Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"
- выявление их сильных и слабых сторон.
Выбор фирмой стратегии поведения зависит от вида ее предпринимательской деятельности и рыночной конъюнктуры.
Предпринимательская стратегия представляет собой детальный план выхода на рынок с нововведением и обеспечение посредством его долгосрочных конкурентных преимуществ.
П. Друкер выделяет четыре предпринимательских стратегии, названия которых говорят сами за себя:
- ворваться первым и нанести массивный удар;
- напасть быстро и неожиданно;
- найти и захватить
- изменить экономические
Конкурентная стратегия
- Что и в каком количестве производить?
- Для кого и когда производить?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, стратегия фирмы должна выработать правила:
1. Исследования условий
2. Распределение имеющихся
3. Взаимодействие с рынками
4. Формирование эффективной
5. Предотвращение банкротства.
1. Значение социальных факторов
трудового процесса в
Производственная деятельность персонала
любой организации в той или
иной мере связана с внешней средой,
которая может оказывать
Социальная среда
Противоположность интересов работодателей и наемных работников может проявляться, прежде всего, в условиях и оплате труда. Постепенно по мере роста зрелости гражданского общества противоречия в социально-трудовых отношениях переводятся в сферу договорных отношений с целью достижения общественного согласия, ограничения произвола администрации.
Необходимость учета и согласованности
интересов персонала и
Важным в этой связи является акцентирование внимания на факторах, оказывающих влияние на персонал организации. Основной целью управления персоналом является эффективное использование персонала для достижения целей и задач организации. Знание факторов, влияющих на персонал, могут быть очень актуальными.
В теории управления персоналом и в теории менеджмента существует ряд классификаций факторов, оказывающих влияние на персонал, построенных на основе различных подходов.
1. По характеру отношения к
организации выделяют
К внутренним факторам относятся: - уровень оплаты труда (оклад, сдельная оплата);
- структура организации;- структура управления;- условия труда (график работы);
- уровень освещенности; - перерыв на обед.
Основным признаком внутренних факторов является то, что они могут быть изменены в соответствии с преследуемыми целями организации.
К внешним факторам относятся:
- предложение на рынке труда;
- спрос на рынке труда;
- экология места проживания
персонала. Внешние факторы в
гораздо меньшей степени
Социальный фактор - движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающие те или иные социальные изменения.
Социальные потребности стали объектом внимания российских социологов сравнительно недавно. Одна из попыток классификации социальных потребностей предпринята А.И. Кравченко, который подразделяет социальные потребности на:
- потребности в воспроизводстве рода;
- потребности в безопасности и социальном порядке;
- потребности в добывании
- потребности в передаче знаний,
социализации подрастающего
По концепции Г.Тарда, социальные потребности не являются простой суммой индивидуальных потребностей. Они находятся под влиянием факторов межличностного влияния, особенно подражания, обычаев, моды
Социальные ценности первичны по отношению
к социальным потребностям. Социальные
факторы управления персоналом, можно
определить как разделяемые большинством
членов организации убеждения, базовые
представления, социальные нормы, являющиеся
основой стабильности организации,
нарушение которых вызывает социальные
потребности. В то же время социальные
потребности следует трактовать
как ситуации, несовместимые с
ценностями большинства членов организации
и заставляющие их действовать таким
образом, чтобы удовлетворить
Руководитель любого уровня управления
стремится к успеху, который проявляется
в росте, развитии и повышении
доходности деятельности его подразделения.
Как известно, любое дело требует
умелого и эффективного управления
им. Если в недалеком прошлом
Отличительной особенностью этого
подхода является четкая ориентация
теоретико-прикладных исследований на
выявление направлений
2. Роль формирования группового
поведения в организации в
построении конкурентных
Группа -- ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).
Классификация:
- формальные. сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. имеют тенденцию к сохранению относительной устойчивости, хотя их состав может изменяться. Это объясняется безличностью формальной структуры -- в группах существуют только статусы независимо от индивидов, занимающих эти статусы.
