Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:52, шпаргалка
1. Принципы построения системы управления персоналом.
2. Функции управления персоналом.
3. Индивидуальное планирование деловой карьеры.
4. Методы обучения персонала.
●Во-первых, нужно знать стратегические задачи и бизнес-планы организации;
●Также нужно иметь штатное расписание (с указанием численности и вакантных мест по подразделениям);
●Нужна информация о сотрудниках (анкеты, личные данные, в том числе информация о дополнительных навыках сотрудников);
●Нужна информация о движении персонала (увольнениях, декретных отпусках, выходах на пенсию, сокращениях и т.п.).
● Нужны данные о текучести персонала (в идеале по подразделениям), а также информация о причинах этой текучести;
● Нужно знать, какова в целом кадровая политика в отношении персонала. Ориентирована она на внутреннюю или внешнюю среду, т.е. нацелена на удержание сотрудников или нет.
●Нужно знать размер оплаты труда персонала и другие материальные составляющие.
●Также необходимо учитывать основные моменты корпоративной культуры, уровень лояльности сотрудников.
Обычно учитываются и такие внешние факторы, как:
- состояние экономики
и данной отрасли в
- государственная политика (законодательство, налоговый режим, социальное страхование и т.п.);
- конкуренция с другими компаниями, рыночная динамика.
Всю процедуру планирования потребности в персонале можно представить в виде четырех крупных этапов:
1. Происходит анализ внутренних ресурсов организации с целью прогнозирования удовлетворения будущих потребностей. Учитывается общая стратегия компании, финансовая состоятельность, оборот, прибыли и т.д.
2. Происходит анализ
3. Происходит анализ возможности
удовлетворения конкретных
4. Затем происходит процесс принятия решения:
- Привлекать ли человеческие ресурсы извне;
- или Частично
- или Сократить персонал за неимением надобности.
Потребность в персонале может быть двух видов: качественная и количественная.
Качественная потребность в персонале – потребность в численности персонала по категориям, профессиям, специальностям и уровням квалификационных требований. Поэтому и рекомендуется достаточно внимательно изучать данные о дополнительных навыках сотрудников, чтобы иметь представление об уровне их профессионализма в возможностях по выполнению новой работы.
Качественная потребность рассчитывается исходя из:
- профессионально-
- требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
- штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей.
Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества кадров по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность в кадрах находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.
Количественная потребность - потребность в численности персонала:
- по отдельным критериям качественной потребности;
или же без учета качественных критериев – потребность в количестве сотрудников по как организации в целом, так и по отдельным ее подразделениям.
При обосновании качественного и количественного состава персонала должны быть соблюдены существующие ограничения на финансовые и материальные ресурсы.
Например, планирования численности
персонала может
Методы расчета потребности в персонале.
Прогноз потребностей в персонале осуществляется при использовании ряда методов и техник (комплексно или по отдельности). В последнее время пользуются популярностью методы, основанные на использовании математических расчетов. Но также весьма популярны и методы, не требующие сложных числовых изысканий, например, метод экспертных оценок.
В целом, для расчета потребности в персонале используют:
- Метод определения трудоемкости
(или т.н. «фотография
- Метод расчета по нормам обслуживания;
- Метод экспертных оценок;
- Метод экстраполяции;
- Компьютерная модель планирования персонала.
Остановимся подробнее на каждом из этих методов.
Фотография рабочего дня.
В ходе использования данного метода менеджер по персоналу определяет задачи и действия для работника, а потом регистрирует их во времени. Результатом такого исследования станет определение целесообразности тех или иных операций (действий), а также их значимость. Можно будет отказаться от каких-то в пользу выполнения более значимых, либо вообще пойти по пути сокращения персонала, совместив обязанности нескольких работников в одну штатную единицу.
В практике планирования применяются показатели не только дневной, но и часовой, а также месячной и годовой выработки.
Пример использования такого метода: на швейном производстве изготавливают куртки, работают швеи приблизительно одинаковой квалификации. Необходимо будет сделать «фотографию рабочего дня» швей и вывести среднее значение (время, за которое каждая из них сошьет 1 куртку). Имея данные об объеме выработки производства (скажем, 600 курток в месяц) и о 8-ми часовом рабочем дне при пятидневной рабочей неделе, менеджер по персоналу сможет подсчитать количество швей, требуемых на производстве.
(20 час.*600 курток) : (8раб.час*22 раб.дня) = 68 швей
Метод расчета по нормам обслуживания.
Данный метод частично похож на предыдущий. Нормы обслуживания закреплены в различных ГОСТах – государственных стандартах, СНиПах (строительные нормы и правила) и СанПиНах (санитарные правила и нормы, соответствующие для каждой отрасли). Этот метод позволяет менеджеру по персоналу, зная нормативы выработки и объемы планируемого производства, достаточно легко подсчитать численность требуемого персонала.
