Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:52, шпаргалка
1. Принципы построения системы управления персоналом.
2. Функции управления персоналом.
3. Индивидуальное планирование деловой карьеры.
4. Методы обучения персонала.
- развитие отношений с органами
рабочего самоуправления; координацию
работы по стабилизации
В таблице приведены основные типичные функции и задачи службы управления персоналом.
Функции |
Содержание задач в |
Определение потребности в персонале |
Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале. |
Обеспечение персоналом |
Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка. |
Развитие персонала |
Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения. |
Использование персонала |
Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация к трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала. |
Мотивация результатов труда и поведение персонала |
Управление содержанием и Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего места. |
Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом |
Правовое регулирование Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики. |
Современные службы персонала ориентированы на реализацию инновационных функций, к числу которых относятся:
= определение потребности в персонале, как на текущий период, так и на перспективу;
= разработка раздела
«Персонал» бизнес-плана
= аттестации рабочих мест и разработки профессиограмм;
= разработка систем
проверки профессиональных и
личностных качеств
= планирование кадрового резерва и карьеры работников;
= исследования по выявлению мотивации работников к труду;
= развитию инновационного
поведения и творческого
= исследования в целях создания эффективных рабочих команд;
= анализ причин и
урегулирование трудовых
Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом; это поступательное продвижение по служебной лестнице, расширение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.
Индивидуальное планирование в деловой карьере — это процесс, в ходе которого работники вырабатывают свои собственные карьерные планы. Оно, как правило, включает ряд этапов:
1) сбор информации о собственной
персоне — сбор и анализ данных о личностных ценностях, интереса
2) сбор информации о карьерных возможностях — оценка желаний и возможностей достижения желаемых статусных перемещений внутри организации или связанных с переходом в другую фирму, или со сменой сферы деятельности;
3) установление (формулировка) личных карьерных целей;
4) разработка стратегии, планов и технологии поведения, направленных на достижение поставленных карьерных целей.
Дополнительно по мере необходимости следует вырабатывать стратегии, планы и технологии поведения по решению конкретных проблем по мере их возникновения на отдельных этапах карьеры; периодически переоценивать цели, основываясь на контроле достижений и вновь появляющейся информации о себе и внутри-и внеорганизационных возможностях.
Первоначальным для любого карьерного планирования являет
Для постановки личных конечных целей следует определить несколько моментов.
Семейная жизнь |
Работа |
Хозяйство |
Моральная готовность —психическое состояние |
Я |
Физическое состояние |
Социальное состояние —человеческие отношения |
Рис. 12.1. Области жизненного плана
Сначала определяют жизненные цели и их важность, заполняя форму:
Каковы цели моей жизни? |
Почему и насколько они для меня важны? |
1. 2. 3. |
Далее дают ответы на вопросы.
1. Когда должна осуществиться моя жизненная цель?
Оценка жизненной ситуации
Область |
Вопрос |
Ответ |
Работа |
Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях? Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целей? Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе? Какую работу я хочу выполнять через 10 лет? Есть ли у меня воодушевление и мотивация? Что является для меня мотиватором сейчас? Через 5 лет? Каковы сильные и слабые стороны моеймотивации? К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям? |
|
Хозяйство |
Каково мое экономическое |
Индивидуальное планирование карьеры является составной частью:
личного планирования, которое кроме карьеры включает отношения с друзьями, семью, материальное положение, трудовую жизнь;
управление самим собой, которое включает в себя самомотивацию, самоконтроль, самоорганизации;
делового общения;
техники индивидуальной работы, стиля лидерства;
целей собственного развития.
Все эти сферы накладываются одна на другую, тесно взаимодействуют и потому не могут быть изолированными.
Потенциальный лидер стремится управлять собой, быть самому себе и менеджером, и авторитетом, и психологом. Он ориентирован на постановку и достижение личных целей; заботится о собственном развитии, а значит, и о своей карьере.
Человек как объект и субъект планирования своей карьеры должен знать свои сильные и слабые стороны, а так же плюсы и минусы среды, где он трудится или планирует трудиться.
Известное положение о том, что человек влияет на обстоятельства так же, как и обстоятельства влияют на человека, имеет непосредственное отношение и к планированию карьеры. В роли таких обстоятельств выступают характеристика ситуаций, которые регламентируют действия человека. Его активность проявляется в конкретной ситуации.
Ограничимся рассмотрением начала карьеры менеджера. Перечислим наиболее типичные характеристики ситуаций.
Особенности сотрудников, знакомых:
уровень образования;
потребности;
отношение к риску, успеху, бизнесу;
уровень интеллекта, компетентность.
Особенности поставленных задач:
степень конкретизации и
плановые или внезапно возникшие задачи;
характер задач (творческие или рутинные);
новизна задач и сроки их выполнения.
Организационные условия:
вид организационной структуры и размеры предприятия, на котором человек начинает свою карьеру;
состояние формальных и особенно неформальных коммуникаций;
принципы делегирования
степень жесткости и формы контроля;
фирменный стиль управления;
состояние выживания и успех на рынке.
