Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:03, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов и организации управления личностью и управления группой в коллективе, а также выработка рекомендаций по повышению их эффективности.
В ходе написания курсовой работы для достижения поставленной цели были поставлены следующие вопросы:
- исследовать теоретические вопросы организации управления личностью и группой в коллективе и использования методов управления трудовыми ресурсами;
- провести анализ организации управления личностью и управления группой в коллективе ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности управления личностью и управления группой в коллективе.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Управление человеком
1.1. Личность как объект и субъект управления……………………….6
1.2. Модель взаимодействия человека и организации………………..10
1.3. Роль человека в организации……………………………………...12
1.4. Организационное поведение……………………………………….14
2. Управление группами в организации
2.1. Группа: понятие, основные черты…………………………………18
2.2. Процесс формирования эффективной группы…………………….24
2.3. Неформальные группы и их использование в
управлении организацией…………………………………………..28
2.4. Эффективность работы группы…………………………………….31
3. Взаимодействие человека и группы……………………………….36
4. Стили и принципы руководства……………………………………40
5. Особенности управления человеком и группами на примере управления персоналом ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»………….48
Заключение……………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………66
Данные коллектив можно
Взаимодействие между
В производственном цехе постоянно работают 92 человека, которые работают в несколько смен. Для исследования экспертам было предложено оценить одну из бригад подразделения в количество 23 человек.
Взаимодействие между членами
подразделения оценивается как
взаимодействие, которое приводит к
достижению необходимых результатов.
В этом случае отмечают совпадение
интересов при большинстве
Эксперты характеризуют
Деятельность подразделения
Высокий уровень сплоченности межгруппового
взаимодействия указывает на возможность
сотрудников содействовать
Таким образом, можно сделать вывод, что данный коллектив можно считать сплоченным.
Для анализа факторов, влияющих на сплоченность коллектива, была использована анкета.
Анализ данных показал, что морально-психологическое состояние в производственном коллективе нормальное, ярко выраженные конфликтогенные зоны отсутствуют, производственный коллектив достаточно сплоченный, разногласия между участками носят рабочий, конструктивный характер, в наличии имеется механизм согласования между начальниками смен, систематических нарушений трудовой и производственной дисциплины нет.
Работники цеха более сплоченны, чем сотрудники дирекции по строительству, т. к. более склонны к взаимодействию в рабочем процессе, они работают над единым изделием, присутствует определенный универсализм работников, взаимозаменяемость и взаимопомощь в производственных операциях. Отмечается склонность к проведению совместных праздничных мероприятий, совместные обеды, отмечания дней рождений и т. д.
Сотрудники дирекции по строительству более разобщены, характер их работы не предполагает тесного взаимодействия, что влияет и на сплоченность коллектива во внерабочее время.
Удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом слагается из следующих компонентов:
- удовлетворенность базовыми
- удовлетворенность
Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении бизнес-системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам не бережного отношения к имуществу компании вплоть до прямого воровства и т. д. С другой стороны, полностью удовлетворенный работник — плохой работник, у него отсутствует стремление к совершенствованию (профессиональному и личностному), снижается напряженность мотивационной энергии, ухудшается заинтересованность в результативности собственного труда.
Таким образом, удовлетворенность трудом у работников должна быть не максимальной, а оптимальной. Для целей повышения эффективности труда определенный уровень неудовлетворенности у работников (особенно в области содержания работы) должен присутствовать.
Результаты оценки удовлетворенности трудом персонала предприятия можно сравнивать со следующими нормами (в соответствии с методом оценки мотивации работников по стандартам ISO 9000):
Результаты анкетирования
Более низкие показатели были получены для факторов, связанных с условиями труда: условия работы — 1,9 и 1,4 балла, заработная плата — 2,5 и 1,8 балла, качество управления (организации труда) — 2,3 и 2 балла.
Имеются некоторая неудовлетворенность заработной платой (для дирекции по строительству), причем как ее уровнем, так и системой оплаты. Соединение фактора оплаты труда и качества его организации говорит о проблемах, связанных с уровнем планирования, организации и контроля. С одной стороны, сверхурочные работы, особенно в отчетный период, являются единственным механизмом оперативного повышения зарплаты, с другой стороны — авралы порождают напряженность в семейных и личных отношениях, сокращение свободного времени препятствует стремлению многих к повышению своего образовательного и профессионального уровня, что для многих финансовых работников является приоритетной трудовой ценностью.