Как основа расчета трудоемкости выполнения должностных функций может использоваться должностная инструкция:
Типовая должностная инструкция (описание рабочего места) должна иметь следующие разделы:
- характеристика организационного статуса должности (рабочего мета) – место в иерархической системе организации или подразделения, группа платы труда и т.п.;
- содержание выполняемых задач – регулярно повторяемые задачи, случайным образом возникающие задачи, основные предписания по выполнению задач;
- описание рабочих требований к исполнителю – знания, опыт, способности, черты характера, необходимые по специфике рабочего места, организаторские способности, качества руководителя и т.п.;
- права, ответственность, взаимосвязи рабочего места – отдаваемые и поручаемые указания, входная и выходная информация (и формы ее представления), характер участия в процессе принятия решений, структурные взаимосвязи с другими рабочими местами и подразделениями.
Эти два метода достаточно эффективно работают при расчете потребности в производственном и обслуживающем персонале.
Метод экспертных оценок.
Данный метод основан на мнении специалистов (руководителей отделов или компаний). В основе метода лежит их интуиция и профессиональный опыт. Это не самый точный из всех приведенных методов, но опытом компенсируется недостаток необходимой информации. Человеческий фактор многое значит, и поэтому на коммерческих предприятиях достаточно часто применяется именно этот метод расчета.
Метод экстраполяции.
При использовании этого метода происходит перенос существующей на данный момент в организации ситуации на планируемый период, учитывая специфику рынка, изменения финансовой ситуации и т.д. Этот метод хорош для использования на короткий период и в стабильных компаниях. Украинский бизнес, увы, нестабилен, поэтому применяется метод скорректированной экстраполяции, при котором учитываются все внешние факторы, такие как рост цен, популярность данной отрасли, политика государства и т.д.
Компьютерная модель планирования персонала.
Не самый популярный метод при расчете потребности в персонале. При его использовании задействованы линейные менеджеры, которые должны предоставлять информацию менеджеру по персоналу. И на основе этого строится компьютерный прогноз.
Для того, чтобы прогноз по планированию персонала оправдался, необходимо учесть еще такие факторы как текучесть, и уход сотрудников в результате оценочных процедур.
Чтобы точнее определить нормы текучести, надо учитывать все особенности бизнеса, включая количество людей, которые могут не пройти аттестацию, естественный уход персонала (например, на пенсию или в декрет), а также фактор сезонности (число увольнений может зависеть от времени года). У различных подразделений в одной и той же компании может быть своя норма текучести. Например, для торгового представителя период работы в компании 1,5-2 года. Для производственных подразделений и менеджерского состава период эффективности может длиться годами. Здесь уровень текучести может быть ниже – 5–10%. По данным из некоторых источников текучесть в отечественной производственной сфере составляет в среднем 10%. Если компания активно развивается, и происходит массовый найм персонала, то текучесть возрастает до 20% . У представителей страхового бизнеса нормой считается 30% уровень текучести кадров. А в сегменте HoReKa (гостинично-ресторанный бизнес) даже 80% текучести считается нормой.
Если же руководство компании выражает недовольство по поводу квалификации персонала то, скорее всего, в текущем году сотрудников ждет такая процедура, как оценка или аттестация персонала. Соответственно при планировании расчета персонала нужно учитывать не только уровень текучести (ориентируясь на данные истекшего года), но и перспективу ухода из компании еще некоторого количества сотрудников. Нужно, зная свой персонал, предположить, сколько процентов сотрудников «исчезнет» в результате аттестационных процедур.
Итак, самый приблизительный подсчет при штате сотрудников в 100 чел.
По штатному расписанию на 1 декабря – работает 90 человек
Вакантно -10 мест.
Текучка составляет – 20% в год. Это «-» 18 человек.
«Предполагаемые потери в результате аттестации » - 15% - 14 чел
Даже для сохранения существующей численности в 100 штатных единиц нужно – 10+18+14= 42 человека.
В случае, если планируется увеличение производства на 20% - то это увеличение численности как минимум еще на +10 чел. Следовательно, в планируемом году мы должны подобрать около 50 человек, что составляет 50% от сегодняшней численности.
Потребность организации в персонале может покрываться за счет внутренних источников, но также и за счет найма новых работников.
2. Наем персонала.
Понятно, что наем осуществляется:
- при создании организации;
- при ее расширении;
- при замене работников, уволившихся из организации.
Первый этап найма работников - это изучение рынка труда. Изучение этого рынка обеспечивает информацию о его показателях и динамике.
К ним относятся:
- соотношение предложения
и спроса на труд по
- оплата и условия труда в конкурирующих организациях;
- информация об агентствах и фирмах, оказывающих услуги по обеспечению персоналом (биржи труда, агентства по трудоустройству, кадровые и рекрутинговые агентства).
Сегодня маркетинг активно распространился не только на рынки товаров, но и на рынки труда. Поэтому задачи этого этапа найма персонала ориентированы на формулирование привлекательных условий для необходимых организации работников. Организация может конкурировать на рынке труда, не только предлагая более высокую по сравнению с другими заработную плату, но и;
- более привлекательное место и время работы;