Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:14, шпаргалка
Психология управления: ее объект, предмет, категории
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это не просто совместная деятельность, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Социально-психологические отношения - это взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. её реальным содержанием.
Объект психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные дела.
Вопросы
Психология управления: ее объект, предмет, категрии
2. Личность в сфере управленческой деятельности.
3.Взаимосвязь ситуации, социальной среды и личностных качеств конкретного человека.
Поведение челека в организации
Типы сотруднико
6. Основные теории мотивации
7. Мотивация групп:
8. Основные функции управления (производственные):
9. Социально-психологические функции:
10. Основные принципы и закономерности управленческой деятельности.
11. Процесс принятия решений в структуре управленческой деятельности
12 .Составляющие процесса принятия решений.
13.Факторы, влияющие на принятие решений.
14.Психологические аспекты целеполагания в управленческой деятельности.
15. Классические стили управления
16.Решетка менеджмента Р. Блейка, Д. Мутона: пять типов управленческого поведения.
17.Психологические последствия различных стилей управления.
18.Механизм групповой динамики.
19.Типы подчинённых и особенности управления.
20.Психологические проблемы коммуникации.
21.Кадровая политика. Японский опыт.
22.Индивидуальный стиль деятельности.
23.Проблема восприятия времени и планирование рабочего времени.
24. Виды взаимодействия в управленческой деятельности.
25.Психология переговорного процесса.
Способы преодоления раногласий
27.Трансакции в общении.
28.Синтоническая модель общения
29. Характерология Хейманса - Ле Сенна:
30. Типология конституциональных различий У. Шелдона
31.Психологический тип и ведущая функция.
32.Психосоциотип личности – основа индивидуальности человека.
33.Четыре основные психологические функции.
34.Функции конфликта. Этапы, стадии и фазы развития конфликта.
35.Стили поведения в конфликтных ситуациях.
36.Имидж и его слагаемые.
37.Формула воздействия имиджа.
38.Принципы формирования имиджа.
Под склонностью к доминированию понимается стремление брать на себя инициативу в межличностных отношениях или устанавливать контроль над ними.
Честолюбивый человек постоянно озабочен своим статусом и продвижением в организации.
Люди существенно отличаются друг от друга по степени импульсивности и твердости характера.
Под социальностью понимается восприимчивость индивидуума к взглядам и желаниям тех, с кем он непосредственно общается.
Можно выделить четыре типа поведения человека в организации.
Первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации.
Второй тип поведения («приспособленец») характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам.
Третий тип поведения («оригинал») характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством.
Четвертый тип поведения («бунтарь») характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации.
Любая личность характеризуется:
Каким должен быть сотрудник?
Развитый сотрудник должен быть энергичным, уметь управлять своими эмоциями, быть готовым открыто излагать свое мнение, обладать способностью изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, а не силы, добросовестно и квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности, стремиться повышать свой уровень профессиональной компетентности.
Интересную классификацию
сотрудников предложил
коллективисты (общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания);
индивидуалисты — тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности;
претензионисты — работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;
подражатели — сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;
пассивные — слабовольные работники, не проявляющие инициативы;
изолированные — работники с несносным характером.
В книге «Общение с трудными людьми» Р. Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:
6. Основные теории мотивации
Наиболее популярной из теорий мотивации является концепция А.Маслоу (1908 - 1970). Он первый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Эта иерархия может быть представлена следующей схемой:
Важнейшим стимулом к удовлетворению физиологических потребностей являются деньги, т.е. перспектива экономической самостоятельности, жизни без материальных лишений.
Потребностям в безопасности отвечают такие стимулы, как гарантированная работа, социальное страхование, пенсионное обеспечение.
Социальные потребности связаны с понятием «социабельность» (Э. Мэйо). Это понятие объясняет деформации, которые происходят в личности после долгого пребывания в статусе безработного, когда человек оторван от трудового коллектива.
Потребности в уважении и самоуважении позволяют утверждать, что «люди трудятся не только ради денег, и, если вы хотите их стимулировать, надо сделать их членами семьи и обращаться с ними, как с её уважаемыми членами» (Ли Якокка).
Потребности в самоактуализации предполагают, что человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно самосовершенствоваться, найти своё место в жизни. Эта иерархия может быть представлена следующей схемой:
1. Самоактуализация: полная реализация потенциала, творчество |
2. Эгоистические потребности: Внешние: статус, престиж, уважение Внутренние: самоуважение, уверенность в себе, свобода |
3. Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь |
4. Потребность в безопасности: гарантии удовлетворения физиологических потребностей |
5. Физиологические потребности: Еда, отдых, физическое развитие |
Согласно А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека. Потребности физиологические, в безопасности, называемые первичными, потребностями нижнего уровня, служат основанием для удовлетворения потребностей высшего порядка социальных, в успехе, в самовыражении. Потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере частично, потребности нижнего уровня.
Теория ожиданий (Виктор Врум) базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели.
Ожидания рассматриваются как оценка данной личностью вероятности определенного события. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей:
Теория справедливости (Адамс) утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение.
В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Это возможно, если изменить уровень затрачиваемых усилий, либо попытаться изменить уровень получаемого вознаграждения.
7. Мотивация групп:
Большинство людей значительно
сльнее привержены своей
Менеджер обязан выслушивать
мнения лидеров и членов
Английские
специалисты по управлению М.
Чтобы группа успешно справлялась с работой, члены группы должны соответствовать необходимому набору групповых ролей, а не личным симпатиям и антипатиям менеджера. Менеджеру нужно хорошо знать эту совокупность ролей. Это: координатор (пользуется уважением, умеет работать с людьми); генератор идей (стремится найти истину); энтузиаст (воодушевляет других, сам берётся за новое дело); контролёр-аналитик (способен трезво оценить выдвинутую идею); искатель выгоды (интересуется внешней стороной дела); исполнитель (способен к кропотливой работе, но слишком обращает внимание на мелочи); работяга (не стремиться занять чьё-либо место); шлифовщик (якорь группы).
Психология управления обращает внимание на необходимость взаимных контактов, личных связей между членами группы, консультаций и поддержки формальных и неформальных групп и их лидеров руководителем. Менеджер обязан знать, что каждый человек в малой группе должен чётко представлять, к каким результатам необходимо стремиться, ясно понимать и разделять цели организации, искать оптимальный компромисс между личными и коллективными интересами.
Технология «положительная мотивация» - сагоttе, предполагает формирование положительной эмоции, повышение зарплаты, продвижение по службе в результате выполнения цели.
Технология «отрицательная мотивация» - КИТА, означает использование методов нажима и принуждения. Предполагает строгий режим, максимальный контроль, фрустрирование подчиненных.
8. Основные функции управления (производственные):
Мотивация труда имеет решающее значение для достижения профессионального и делового успеха. Важно понимать и усиливать мотивы. Мотивация может быть интровертной (внутренней) и экстравертной (обусловленной поставленными целями).
Поведение человека обычно полимотивировано. Побудительные мотивы усиливаются, если сотрудник чувствует ответственность за выполняемую работу. Постановка целей мотивирует соответствующее поведение.
Целеполагание - формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели организации, выступающей основой для её деятельности.
Типология целей: цели руководства высшего, среднего, низшего уровней управления, а также индивидуальные цели исполнителей.
По признаку соотнесенности к структурному подразделению: производственные, финансовые, перспективные, кадровые, инновационные, исследовательские, административные.