Управление человеком и управление группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов и организации управления личностью и управления группой в коллективе, а также выработка рекомендаций по повышению их эффективности.
В ходе написания курсовой работы для достижения поставленной цели были поставлены следующие вопросы:
- исследовать теоретические вопросы организации управления личностью и группой в коллективе и использования методов управления трудовыми ресурсами;
- провести анализ организации управления личностью и управления группой в коллективе ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности управления личностью и управления группой в коллективе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Управление человеком
1.1. Личность как объект и субъект управления……………………….6
1.2. Модель взаимодействия человека и организации………………..10
1.3. Роль человека в организации……………………………………...12
1.4. Организационное поведение……………………………………….14
2. Управление группами в организации
2.1. Группа: понятие, основные черты…………………………………18
2.2. Процесс формирования эффективной группы…………………….24
2.3. Неформальные группы и их использование в
управлении организацией…………………………………………..28
2.4. Эффективность работы группы…………………………………….31
3. Взаимодействие человека и группы……………………………….36
4. Стили и принципы руководства……………………………………40
5. Особенности управления человеком и группами на примере управления персоналом ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»………….48
Заключение……………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………66

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту (основная).docx

— 124.17 Кб (Скачать файл)

2.1. Группа: понятие, основные черты

 

Человек нуждается в  общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать о существование друг друга.

Время, требующееся для  такого осознания, и степень осознания  очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания  практически всегда один и тот  же. Осознание того, что о них  думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом  менять свое поведение, подтверждая  тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс  происходит, случайное скопление  людей становится группой.

Сегодня люди, как правило, работают в составе группы, объединенной по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых  они оказались. Главное здесь  — включенность в определенную систему  межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции — подгруппы, стремящиеся оказать  влияние на групповое поведение. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой  структуры с различной степенью сплоченности ее членов. Группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет, единой для всех, а не просто одинаковой.

Другим признаком группы является психологическое признание  ее членами друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат  совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.7

Еще одним признаком  группы можно считать наличие  определенной культуры, выраженное в  общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения.

Группа изменяет человека, так как ему приходится учиться  жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним  свои желания, стремления, интересы. В  свою очередь, человек также пытается воздействовать на нее, делать ее более  «удобной» для себя.

Результат такого воздействия  зависит от силы обеих сторон. Сильная  личность может подчинить себе группу, в том числе и в результате конфликта с ней; слабая, наоборот, сама ей подчиняется и растворяется внутри группы.

Идеальная ситуация располагается  где-то посредине и характеризуется  доверительными партнерскими отношениями  между группой и ее участниками, не отказывающимися от собственных  позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

По составу группы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут  касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч.

Гетерогенные группы, как  правило, более эффективны при решении  сложных проблем, а также при  интенсивной творческой работе. В  то же время гомогенные лучше решают простые задачи. В целом эффективный  коллектив должен состоять все же из непохожих личностей.

Любая группа имеет определенную структуру. Она может быть функциональной (на основе разделения труда и определения задач каждого); политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам); социально-демографической (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческой, определяемой активностью и проч.; мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).

По статусу группы можно  разделить на официальные и неофициальные. Первые оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на желании людей сотрудничать друг с другом.

По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные группы. Формальные связи предписываются заранее в неформальных отношения складываются спонтанно.

Исходя из сроков существования, коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные.

Важным признаком, по которому можно классифицировать группы является степень свободы, предоставляемая их участникам. При этом она рассматривается в двух аспектах: во-первых, как свобода вхождения в группу. Во-вторых, как свобода активного участия в деятельности. Это позволяет людям одновременно быть членами нескольких групп и проявлять активность прежде всего там, где это нужнее всего в данный момент.

По размерам группы подразделяются на малые и большие, исходя не из числа участников, а из возможности  или невозможности непосредственно  поддерживать постоянные связи между  членами.

Малые группы, члены которых  поддерживают между собой не просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружеские контакты, получили название первичных. В первичной  группе людей нельзя заменять без  ее разрушения.

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов. Более  крупные группы продуктивнее, но в них меньше согласия между участниками и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается неравенство и трудности в налаживании контактов. Членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом. Поэтому для управления ими нужны специальные менеджеры.

Малую группу проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление.

Во вторичных группах, которые формируются по функционально-целевому принципу, контакты являются предметными, опосредованными, обусловленными решением поставленных задач. Поэтому основное значение придается здесь не личным качествам, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко  распределены, людей во вторичной  группе можно безболезненно заменять.

Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством  и координацией, частой совместной работой, является команда. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, Проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, Дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Осуществляет давление на участников и часто конфликтна.

Команды характеризуются  ясными вдохновляющими целями, эффективной  структурой, особо высокой компетентностью  работников, климатом сотрудничества, стремлением к хорошей работе, становящимся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.

Люди будут эффективно работать в составе команды, если смогут исполнять предпочитаемые ими  роли. Знание менеджерами этих ролей  позволяет формировать команду  из нужных лиц.

Каждая группа вырабатывает систему социального контроля —совокупность способов воздействия на своих членов путем убеждения, предписаний, запрещений, признания заслуг и др.

Таким образом, поведение членов коллектива приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами деятельности. Система социального контроля опирается, во-первых, на привычки, во-вторых, на обычаи, в-третьих, на санкции, в-четвертых, на формальные и неформальные способы надзора за поведением и поступками людей.

В процессе жизни группы очень важен психологический  аспект ее деятельности.

