Управление человеком и управление группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов и организации управления личностью и управления группой в коллективе, а также выработка рекомендаций по повышению их эффективности.
В ходе написания курсовой работы для достижения поставленной цели были поставлены следующие вопросы:
- исследовать теоретические вопросы организации управления личностью и группой в коллективе и использования методов управления трудовыми ресурсами;
- провести анализ организации управления личностью и управления группой в коллективе ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности управления личностью и управления группой в коллективе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Управление человеком
1.1. Личность как объект и субъект управления……………………….6
1.2. Модель взаимодействия человека и организации………………..10
1.3. Роль человека в организации……………………………………...12
1.4. Организационное поведение……………………………………….14
2. Управление группами в организации
2.1. Группа: понятие, основные черты…………………………………18
2.2. Процесс формирования эффективной группы…………………….24
2.3. Неформальные группы и их использование в
управлении организацией…………………………………………..28
2.4. Эффективность работы группы…………………………………….31
3. Взаимодействие человека и группы……………………………….36
4. Стили и принципы руководства……………………………………40
5. Особенности управления человеком и группами на примере управления персоналом ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»………….48
Заключение……………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………66

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту (основная).docx

— 124.17 Кб (Скачать файл)

Далеко не каждая команда является эффективной. Важнейший фактор эффективности — состав команды. Оптимальные размеры команды определяются поставленными задачами, сложностью и ответственностью выполняемой работы, нормой управляемости и другими параметрами.

Большое значение имеет также проблема качественного состава команды. Важную роль в ее решении играет совместимость членов команды. Выделяются следующие виды совместимости:

— физиологическая — учитывающая  половозрастные особенности взаимодействующих  индивидов;

— психофизиологическая — связанная с соотношением темпераментов людей;

— психологическая — обусловленная сочетанием личностных черт работников, мотивов их поведения;

— психосоциальная — предполагающая согласование интересов и ценностей  членов команды,

— социальная — предусматривающая  адекватное распределение ролей (полномочий и ответственности).

Особое значение в команде имеет роль лидера. Для нее более всего пригоден успешный и эффективный руководитель. Руководитель, нацеленный только на успех, использует силу власти своей должности. Он не склонен к сотрудничеству с командой. Для руководителя, сориентированного лишь на эффективность, типична опора на силу авторитета. Он не проявляет стремления к безусловному выполнению производственных задач.

Фактором эффективной команды  является благоприятная мотивация  и среда. Так, обстановка, предписывающая множество структурных ограничений  и запретов, снижает стремление работников к успеху и признанию, усиливая жажду  власти. Деловые ситуации, связанные  с высокой степенью ответственности  людей за свои действия и их результаты, усиливают тяготение к успеху и власти, не отражаясь на стремлении получить признание. Система поощрений  стимулирует людей возможностью получить награду, система наказаний  использует негативное воздействие.

Команду можно определить, как группу людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу.

Формирование команды — задание, требующее высокой управленческой компетенции. При его осуществлении  необходимо не только наличие правильно  подобранных квалифицированных  специалистов, но и людей, желающих работать вместе, сообща, как команда.13

Первая стадия создания эффективной  команды называется «предварительной работой». Одна из наиболее важных целей  этой стадии — правильно определить, действительно ли необходимо создание команды. Менеджер должен решить, что  ему более необходимо для данного  вида работы: несколько отдельных  сотрудников для работы лично  с ним или сплоченная команда.

Вторая стадия включает создание условий  для работы. На этой стадии руководство  организации определяет условия, в  соответствии с которыми команда  выполняет свою работу. Команды должны быть обеспечены ресурсами, необходимыми для успешной деятельности. Это материальные ресурсы (рабочие инструменты, оборудование и деньги), человеческие ресурсы (соответствующий  состав квалифицированных профессионалов) и поддержка со стороны организации (например, готовность организации  предоставить команде возможность  выполнять работу так, как она  считает нужным).

Третья стадия — процесс формирования и построения команды. Для того чтобы  дать команде хороший старт, необходимо сделать следующее:

1. Менеджеры должны четко определить: кто является, и кто не является  членом команды.

2. Члены команды должны разделять  общую цель.

3. Руководству организации необходимо  объяснить команде ее задачу  и степень ответственности за выполняемые функции — сделать абсолютно понятным то, какие действия от нее ожидаются.

4. Начавшую функционировать команду  нужно обеспечить постоянной  поддержкой со стороны менеджмента  организации.

Таким образом, команды наиболее эффективны в случаях:

— разработки стратегий в условиях высокой неопределенности среды;

— необходимости координации сложных  работ;

— большого разброса во мнениях экспертов  относительно оценки стратегических альтернатив.

 

  1. Взаимодействие человека и группы

 

Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых  задач, но и группа оказывает большое  влияние на человека, помогая ему  удовлетворять его потребности  в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировании личности, уст ранении беспокойств и т.п. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают эффективнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии либо же в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.


Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием группы.14

Во-первых, под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик  человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и  т.д. Человек расширяет сферу внимания, систему оценок и т.д. за счет более  пристального обращения к интересам  других членов группы. Его жизнь  оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно  меняет его взгляд на себя, на свое место  в окружении и на окружающих.