С удовлетворенностью трудом тесно связаны понятия трудовых ценностей работников и структуры их трудовой мотивации. Трудовые ценности (то есть то, что является важным, ценным для работника, что побуждает его к труду) также можно разделить на базовые («гигиенические») факторы (т. е. факторы, снижающие неудовлетворенность трудом, но не мотивирующие на эффективную работу) и содержательные факторы (мотиваторы), благоприятное изменение которых повышает степень удовлетворенности работника, а неблагоприятное — снижает ее, но практически не вызывает неудовлетворенность. Эти факторы в основном определяются содержанием работы, то есть являются внутренними по отношению к работнику, и на них он может влиять. К ним относятся: личностный и профессиональный рост, содержание работы, самостоятельность и ответственность, признание со стороны коллег, результаты работы. Таким образом, наблюдается тесная связь между мотивацией и ценностями работника, влияние структуры ценностей на структуру трудовой мотивации.
Как и в случае факторов удовлетворенности трудом наблюдаются различия между цехом и дирекцией по строительству. Если для производственного цеха приоритетными являются ценности профессионального роста и развития (59,1%), гарантий стабильности и защищенности (54,5%) и затем высокой заработной платы (50%), то для дирекции по строительству приоритетной ценностью является высокая заработная плата (80%) и содержание работы (60%).
Социально-психологический
Таким образом, можно сделать вывод,
что для разобщенного коллектива
в данном случае решающими являются
факторы оплаты труда, что возможно
вызывает недовольство и зависть
у отдельных работников коллектива.
Также разобщенности
В создании благоприятного имиджа предприятия для привлечения наиболее качественной рабочей силы велика роль социальной политики предприятия, проявляющейся в гибкой системе услуг и льгот социального характера, предоставляемых предприятием работникам сверх обязательных, предусмотренных законодательством, в порядке социальной защиты. В качестве средства управления персоналом в ООО «ДСК «ГРАС-Саратов» выступает регулирование трудовых отношений между администрацией и работниками. Поскольку интересы администрации и работника не всегда совпадают, важно обеспечить в коллективном договоре достижение сотрудничества по таким вопросам, как повышение производительности труда, управление и развитие предприятия и т.д., а также согласия по процедуре рассмотрения трудовых конфликтов, жалоб рабочих и служащих.
Для достижения наилучших результатов на предприятии также должно присутствовать повышение квалификации сотрудников.
Система управления повышением квалификации в ООО «ДСК «ГРАС-Саратов» базируется на следующих принципах:
1) планомерности, систематичности
и непрерывности расширения
знаний;
2) периодичности и обязательности обучения;
3) дифференциации учебных
планов и программ по категориям
работников;
4) обеспечением учебного процесса.
Планомерная и систематическая работа по повышению профессионального уровня проводится как с работниками, так и с руководителями высшего звена. Все работники ООО «ДСК «ГРАС-Саратов» систематически проходят курсы повышения квалификации.
Профессиональное развитие
оказывает положительное
Получение в процессе профессиональной
подготовки новых знаний способствует
общему интеллектуальному развитию
человека, расширяет его эрудицию
и круг общения, укрепляет уверенность
в себе. Поэтому возможность
Все вышеприведенное говорит о том, как важно правильно управлять человеком и группой, как это сказывается на фирме.
Заключение
Человеческое общество состоит из различных групп. Под группой в общем смысле понимается совокупность элементов, которая базируется на общих взаимосвязях. Существует несколько разновидностей групп.
Межличностные отношения в группе строятся на обоюдном восприятии и понимании людей. Люди, объединенные в группу, оказывают друг на друга влияние, имеющее глубинные психологические механизмы. Эти механизмы используются для воздействия одного человека на другого, на группу людей, на социальные общности — общество в целом, толпу, публику, болельщиков и т.п.
Каждая организация, в которой происходит непосредственное взаимодействие работников, является малой социальной группой. Сплав организации и социальной группы составляет коллектив. Знание социально-психологических характеристик коллектива помогает ориентироваться в нем как рядовому члену, так и руководителю любого ранга.
Информация о работе Управление человеком и управление группами