- неформальные. Поскольку неформальные
группы формируются на основе
эмоций, то они могут также
оказывать влияние и на
Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, не зависимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться, даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.
Можно утверждать, что на конкурентоспособность организации влияет и размер группы, и её продуктивность, и групповая сплоченность.
Совместная деятельность в группе
может оказать формирующее
3. Роль лидерства в формировании конкурентоспособности
Лидер - человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижении групповых целей.
Быть лидером означает быть способным внести наибольший вклад в достижение общей цели, помочь другим поверить в ее достижимость и помочь им получить удовлетворение от достигнутого.
Выгодное отличие лидерства от простой административной власти состоит в том, что это власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее.
Лидерство -- компонент не только неотъемлемый, но и незаменимый. Ведь его отсутствие повлечет за собой значи¬ельные финансовые потери и потери конкурентоспособности. Есть мнение, что лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. Что из этого получится? Нет лидерства -- жестче контроль (контролировать приходится, по крайней мере, чаще), больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат в коллективе -- происходит потеря ресурсов: временных и человеческих. Нужны средства, чтобы нанять лишнего контролера или организовать службу контроля; текучесть кадров, порожденная плохим климатом в коллективе, также отражается на финансовом состоянии организации.
Три стиля руководства или
То же самое относится и к
организации. Любая организация - это
форма кооперации людей, и, естественно,
это форма взаимодействия их личностей.
Только в обычной жизни человек
может сам определять для себя
круг общения, здесь же ему приходится
работать с определенными людьми,
выполнять определенные действия и
нести определенную ответственность
за эти действия. Личностные особенности
влияют на все: от них зависит отношение
индивида к своей работе, к работе
других, к результатам своей
Только где-то с начала XX века начало уделяется особое внимание теоретическому и практическому изучению роли личности человека в организации, особенно роли личности руководителя.
Руководитель - это человек, занимающий высокую должностную позицию в группе или организации, обладающий большими по сравнению с другими участниками полномочиями и ответственностью и назначаемый официально. Помимо всего этого, руководитель - это человек, который обладает определенными способностями, навыками и знаниями, с определенными личностными характеристиками, с помощью которых он может эффективно управлять остальными участниками деятельности.
Главная задача руководителя - организовывать деятельность группы или организации, создавая наилучшие условия для успешного решения поставленных перед коллективом задач.
4. Высокоэффективные организации
Поддержка инноваций и готовность идти на риск
· -Постоянный поиск и испытание новых идей
· Людей, пошедших на риск и потерпевших неудачу, побуждают предпринять новые попытки.
· Людей, пытающихся внести изменения, часто продвигают по службе.
Вопросы обучения
· У людей много возможностей обретать новые навыки.
· Обучение высоко ценят и вознаграждают.
· Людей поощряют узнавать как можно больше обо всех аспектах деятельности организации.
· Для обучения регулярно выделяют время.
· Взаимообучение является нормой.
· Каждый работник получает профессиональную подготовку, приобретая разнообразные навыки, в том числе навыки межличностных отношений, административные и технические.
Организация труда
· Должностные обязанности
· При принятии почти всех важных решений, связанных с тем, как выполнять работу, полагаются на самих работников.
· Люди работают в командах, в пределах
которых они часто
· Люди выполняют разные виды работы.
· Люди выполняют задачу целиком, и
она предназначена для
· Люди зачастую выполняют почти всю работу по обеспечению собственной деятельности.
· Работники сами определяют темпы своей работы.
· Люди сами решают, какую работу они хотят выполнять.
· Решение проблем -- важная часть работы каждого человека.
Роль управления
· Менеджеры объясняют, какие результаты необходимы, и помогают своим подчиненным определить, как выполнять работу.
· Менеджеры считают, что их роль в том, чтобы облегчать работу других людей, помогать подчиненным преуспеть. Они не отдают приказы.