента стали
уделять всё большее внимание
мотивационным методам
Организационное
поведение – это такое
Организационное
поведение может проявляться
в двух формах: исполнение предписанного
регламента (предписанной функции) и
самоорганизация. Исполнять предписанный
регламент можно по-разному: добросовестно,
с высоким уровнем отдачи, или
халатно, формально. Нетрудно понять, что
от этого во многом зависит успех
организации в целом. Поэтому
одной из задач менеджмента является
обеспечение такого регламентированного
организационного поведения работников,
при котором не допускалось бы
нарушение организационных
Но качество выполнения связи, т. е. исполнения определённых функций и обязанностей, зависит не только от дисциплины, но и от профессиональной компетентности исполнителя. Отсюда вытекают задачи менеджмента по правильному подбору кадров. Наконец, регламент, предписанная служебная функция, рабочее задание вовсе не предполагают бездумного, безынициативного исполнения. Производительное и качественное выполнение работы, предписанной функции зависит от добросовестного отношения к ней, а это уже связано с мотивами организационного поведения.
Таким образом, для обеспечения
целесообразного
Организационное
поведение в форме
Самоорганизация
представляется в образовании неформальных
связей, которые возможны как внутри,
так и вне системы. Человек
волен поступать сообразно
Человек
– существо весьма адаптивное. Он всегда
найдёт способы реализации и защиты
собственных интересов даже в
условиях жёсткой регламентации. А
стало быть, выход всё тот же
– привести в соответствие интересы
людей и интересы организации. Будучи,
по определению, существом социальным,
человек стремится
В функции менеджмента, таким образом, входит:
Принимая на себя договорные обязательства, менеджер несет социальную ответственность перед коллективом. Невыполнение этих обязательств не только наносит ущерб его авторитету, но и подвергает моральному разрушению всю систему организационных построений и мотивационных механизмов. Если руководитель в нарушение коллективного договора позволяет себе несвоевременно выплачивать работникам заработную плату, то ни о какой позитивной самоорганизации, тем более социальном сотрудничестве с неформальными образованиями, говорить не приходится. Если же он не в состоянии выполнить свои обязательства, не только он, но и сама организация испытывает кризис доверия и подлежит глубокой реструктуризации или процедуре банкротства и реорганизации.
Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.
Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.
Поэтому менеджмент должен учитывать
этот факт в построении работы организации,
в управлении кадрами, рассматривая
каждого работника как
Информация о работе Управление человеком и управление группами