Во-вторых, в группе человек получает определенный относительный "вес". Группа не только распределяет задания  и роли, но и определяет относительную  позицию каждого. Члены группы могут  делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный «вес»  в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для  индивида, которой он не обладал  и не мог обладать, находясь вне  группы. Для многих членов группы эта  характеристика может быть не менее  важной, чем их формальная позиция.

В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его  мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.

В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке  решений, человек может выдать также  предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия  на человека «мозговой атаки» существенно  повышает творческий потенциал человека.

В-пятых, отмечено, что в группе человек в гораздо большей  мере склонен принимать риск, чем  в ситуации, когда он действует  один. В ряде случаев эта особенность  изменения поведения человека является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку.

Неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется. Часто  многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, а некоторые отрицает полностью. Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными. Входя в  группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек  не только изменяется сам, но и оказывает  воздействие на группу, на других ее членов.

Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами  воздействовать на нее, вносить изменения  в ее функционирование с тем, чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справиться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависят как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиции того, что он считает для себя наиболее важным. При этом его рассуждения всегда находятся в зависимости от положения, которое он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.


Взаимодействие человека с группой  может носить характер либо кооперации, либо слияния, либо конфликта. Каждая форма  взаимодействия может проявляться  в разной степени, то есть, например, можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о  неразрешимом конфликте.

В случае кооперации между членом группы и группой устанавливаются  доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает  цели группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей  улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных  позиций, воспринимает решения группы и готов к поиску путей поддержания отношений с группой на взаимовыгодной основе.

При слиянии человека с группой  наблюдается установление таких  отношений между человеком и  остальной частью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как  органически единую с ней составляющую целого. Человек соотносит свои цели с целями группы, в значительной мере подчиняет свои интересы ее интересам  и идентифицирует себя с группой. Группа, в свою очередь, также старается  смотреть на индивида не как на исполнителя  определенной роли, а как на полностью  преданного ей человека. В этом случае группа берет на себя заботу о человеке, рассматривая его проблемы и трудности  как свои, старается оказать ему  содействие в не только производственных задач, но и его личных проблем.

В случае конфликта наблюдаются  противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в  свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов: организационными факторами, эмоциональными факторами.15

Первая группа факторов связана  с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение  ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его  относительно легко разрешить. Ко второй группе конфликтов относятся такие  факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т.п. Конфликты, порождаемые  этими факторами, слабо поддаются  полному устранению.

Конфликт между членом группы и  группой неверно рассматривать  только как неблагоприятное, негативное состояние в группе. Оценка конфликта  принципиально зависит от того, к  каким последствиям для человека и группы он приводит. Если конфликт превращается в антагонистическое  противоречие, разрешение которого носит  разрушительный характер для человека или для группы, то такой конфликт должен быть отнесен к разряду нежелательных и отрицательных форм взаимоотношений человека и группы.

Но очень часто конфликт в  отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что  он может привести к следующим  благоприятным последствиям. Во-первых, конфликт может повысить мотивацию  на достижение целей, вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния. Во-вторых, конфликт может привести к лучшему пониманию отношений  и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию  задач и характера деятельности группы. В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к решению  задач группы, в генерировании  новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между  членами группы, и т.п. В-четвертых, конфликт может привести к проявлению межличностных отношений, к выявлению  отношений между отдельными членами  группы, что, в свою очередь, может  предотвратить возможное негативное обострение отношений в будущем.

 

 

  1.  Стили и принципы руководства

 

Авторитарный стиль руководства  больше не отвечает требованиям времени. Хотя еще и встречаются случаи, когда одно лицо претендует на единоличную  власть, раздает указания, само решает, кого — «казнить», а кого — «миловать»; такие типы давно можно рассматривать  лишь как пережитки прошлого.

Сотрудники, которых во всех отношениях «держат на коротком поводке», не могут  добиваться максимально хороших  результатов в работе, в полной мере проявлять свои способности, не говоря уже о внесении ценных рацпредложений и выражении собственного мнения.

Проблема заключается в том, что люди, которые за много лет привыкли руководить авторитарно, не приемлют коллективной работы из-за страха потерять власть. При коллективной работе сотрудники получают большую самостоятельность, меньше соблюдается субординация, в результате уменьшается как личный, так и должностной авторитет руководителя. Только на такой основе возможна совместная работа, которая будет носить конструктивный и творческий характер.

Правильно руководить людьми, вести  их к успеху, в который каждый вносит свою лепту и каждый ощущает  себя непосредственным участником общего процесса — это настоящее искусство. Стиль руководства в будущем  — это управление посредством  харизматических качеств.16

Многие руководящие работники  поднялись по служебной лестнице благодаря своей профессиональной компетентности, они добились высоких постов и перед ними была поставлена новая задача — руководить людьми. Но они нигде не учились входить в положение других людей, объясняться с ними, убеждать, мотивировать и хвалить их.

Информация о работе Управление человеком и управление группами