Условия окружающей среды:
ситуация материального избытка или недостатка;
уровень безработицы, особенности рынков рабочей силы, рабочих мест;
социальная опасность или
кадровая политика;
Индивидуальное планирование карьеры и планирование карьеры кадровой службой предприятия - это разные вещи, как, например, самоуправление и менеджмент. Кадровая служба определяет карьеру, во-первых , только в пределах организации, а, во-вторых, преимущественно обезличенно, сразу для всех категорий сотрудников, уточняя временные границы их занятости и конкретизируя повышение квалификации, ротации и другие перемещения на определенных этапах карьеры в связи с «производственной» необходимостью, а не личными интересами.
В структуре задач развития персонала
планирование карьеры служит отправной
точкой.
Карьера (от итал. carriera
– бег, жизненный путь, поприще) – профессиональное
продвижение человека в течение его трудовой
жизни.
Карьерный путь – постепенное
продвижение, в процессе которого сотрудник
переходит в компании с одного поста на
другой.
Учитывая то, насколько быстро происходят
изменения во внешней среде, люди изменяют
свой карьерный путь несколько раз в течение
жизни. Сегодня карьерный путь может означать
переход от одной компании к другой, с
одной должности на другую, – по мере того
как растет квалификация и опыт сотрудника.
Факторы, влияющие на отношение человека
к карьере и на ее планирование:
– способность к управлению
– технические/функциональные способности
– надежность
– творчество
– автономия и независимость
– способности к компьютерным технологиям
В зависимости от субъекта планирования
различают два способа планирования карьеры:
а) индивидуальное планирование карьеры;
б) организационное планирование карьеры.
Индивидуальное и организационное планирование
карьеры – взаимосвязанные процессы,
поскольку человек, чьи карьерные устремления
не могут быть реализованными в данной
организации, рано или поздно покинет
компанию.
Индивидуальное планирование
карьеры – длительный процесс, в ходе
которого человек ставит карьерные цели
и находит способы достичь их.
Сущность индивидуального планирования
карьеры заключается в соотнесении личных
целей с возможностями, которых можно
реально достичь.
Индивидуальное планирование карьеры
начинается с самооценки – изучения самого
себя. Должен быть сформирован реалистичный
взгляд на себя, чтобы выбрать ту работу,
которая действительно подходит человеку,
соответствует его способностям и интересам.
^ Приемы,
позволяющие проанализировать способности
и склонности человека:
А) баланс достоинств и недостатков. Использовал
Бенджамин Франклин. Сильными сторонами
надо пользоваться с наибольшей пользой
для себя и своей компании, а осознание
слабых сторон должно явиться первым шагом
к их преодолению.
"Если у тебя есть слабости, постигни
их и преврати в достоинства, если у тебя
есть достоинства, не злоупотребляй ими,
чтобы они не стали слабостями".
Метод – заполнение учетного листа с перечислением
достоинств и недостатков. Заполнять нужно
честно, лучше проводить в течение недели.
По итогам работы человек начинает лучше
понимать самого себя и видеть применение
своим способностям.
^ Б) обзор
симпатий и антипатий. Позволяет
учесть, что человек любит, а что нет, т.е.
осознать ограничительные рамки, которые
сам на себя накладывает. Подобные ограничения
позволяют произвести отсев неподходящих
профессий и работодателей.
Метод – заполнение учетного листа, в
который вносится все, что может повлиять
на качество работы человека (нравится
— не нравится).
Важно, что полученная самооценка имеет
свойство меняться с течением времени,
по мере взросления человека, накопления
им определенного жизненного опыта, в
целом, и трудового, в частности. Следовательно,
необходимо достаточно регулярно прибегать
к самооценке в целях ее коррекции.
^ В) определение
имеющихся профессиональных навыков.
Возьмите чистый лист бумаги и напишите:
«Наилучшее рабочее задание, которое я
когда-либо выполнял». Теперь напишите
короткий рассказ об этом задании. Постарайтесь
максимально детализировать Ваши обязанности,
ответственность и то, что Вам так понравилось.
При этом не обязательно, чтобы сама работа
Вам нравилась (вполне возможно, Вы ее
ненавидели), а именно, то, что понравилось
в конкретной ситуации, наиболее приятные
ее аспекты: люди, предметы, дела.
Затем, на другом листе опишите еще две
задачи, которые Вы решали. Теперь прочтите
Ваши записи и подчеркните навыки, которые
Вы чаще всего упомянули.
Вопрос 4. Организационное
планирование деловой карьеры.
Планирование карьеры организацией –
определение организацией путей и направлений,
в которых организация собирается развивать
работников.
Развитие карьеры – официальный
подход, используемый организацией, чтобы
помогать своим сотрудникам приобретать
опыт и навыки, необходимые для выполнения
настоящей и будущей работы.
Развитие карьеры исключительно важно
для заинтересовывания и удержания работников
на рабочем месте.
^ Современные
виды карьерного пути: