Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:14, шпаргалка
Психология управления: ее объект, предмет, категории
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это не просто совместная деятельность, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Социально-психологические отношения - это взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. её реальным содержанием.
Объект психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные дела.
Вопросы
Психология управления: ее объект, предмет, категрии
2. Личность в сфере управленческой деятельности.
3.Взаимосвязь ситуации, социальной среды и личностных качеств конкретного человека.
Поведение челека в организации
Типы сотруднико
6. Основные теории мотивации
7. Мотивация групп:
8. Основные функции управления (производственные):
9. Социально-психологические функции:
10. Основные принципы и закономерности управленческой деятельности.
11. Процесс принятия решений в структуре управленческой деятельности
12 .Составляющие процесса принятия решений.
13.Факторы, влияющие на принятие решений.
14.Психологические аспекты целеполагания в управленческой деятельности.
15. Классические стили управления
16.Решетка менеджмента Р. Блейка, Д. Мутона: пять типов управленческого поведения.
17.Психологические последствия различных стилей управления.
18.Механизм групповой динамики.
19.Типы подчинённых и особенности управления.
20.Психологические проблемы коммуникации.
21.Кадровая политика. Японский опыт.
22.Индивидуальный стиль деятельности.
23.Проблема восприятия времени и планирование рабочего времени.
24. Виды взаимодействия в управленческой деятельности.
25.Психология переговорного процесса.
Способы преодоления раногласий
27.Трансакции в общении.
28.Синтоническая модель общения
29. Характерология Хейманса - Ле Сенна:
30. Типология конституциональных различий У. Шелдона
31.Психологический тип и ведущая функция.
32.Психосоциотип личности – основа индивидуальности человека.
33.Четыре основные психологические функции.
34.Функции конфликта. Этапы, стадии и фазы развития конфликта.
35.Стили поведения в конфликтных ситуациях.
36.Имидж и его слагаемые.
37.Формула воздействия имиджа.
38.Принципы формирования имиджа.
Эффектом семантической фасцинации обладают слухи, которые заполняют возникшие пробелы в информации. Информация может утаиваться по разным причинам: плохие новости, несвоевременная выплата заработной платы. Пробел в информации заполняется догадками, потом начинается выяснение отношений. Важно то, что возникает недоверие к человеку, скрывшему информацию. Текст неадекватного сообщения может оказаться жизненно важным для реципиента, вызывая изменение его поведения.
Смысл бизнес-коммуникации заключается в конгруэнтной передаче точного сообщения, которое соответствует восприятию получателя и содействует его желаемым и целенаправленным действиям.
Информация передается в основном с помощью слов, разное отношение к этой информации передаётся с помощью жестов. Жесты бывают выразительные, описательные, подражательные, указующие. Интерпретировать жест необходимо с учетом других жестов или обстоятельств. Надо смотреть на сочетание жестов для правильного прочтения послания.
Поза - не только способ пунктуации в разговоре, но также возможность устанавливать отношения между людьми, когда они находятся вместе. Можно разделить позы на три группы: - включающие и исключающие, противостоящие или параллельные, - гармоничные или дисгармоничные.
Скорость жестов соотносят с возрастом: чем старше человек, тем утонченнее его жесты, тем менее они очевидны для окружающих. Социально-психологический климат коллектива.
Социально-психологический климат определяют как состояние сотрудников организации, обусловленное особенностями его жизнедеятельности. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального (установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов организации) и условий, в которых она протекает. Характеризуется различной степенью осознанности.
Социально-психологический клим
21.Кадровая политика. Японский опыт.
В Японии практикуется система пожизненного найма на работу. Кадровые службы работают со студентами старших курсов: читают лекции, посвященные динамике развития организации, ее истории, прогнозам на будущее. Во время каникул студенты работают в организации на разных должностях. После окончания университета за каждым молодым специалистом, приглашённым на работу в фирму, закрепляется «крестный отец», менеджер среднего звена управления. Наставник помогает новичку адаптироваться на рабочем месте, разрешать конфликты, бывает у него дома, знает планы молодого человека. Если в кадровой службе решается вопрос о перемещении специалиста, то мнение наставника решающее.
Такое кураторство осуществляется до 35 лет; до этого срока наставник за него несет персональную ответственность. Переход на другую должность возможен только через определенный срок, установленный на фирме. Перескакивание через ступень независимо от знаний и успехов в работе не допускается.
В японских фирмах
все работники продвигаются по
22.Индивидуальный стиль деятельности.
Профессиональная деятельность руководителя сведена к организации деятельности исполнителей. Повторяющиеся условия деятельности, инвариантные элементы управленческой ситуации приводят к формированию у руководителя устойчивых способов её выполнения, которые могут регулироваться благодаря субъективной модели организаторской деятельности.
Стратегии выполнения руководителями организаторской деятельности:
Психологические модели общения руководителя с подчиненными:
Необходимо учитывать сочетание жестов для правильного прочтения послания.
23.Проблема восприятия времени и планирование рабочего времени.
Проблемы, связанные со временем, встречаются у всех менеджеров. Для их преодоления обычно составляются планы, в которых указываются точные сроки исполнения. Однако, это помогает выполнить только часть намеченного. Проблема состоит в том, чтобы привести в соответствие объём реально имеющегося времени и потребности менеджера.
Условно
время можно разделить на
Менеджеры
часто увеличивают рабочее
Планирование рабочего времени может проходить в три этапа:
расстановка приоритетов по степени важности;
планирование дел во времени суток и дням недели;
учёт индивидуальной производительности;
подборка запасных вариантов дел и возможного резерва времени.
Согласно К.Хаберкорну каждый руководитель может допускать существенные ошибки (грехи) в планировании времени:
- перенос дел на завтра;
-выполнение работы наполовину;
-стремление сделать всё сразу;
-стремление сделать всё самому;
-убеждение, что Вы знаете всё лучше всех;
-неумение разграничить функции;
-попытки свалить вину на других.
Основные правила планирования времени:
60% - запланированная активность; 20% - непредвиденная активность;
20% - спонтанная активность (управленческая активность, творчество).
Опыт показывает, что на работу, как правило, тратится столько времени, сколько его имеется в распоряжении.
24. Виды взаимодействия в управленческой деятельности.
В зависимости от состава субъектов общения различают следующие его виды: межличностное общение, общение в системе «индивид-группа», публичное общение. По преобладанию тех или иных средств, общение может быть речевым (вербальным), неречевым (невербальным) и комбинированным. Исходя из этого критерия, межличностное управленческое общение является комбинированным, хотя соотношение речевых и неречевых средств в различных ситуациях может меняться.
По предмету общения выделяют следующие виды: свободное, предметом которого является само общение; деловое, предмет которого находится вне общения. Его можно рассматривать, с одной стороны, как структурный элемент любой совместной деятельности людей. С другой стороны, как самостоятельный вид деятельности; игровое общение, обслуживающее такой специфический вид деятельности как игра; ритуальное общение, содержанием которого является исполнение социально значимых ритуалов.
Следует ответить, что выделенные виды общения не имеют четких границ и редко встречаются в чистом виде. Кроме того, они имеют тенденцию в процессе развития перерастать из одного вида в другой.
По включенности в определенный вид деятельности наиболее обширным является деятельностное общение, в рамках которого выделяют профессиональное, общенаучное, социально-политическое.
По взаимному статусу участников общение бывает: а) соотнесенным (общение равных по статусу лиц); б) соподчиненным (один из партнеров находится в статусе подчиненности другому).
По направленности выделяют два вида общения: а )личностно-ориентированное (адресовано конкретному партнеру); социально-ориентированное (адресовано группе, коллективу, определённой общности людей).
По степени желательности достигаемого эффекта: а) необходимое; б) желательное; в) нейтральное; г) нежелательное.
По наличию опосредованности: а) опосредованное техническими средствами передачи устной речи; б) документальное (опосредованное материальными носителями информации; в) опосредованное техническими средствами передачи письменного текста;
По функциональному назначению: а) приказ (его задачей является доведение управленческого решения до исполнителя); б) беседа (используется для оказания психологического воздействия на подчиненного, получения дополнительной информации о различных элементах оперативной обстановки; совещание (проводится с целью получения дополнительной информации для принятия управленческого решения, обсуждения его различных вариантов); отчет (осуществление контроля исполнения управленческого решения); переговоры (решается задача принятия совместного решения).
25.Психология переговорного процесса.
Любой переговорный процесс протекает на двух уровнях: на одном обсуждение касается существа дела; на другом сосредоточено на процедуре обсуждения. В сущности метод принципиальных переговоров сводится к четырём положениям, каждое из которых касается одного из базовых элементов и предполагает определенные рекомендации.
Первое - люди.
Необходимо
делать разграничение между
Второе - интересы.
Необходимо сосредоточиться на интересах, а не на позициях людей.
Третье — варианты.
Речь идет о понимании того, как трудно выработать оптимальное решение под давлением. Необходима разработка взаимовыгодных вариантов, поиск альтернатив, учитывающих общие интересы и примиряющих несовпадающие интересы.
Четвертое — критерии.
Необходимо настаивать на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме. Это дает возможность преодолеть чье-либо упрямство, а усилия партнеров направить на поиск справедливых критериев.
Структура переговоров:
Стратегии ведения переговоров:
«Жесткий прессинг» - каждая из сторон выбирает стратегию победить любой ценой.
«Взаимные компромиссы» - каждая из сторон видит слабые и сильные стороны друг друга, учитывает интересы противоположной стороны, идёт на взаимные уступки.
«Использование манипулятивных действий» - участник переговоров пытается психологически воздействовать на оппонента с целью принятия им невыгодных для себя условий.
Деструктивность в переговорном процессе возникает тогда, когда одна из сторон считает, что имеет более выгодные позиции, более мощные финансовые возможности, обширные связи в значимых сферах, военную силу и т. д. Принято считать, что сильную позицию на переговорах определяют такие факторы, как богатство, политические связи, физическая сила, влиятельные друзья, военная мощь. Психологи считают, что в ситуациях, когда партнёр вынужден отвечать на вызов силы, он может достичь двух целей: первой - защитить себя от принятия такого соглашения, которое следовало бы отвергнуть; второй - достичь такого соглашения, которое по возможности учитывало бы как можно больше интересов «слабой» стороны.