Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

учебник.docx

— 287.89 Кб (Скачать файл)

* заставить покупателя  заплатить высокую цену за  поглощение компании.

Основные стратегические способы защиты

Как уже отмечалось, применение стратегических способов защиты требует серьезных организационно-управленческих новаций. Какие же это изменения в традиционной структуре среднего бизнеса? Это:

· Интеграция бизнеса (вертикальная или горизонтальная)

· Защита через  нападение

· Диверсификация (распределение) имущественных и  финансовых рисков в холдинговой  структуре

Использование первых двух стратегических способов защиты характерно для предприятий - лидеров  отрасли. Это и распространение  своей власти вверх и вниз по производственной цепочке. Скупка и прямой захват более  мелких конкурентов, построение производственной и сбытовой сети в регионах - тоже один из эффективных методов защиты на уровне стратегии.

Тактические способы защиты. Краткая характеристика

При применении тактических способов защиты требуется серьезных стратегических и организационных новаций. Однако для их эффективного применения должна быть заранее подготовлена почва в виде системы внутренних документов предприятия, регламентирующих возникновение прав и принятие обязательств. При формировании такого пакета документов особое внимание необходимо уделить следующим направлениям:

· регламентация  формирования и деятельности органов  управления

· регламентация  сделок с акциями

Регламентация формирования и деятельности органов управления как способ разумного ограничения  полномочий органов управления В основе успешной защиты от недружественных поглощений и слияний лежит уверенность в четкой и слаженной работе общества в целом, его органов управления и менеджеров как основной движущей силы, преодолевающей любые посягательства. Внутренняя бесконтрольность, нечеткость в разграничении полномочий или излишняя инертность в принятии решений уже сами по себе могут привести к отрицательным последствиям, а если они присутствуют в период атаки агрессора. Сделки с акциями как зона повышенного риска

Наиболее популярный способ получения контроля над акционерным обществом - это скупка его акций. При выстраивании защиты от поглощения через консолидацию пакетов акций особое внимание следует обратить на минимально необходимые требования, предъявляемые в этой связи к уставу и к регистратору общества.

В практике корпоративных  воин, где разрешение конфликта выходит  за рамки переговоров и применяются все доступные средства нападения и защиты, очень часто встречаются случаи оспаривания решений органов управления по основанию несоблюдения порядка принятия решений. Так как варианты оспаривания по подобным основаниям разнообразны, к уставу общества необходимо предъявлять дополнительные требования, в частности, регламентировать:

· порядок уведомления  акционеров и Общества о предложении  акций на продажу (для ЗАО);

· порядок приобретения Обществом невыкупленных акций;

· порядок принятия решения об увеличении уставного  капитала (объявленные акции);

· порядок конвертации  эмиссионных ценных бумаг в акции.

Антимонапольное регулирование

1. Становление антитрастового (антимонопольного) законодательства. Антитрастовое законодательство США

Римское право

· закон Lex Julia de Annona - 50 г. До нашей эры регулирование торговли зерном

· продажа монополистических  прав

· указ о регулирование  цен - Diocletian, 301 г. нашей эры - система максимальных цен

· Указ против монополий - Zeno, 483г. нашей эры;

· Закон о предотвращении и подавлении объединений, направленных на ограничение торговли 1889 г Канада.

· Антитрастовое регулирование США

· Основными актами, регулирующими антитрастовое законодательство в США, являются:

· Закон Шермана (1890г) первый антитрестовский (антимонопольный) закон США, провозгласивший преступлением препятствование свободе торговли созданием треста(монополии) и вступление в сговор с такой целью. Акт обязывал федеральных прокуроров преследовать такие преступные объединения и устанавливал наказание в виде штрафов, конфискаций и тюремных сроков до 10 лет. Акт Шермана действует, в существенной части, по сей день, включен в федеральный Кодекс Соединённых Штатов

Закон Клейтона (1914) федеральный закон США, регулирующий деятельность трестов.

Великобритания

Закон о монополиях и Законоцарствий с уголовным законодательств

· Закон о спекуляции, 1919

· Закон о монополиях и ограничительной практике, 1948г.;

· Закон об ограничительной  тотрговой практике, 1956г.;

· Закон о ценах  при перепродаже товаров, 1964;

· Закон о монополиях и слияниях, 1965;

· Закон о конкуренции, 1980г.

2. Характеристика  антимонопольного законодательства  отдельных стран ЕС

Антимонопольная политика ЕС (общая политика по вопросам конкуренции) в целом направлена на недопущение  ограничения свободы конкуренции  как предприятиями и индивидуальными  предпринимателями, так и государствами-участниками  путем введения протекционистских  мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы. В целом последовательно  следуя принципу охраны свободы конкуренции, законодательство ЕС предусматривает  случаи, когда последняя может  быть ограничена. Существуют так называемые общие (закрепленные в нормативных  актах ЕС) и индивидуальные (предоставляемые  в каждом конкретном случае) исключения, позволяющие при наличии определенных обстоятельств ограничивать свободу  конкуренции.

В ЕС последовательно  проводится Единая согласованная политика в области конкуренции. Главная  цель этой политики -- обеспечить в рамках ЕС свободную конкуренцию между фирмами путем создания эффективного механизма наднационального контроля" гибкого и последовательного надгосударственного регулирования.

Основными направлениями  единой политики ЕС в области конкуренции  являются:-- поощрение развития малого и среднего бизнеса как наиболее распространенной формы предпринимательской деятельности в развитии рыночной конкуренции, стимулировании инновационных процессов, производстве высококонкурентной продукции;

-- содействие совместной  предпринимательской деятельности, направленной на преодоление  межстрановых барьеров, и содействие транснациональному переплетению промышленного, торгового и банковского капитала внутри ЕС;

-- поощрение создания  крупных, трансъевропейских компаний, способных противостоять конкуренции  американских и японских ТНК;

-- контроль за концентрацией производства, слияниями и расширение фирм;

-- выработка антимонопольного  законодательства, которое будет  способствовать развитию свободной  конкуренции на уровне фирм, свободному  движению в рамках ЕС товаров,  услуг, капиталов, рабочей силы, с учетом того, что формирование  единого внутреннего рынка может  привести к обострению конкуренции  и затронуть интересы отдельных  стран-членов.

Правила конкуренции  в рамках ЕС направлены на то, чтобы  политика, гарантирующая свободную  конкуренцию, стала неотъемлемым элементом  успешного функционирования единого  рынка.

Законодательство  ЕС различает три вида недобросовестной конкуренции: картели; злоупотребление  господствующим положением на рынке; государственное  субсидирование предприятий.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются: демпинг; установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; установление дискриминационных цен  или коммерческих условий; ограничение  или установление контроля за производством, сбытом, техническим развитием, капиталовложениями; навязывание партнерам дополнительных условий, не связанных по своему характеру  с предметом контракта; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; распространение ложной информации и рекламы.

Запрет неправомерного использования на рынке господствующего  положения Согласно Римскому Договору запрещено "...неправомерное использование  на рынке ЕС или в значительной его части господствующего положения  одним или несколькими предприятиями &, если оно мешает торговле между  государствами-членами ЕС. По ходатайству  Комиссия ЕС имеет право устанавливать, что определенное поведение того или иного предприятия на рынке  является или не является правомерным.

Комиссия ЕС наделена широкими полномочиями, выявление и  расследование случаев нарушения  правил конкуренции может вести  как по заявлению одной из стран-членов ЕС, так и по собственной инициативе. В порядке проведения расследования  члены Комиссии имеют право вести  проверку документации фирм, посещать предприятия, требовать предоставления текстов соглашений, заключенных  между фирмами, обращаться к правительствам стран -- членов ЕС или их компетентным органам.

Согласно постановлению  Совета ЕС, принятому в 1962 г., фирмы  обязаны предоставлять Комиссии сведения обо всех заключенных соглашениях о сотрудничестве. Такие сведения предоставляются с соблюдением определенного порядка по установленной форме для заявок. Заявки содержат подробные сведения о деятельности фирмы, ее обороте, связях, поставщиках и покупателях. Необходимо обратить внимание Комиссии на те условия соглашений, которые могут ограничивать свободу принятия фирмой самостоятельных решений в отношении уровня цен, скидок с цены, объемов производства, выбора источников снабжения. По сути в заявках, направляемых в Комиссию ЕС, фирмы стремятся доказать, что они не нарушают конкуренцию и не оказывают негативного воздействия на взаимную торговлю стран-членов ЕС.

Рассмотрением заявок, именуемых нотификациями (от лат. notifico -- делаю известным, оповещаю), занимается Генеральная дирекция Комиссии ЕС по вопросам конкуренции, которая имеет исключительное право на одобрение согласованных действий фирмы в форме выдачи индивидуальных деклараций на определенный срок или специальных решений. В случае установления факта нарушения правил конкуренции, Генеральная дирекция может вынести решение о взыскании штрафа или прекращении деятельности межфирменных соглашений.

Решения Комиссии, принимаемые по итогам рассмотрения дел, касающихся конкуренции, публикуются  в Официальном вестнике ЕС.

Римским Договором  был принят ряд постановлений, устанавливающих  исключения для отдельных видов  деятельности, где укрепление взаимодействия было признано целесообразным и полезным для экономического развития ЕС. Эти  исключения получили название групповых  исключений (групповых изъятий). В  их число вошли:

-- соглашения о  специализации производства;

-- патентно-лицензионные  соглашения, включая ноу-хау;

-- соглашения в  области исследований и развития;

-- дистрибьюторские  соглашения при продаже автомобилей;

-- соглашения на  закупку, согласно которым заказчик  обязуется покрывать все свои  потребности в конкретных товарах  путем закупок у одного продавца  в течение определенного срока  (обычно пяти лет) и при условии,  что товары, составляющие предмет  соглашения, однородны по характеру  и назначению;

-- соглашение по  франшизам (право на продажу  товара, предоставляемое производителем  какой-либо торговой фирме на  определенный период и зафиксированное  в договоре).

Групповые исключения предоставляются лишь на условиях, гарантирующих сохранение конкуренции. Фирмы, занимающиеся перечисленными видами деятельности, освобождаются от предоставления нотификаций и получения соответствующих  разрешений.

Помимо групповых  исключений специально выделяются определенные виды межфирменных отношений, на которые  не распространяется порядок предоставления нотификаций, поскольку они не попадают под общие правила конкуренции. Это:

-- соглашение с  монопольными агентами;

-- соглашения между  материнскими и дочерними компаниями;

-- соглашения с  субпоставщиками;

-- определенные  виды соглашений (всего 18 видов), имеющих целью обмен опытом;

-- совместное проведение  исследований -- рыночных и отраслевых;

-- совместное выполнение  контрактов по исследованиям  и развитию;

-- совместная рекламная  деятельность.

Правила конкуренции  в ЕС распространяются органами ЕС и на предприятия третьих стран, осуществляющих свою деятельность в  странах-членах ЕС согласно решениям Комиссии и суда ЕС. Причем они распространяются и в тех случаях, когда фирмы  третьих стран выступают на едином рынке ЕС через свои филиалы и  дочерние компании, расположенные в  странах-членах ЕС. Согласно правилам ЕС, ответственность за такие действия несут их материнские компании.

И хотя ни Комиссия, ни Суд ЕС не могут, не затрагивая суверенитета третьих стран, взыскивать штрафные суммы с фирм, находящихся в  юрисдикции своих национальных судов, Комиссия и Суд ЕС могут наложить арест на их активы, находящиеся  на территории стран-членов ЕС.

На практике Комиссия применяет штрафные санкции в  отношении компаний третьих стран. Например, Комиссия наложила штраф  в 2 млн ЭКЮ на японскую фирму "Тошиба", обвинив ее в нарушении правил конкуренции ЕС. "Тошиба ", как стало известно, включила в соглашение с дистрибьюторами в странах-членах ЕС несколько оговорок, ограничивающих свободную перепродажу закупаемых у "Тошиба" фотокопировальных машин на рынках западноевропейских стран.

Правила конкуренции  в ЕС с конца 80-х годов стали  распространяться не только на картельные соглашения, но и на сферу концентрации производства. Стремление фирм к упорядочению своих позиций на едином европейском  рынке, поощрение органами ЕС трансъевропейской  концентрации производства и капитала привели к значительному росту  слияний и поглощений компаний в  странах-членах ЕС. В связи с этим Совет министров ЕС в 1989г. принял постановление о либерализации  контроля за слияниями компаний разных стран ЕС, заложив основы для завершения создания наднациональной конкурентной политики. Постановление о контроле за концентрацией производства дало право Комиссии ЕС осуществлять предварительный контроль за слияниями и поглощениями фирм. Такой порядок диктуется также ростом конкуренции на западноевропейском рынке со стороны американских и японских компаний.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"