Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"
5. Развитие антимонопольного законодательства РФ
Государственный комитет
РСФСР по антимонопольной политике
и поддержке новых
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации
от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном
комитете Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых
В целях реализации
Послания Президента Российской Федерации
Федеральному собранию 1997 года в части
приведения структуры Правительства
Российской Федерации и структуры
федеральных органов
22 сентября 1998 года
Указом Президента Российской
Федерации от № 1142 «О структуре
федеральных органов
В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.
4 сентября 2001 г.
Указом Президента Российской
Федерации от № 1091 утратил
силу абзац второй пункта 3 Указа
Президента Российской
9 марта 2004 г.
Министерство было упразднено, а
его полномочия переданы
26 июля 2006 года был принят Федеральный закон - ФЗ №135 «О защите конкуренции».
6. Основные этапы
развития антимонопольных
Общими положениями
Федеральной Антимонопольной
1. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
2. Руководство деятельностью
Федеральной антимонопольной
3. Федеральная антимонопольная
служба в своей деятельности
руководствуется Конституцией
4. Федеральная антимонопольная
служба осуществляет свою
Федеральная антимонопольная
служба (ФАС России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору
за соблюдением законодательства о
конкуренции на товарных рынках и
на рынке финансовых услуг, о естественных
монополиях, о рекламе, а также
изданию в пределах своей компетенции
индивидуальных правовых актов в
установленной сфере
Основными функциями
Федеральной антимонопольной
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».
ФАС России включена в структуру Правительства России, подчиняется непосредственно Председателю Правительства.
В структуре антимонопольного
ведомства находятся
ФАС России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства 09.03.04г. принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, руководителем которой стал Игорь Юрьевич Артемьев. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. Злоупотребление компаниями своим доминирующим положением на рынке, например установление монопольно высокой цены, - это достаточно часто встречающееся в практике и подтвержденное российскими судами явление.
В Европе все антимонопольные органы имеют оперативно-розыскные полномочия. Но это для России не совсем подходит, потому что у нас и так много силовых структур. Появление еще одного серьезного силового ведомства привело бы к тому, что российский бизнес и с этой стороны получил бы серьезные риски. Предшественник Федеральной антимонопольной службы -- Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован 14 июля 1990 года. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). ФАС - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются: надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года); надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35 ФЗ от 26 марта 2003 года); надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа.
1. Сущность, структура и роль конкуренции в мировой экономике
Международные отношения -- составная часть науки, включающей дипломатическую историю, международное право, мировую экономику, военную стратегию и множество других дисциплин, которые изучают различные аспекты единого для них объекта. Особое значение имеет для нее «теория международных отношений», под которой, в данном случае, мы понимаем совокупность множественных концептуальных обобщений, представленных полемизирующими между собой теоретическими школами и составляющих предметное поле относительно автономной дисциплины.
Сущность международной конкуренции и отличительные черты от конкурентоспособности фирм
Различают конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов.
Конкурентоспособность компании -- это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента.
Конкурентоспособность
страны или региона зависит от
способности создавать
К международным компаниям относят те компании, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны.
При этом, оценивая
конкурентоспособность такой
Множественность особенностей
международной конкуренции
Исследуя мировую практику в сфере международных конкурентных отношений во второй половине XX в., известный американский экономист Майкл Портер ввел понятие «национальный ромб». С этим понятием связано понимание роли страны базирования в международной конкуренции. «Национальный ромб» -система, в которой все параметры (детерминанты) взаимосвязаны и взаимодействуют: преимущества в одной детерминанте могут выявить и даже спровоцировать преимущества в другой детерминанте. К этим параметрам (или детерминантам) Портер относит:
1) параметры факторов производства;
2) параметры спроса в стране;
3) родственные и
поддерживающие отрасли (
4) стратегию управления предприятий или фирм, их структуру и соперничество.
Эти детерминанты
- каждый в отдельности и все
вместе как система - создают благоприятную
среду для
Кроме того, на формирование и развитие «национального ромба» оказывает серьезное влияние еще два фактора: случайное событие и политика правительства.
Случайные события - те, которые трудно контролировать национальным товаре- и услугопроизводителям: например, изобретения, «прорывы в технологиях», войны, резкие колебания потребительского спроса и т.д.
Политика правительства также может усилить либо ослабить позиции товаро- и услугопроизводителей на мировых рынках. Так, антимонопольная политика сказывается на конкуренции внутреннего рынка; законодательные акты могут повлечь за собой изменение потребительского спроса; ассигнования на образование могут изменить состояние такого фактора производства, как рабочая сила и т.д.