Группы различаются между  собой психологически, и эти различия проявляются в характере внутреннего  климата, состоянии и степени  сплоченности их участников. Рассмотрим эти моменты подробнее.

Внутренний психологический  климат - это реальное состояние взаимодействия людей как участников совместной деятельности. Он характеризуется удовлетворенностью работников организацией, условиями труда, отношениями между собой и с руководством, настроением, взаимопониманием, степенью участия в управлении и самоуправлении, дисциплиной, группой и местом в ней, качеством получаемой информации. Во многом он зависит и от степени совместимости людей.

О важности благоприятного психологического климата можно  судить, например, по тому обстоятельству, что плохое настроение снижает эффективность  работы группы примерно в полтора  раза. Поскольку обстоятельства поддаются  целенаправленному воздействию, психологический  климат можно в определенной степени  формировать и корректировать.

Психологическое состояние  группы характеризуется степенью удовлетворенности  его участников своим положением. На нее влияют характер и содержание работы, отношение к ней людей, престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, наличие дополнительных возможностей (решить какие-то собственные  проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми, прославиться), место осуществления, психологический климат. Во многом психологическое состояние зависит и от умения членов группы сознательно жить по ее законам, подчиняться установленным требованиям и порядкам.

Сплоченность — это психологическое единство людей в важнейших вопросах жизни группы, проявляющееся в притяжении к ней участников, стремлении защитить ее и сохранить. Сплоченность обусловлена необходимостью взаимопомощи или поддержки друг друга в деле достижения тех или иных целей, взаимными эмоциональными предпочтениями, пониманием роли коллективного начала в обеспечении тех или иных гарантий. Степень сплоченности зависит от размера группы, социальной однородности ее членов (при разнородности возникают группировки), достигнутых успехов, наличия внешней опасности.

В сплоченных группах теснее общение, выше самооценка личности, но имеют место неприязненное отношение  к посторонним, самонадеянность, утрата критичности и чувства реальности, единомыслие, чувство неуязвимости, самоуверенность, фильтрация информации.

Разногласия у сплоченного  коллектива обычно бывают не по целям, а по средствам их достижения; у  несплоченного—по всем вопросам, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях и рано или поздно приводит его к распаду.

Сплоченные коллективы характеризует организованность—способность и готовность к самостоятельному преодолению возникающих трудностей, согласованным действиям; единство в экстремальных ситуациях.

Сплоченность коллектива, удовлетворенность людей своим  пребыванием в нем зависят  также от их психологической и  социально-психологической совместимости. В основе такой совместимости  лежит соответствие темпераментов  членов коллектива, профессиональных и моральных качеств.

Условиями, обеспечивающими  социально-психологическую совместимость, считаются:8

  • соответствие личных возможностей каждого структуре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормальный ход, отсутствие зависти по отношению к успехам других;
  • близость или совпадение моральных позиций, создающее основу для возникновения взаимного доверия между людьми;
  • однородность основных мотивов деятельности и индивидуальных устремлений членов коллектива, способствующая лучшему взаимопониманию;
  • возможность реального взаимного дополнения и органического соединения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе;
  • рациональное распределение функций между членами коллектива, при котором ни один из них не может добиться успеха за счет другого.

Результатом сплоченности коллектива является улучшение индивидуальной адаптации к окружающим и более  активное вовлечение людей в его  деятельность.

 

2.2. Процесс формирования эффективной группы

 

Работоспособная сплоченная группа возникает не сразу, этому  предшествует длительный процесс ее становления и развития, успех  которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли она стихийно или формируется  сознательно и целенаправленно.

Прежде всего, речь идет о ясных и понятных целях предстоящей  деятельности, соответствующих внутренним стремлениям людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиниться групповой власти.

Другим важным условием успешного формирования группы является наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих  ее явные преимущества перед индивидуальной.

Еще одним условием успеха деятельности официальной группы является сильный руководитель, а неофициальной—лидер, которым люди готовы подчиняться и идти к поставленной цели.

Наконец, каждая группа должна найти свое место, свою «нишу» в формальной или неформальной структуре организации, где бы она могла полностью  реализовать свои цели и возможности  и не препятствовала делать это другим.

Началом формирования официальной  группы является решение о создании соответствующего подразделения, надлежащим образом оформленное юридически. Затем определяется его функциональная структура, круг обязанностей, прав и  ответственности для каждого  сотрудника, создается надежная система  информирования. Привлекаемым работникам официально сообщают о целях и  задачах подразделения его и  коллектива, возлагают на них персональные задачи с учетом их способностей и  возможностей роста и совершенствования, целенаправленно формируют и  поддерживают благоприятный морально-психологический  климат.

Для неофициальной группы «днем рождения» становится обычно какое-то чрезвычайное событие или  достижение некоего предела в  развитии ситуации. Оно порождает  всплеск эмоций, толкающий людей  на объединение друг с другом. Обычно речь идет о чувствах страха, протеста, желания защитить себя, свое положение, свой статус в организации.

Теоретики управления посвятили  много времени определению идеального размера группы. Авторы школы административного  управления считали, что формальная группа должна быть сравнительно небольшой. По мнению Ральфа К. Дэвиса, идеальная группа должна состоять из 3-9 человек. Его мнение склонен разделить Кит Дэвис, современный теоретик, посвятивший много лет исследованию групп. Он полагает, что предпочтительное количество членов группы—5 человек . Исследования показывают, что фактически на собрания в группу приходят от 5 до 8 человек9.

Информация о работе Управление человеком и управление группами