Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:52, шпаргалка
1. Принципы построения системы управления персоналом.
2. Функции управления персоналом.
3. Индивидуальное планирование деловой карьеры.
4. Методы обучения персонала.
Предполагается, что предшествующая
работа необходима в качестве подготовки
к последующей. Преимущество заключается
в прямолинейности и
Предполагает наличие
Специфика состоит в отсутствии
формального подтверждения
Специфика состоит в наличии
формального признака повышения
квалификации (диплом о втором высшем
образовании, прохождении специализированных
тренингов…)
Данный карьерный путь оказывается
востребованным у сотрудников, не желающих
связывать свою профессиональную деятельность
с реализацией административных функций.
Данный карьерный путь одни сотрудники
могут предпочесть лишь с возрастом.
Другие же сотрудники не имеют ни малейшего
желания менять привычки в связи
с изменением технологий и пр. не
зависимо от возраста.
Метод
обучения персонала - ориентированный
на достижение дидактических целей способ
организации учебно-познавательной деятельности
работника с заранее определенными:
üйЗадачами;
üйУровнями
познавательной активности;
üйУчебными
действиями и ожидаемыми результатами».
Выбор методов обучения персонала зависит
от множества факторов, основными из которых
являются: цели обучения, ожидаемые результаты
обучения, индивидуальные особенности
обучаемых и многие другие.
Хорошее обучение требует индивидуального
подхода к потребностям каждого работника.
Любой метод имеет свои преимущества и
недостатки. Это необходимо учитывать
при составлении программы обучения.
К выбору метода обучения нужно подходить дифференцированно - обучающие программы отличаются и по уровню сложности, и по стоимости, и по времени прохождения, и по длительности воздействия.
Методы
обучения классифицируются на:
а) пассивные и активные;
б) индивидуальные и групповые;
в) с отрывом от производства и без отрыва
от производства.
По видам обучение делится на:
подготовку новых работников, переподготовку,
повышение квалификации, развитие компетенции.
По формам обучение бывает: групповое
и индивидуальное обучение. По длительности
можно выделить долгосрочное и краткосрочное
обучение.
Все методы обучения можно разделить на
две большие группы: методы обучения на
рабочем месте и методы обучения вне рабочего
места.
К пассивным
(традиционным) относятся:
üйЛекции,
üйСеминары,
üйУчебные
видеофильмы и другие.
Эти методы являются преобладающими при
передаче и закреплении знаний. Несмотря
на то, что традиционные методы преобладают
и сегодня, они имеют ряд недостатков:
не позволяют учитывать разный уровень
знаний, не предполагают обратной связи,
демонстрирующей степень усвоения материала.
При активных
методах обучения большое внимание
уделяется именно практической основе
передаваемых слушателям знаний, навыков
и умений. В настоящее время распространены:
üйТренинги,
üйПрограммированное
обучение,
üйГрупповые
обсуждения,
üйДеловые
и ролевые игры и другие.
Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.
К наиболее
распространенным методам обучения на
рабочем месте относятся:
üйНаставничество,
üйМетод
усложняющихся заданий,
üйСмена
рабочего места,
üйНаправленное
приобретение опыта,
üйПроизводственный
инструктаж,
üйМетод
делегирования ответственности и другие
методы.
К основным
методам обучения вне рабочего места относятся:
üйЧтение
лекций,
üйПроведение
деловых игр,
üйРазбор
конкретных производственных ситуаций,
üйПроведение
конференций и семинаров,
üйФормирование
групп по обмену опытом,
üйСоздание
кружков качества и другие методы.
Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями работника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.
Методы обучения вне рабочего места
дают учащемуся возможность
Приведенная классификация методов обучения персонала обобщает несколько классификационных признаков, но она не является исчерпывающей.
Существует множество методов обучения персонала, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо помнить при построении системы обучения персонала. Главным критерием при выборе того или иного метода должна являться его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.
Адаптация - процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
Процедуры адаптации персонала
призваны облегчить вхождение новых
сотрудников в жизнь
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения. т. д.
Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются следующим образом:
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
непосредственного |
менеджера | |
Составление программы ориентации |
Выполняет |
Ассистирует |
Ознакомление новичков с фирмой
и ее историей, |
Выполняет | |
Объяснение задач и требований к работе |
Выполняет |
|
Введение работника в рабочую группу |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам со стороны |
Выполняет |
Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).
Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:
1. Общее представление о компании:
2. Политика организации:
3. Оплата труда:
4. Дополнительные льготы:
5. Охрана труда и соблюдение