Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

учебник.docx

— 287.89 Кб (Скачать файл)

5. Развитие антимонопольного  законодательства РФ

Государственный комитет  РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур был образован в соответствии с Законом Российской Советской  Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских  министерствах и государственных  комитетах РСФСР». Было введено Временное  положение «О государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур», которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР  от 10 сентября 1990 года № 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур».

В соответствии с  Указом Президента Российской Федерации  от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур» в целях обеспечения  развития рыночных отношений и конкуренции  в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» и  «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции).

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации  Федеральному собранию 1997 года в части  приведения структуры Правительства  Российской Федерации и структуры  федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании  структуры федеральных органов  исполнительной власти» Государственный  комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

22 сентября 1998 года  Указом Президента Российской  Федерации от № 1142 «О структуре  федеральных органов исполнительной  власти» были упразднены Государственный  антимонопольный комитет Российской  Федерации. Государственный комитет  Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства,  Федеральная служба Российской  Федерации по регулированию естественных  монополий на транспорте и  Федеральная служба Российской  Федерации по регулированию естественных  монополий в области связи  (Руководитель Горячев В. М.). На  их месте образовано Министерство  Российской федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  (МАП России), которому переданы  функции упраздненных органов.

В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции  на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.

4 сентября 2001 г.  Указом Президента Российской  Федерации от № 1091 утратил  силу абзац второй пункта 3 Указа  Президента Российской Федерации  от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре  федеральных органов исполнительной  власти» в части, касающейся  передачи МАП России функций  упраздненной Федеральной службы  России по регулированию естественных  монополий на транспорте.

9 марта 2004 г.  Министерство было упразднено, а  его полномочия переданы другим  ведомствам. Принадлежавшие МАП  России функции федерального  антимонопольного органа, контроля  над деятельностью естественных  монополий и над соблюдением  законодательства о рекламе перешли  к вновь образованной Федеральной  антимонопольной службе, руководителем  которой стал Игорь Юрьевич  Артемьев. Положение о Федеральной  антимонопольной службе (ФАС) принято  Правительством России 29 июля 2004 г.

26 июля 2006 года был  принят Федеральный закон - ФЗ  №135 «О защите конкуренции».

6. Основные этапы  развития антимонопольных органов  в РФ

Общими положениями  Федеральной Антимонопольной службы являются:

1. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

2. Руководство деятельностью  Федеральной антимонопольной службы  осуществляет Правительство Российской  Федерации.

3. Федеральная антимонопольная  служба в своей деятельности  руководствуется Конституцией Российской  Федерации, федеральными конституционными  законами, федеральными законами, актами  Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации,  международными договорами Российской  Федерации, а также настоящим  Положением.

4. Федеральная антимонопольная  служба осуществляет свою деятельность  непосредственно и через свои  территориальные органы во взаимодействии  с другими федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями.

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  конкуренции на товарных рынках и  на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также  изданию в пределах своей компетенции  индивидуальных правовых актов в  установленной сфере деятельности.

Основными функциями  Федеральной антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

ФАС России включена в структуру Правительства России, подчиняется непосредственно Председателю Правительства.

В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные  управления ФАС России

ФАС России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства 09.03.04г. принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, руководителем которой стал Игорь Юрьевич Артемьев. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. Злоупотребление компаниями своим доминирующим положением на рынке, например установление монопольно высокой цены, - это достаточно часто встречающееся в практике и подтвержденное российскими судами явление.

В Европе все антимонопольные  органы имеют оперативно-розыскные  полномочия. Но это для России не совсем подходит, потому что у нас  и так много силовых структур. Появление еще одного серьезного силового ведомства привело бы к  тому, что российский бизнес и с  этой стороны получил бы серьезные  риски. Предшественник Федеральной  антимонопольной службы -- Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован 14 июля 1990 года. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). ФАС - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются: надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года); надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35 ФЗ от 26 марта 2003 года); надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа.

1. Сущность, структура  и роль конкуренции в мировой  экономике

Международные отношения -- составная часть науки, включающей дипломатическую историю, международное право, мировую экономику, военную стратегию и множество других дисциплин, которые изучают различные аспекты единого для них объекта. Особое значение имеет для нее «теория международных отношений», под которой, в данном случае, мы понимаем совокупность множественных концептуальных обобщений, представленных полемизирующими между собой теоретическими школами и составляющих предметное поле относительно автономной дисциплины.

Сущность международной  конкуренции и отличительные  черты от конкурентоспособности  фирм

Различают конкурентоспособность  товаров, компаний, стран и даже целых  регионов.

Конкурентоспособность компании -- это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента.

Конкурентоспособность страны или региона зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему  производства товаров и услуг, и  тем самым обеспечивать высокие  стандарты жизни.

К международным  компаниям относят те компании, сфера  коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны.

При этом, оценивая конкурентоспособность такой компании, необходимо учитывать основные факторы  конкурентоспособности ее продукции, самой компании и страны базирования. мировому рынку характерна олигополистическая конкуренция. Она предполагает конкуренцию крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта того или иного товара. Характерной чертой такой конкуренции является самостоятельность в определении рыночной политики при учете стратегии конкурентов.

Множественность особенностей международной конкуренции порождает  множественность цен международной  торговли. Множественность цен касается, прежде всего, единичного товара. Это означает, что на один и тот же товар возможен ряд цен: цены по обычным коммерческим сделкам, цены по клиринговым соглашениям; цены по программам помощи и др. При выделении из множества цен мировой цены используются, как правило, два основных критерия: по этой цене проходят крупные коммерческие сделки, предусматривающие не связанные экспортные и импортные операции; мировыми признаются цены сделок, совершенных в важнейших центрах мировой торговли.

Исследуя мировую  практику в сфере международных  конкурентных отношений во второй половине XX в., известный американский экономист  Майкл Портер ввел понятие «национальный  ромб». С этим понятием связано понимание  роли страны базирования в международной  конкуренции. «Национальный ромб»  -система, в которой все параметры (детерминанты) взаимосвязаны и взаимодействуют: преимущества в одной детерминанте могут выявить и даже спровоцировать преимущества в другой детерминанте. К этим параметрам (или детерминантам) Портер относит:

1) параметры факторов  производства;

2) параметры спроса  в стране;

3) родственные и  поддерживающие отрасли (кластеры);

4) стратегию управления  предприятий или фирм, их структуру  и соперничество.

Эти детерминанты - каждый в отдельности и все  вместе как система - создают благоприятную  среду для товаропроизводителей. Эта среда принуждает предприятия  и фирмы постоянно решать все  более сложные производственные и сбытовые проблемы, стараться использовать свои преимущества и непрерывно наращивать их.

Кроме того, на формирование и развитие «национального ромба» оказывает  серьезное влияние еще два  фактора: случайное событие и  политика правительства.

Случайные события - те, которые трудно контролировать национальным товаре- и услугопроизводителям: например, изобретения, «прорывы в технологиях», войны, резкие колебания потребительского спроса и т.д.

Политика правительства  также может усилить либо ослабить позиции товаро- и услугопроизводителей на мировых рынках. Так, антимонопольная политика сказывается на конкуренции внутреннего рынка; законодательные акты могут повлечь за собой изменение потребительского спроса; ассигнования на образование могут изменить состояние такого фактора производства, как рабочая сила и т.д.

2. Сущность международной  конкуренции и отличительные  черты от конкурентоспособности  фирм

Конкуренция - (от лат. сoncurre - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своих услуг, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция услугодателей.

В любой отрасли, конкуренция  определяется силами: угрозой появления  новых конкурентов; угрозой появления  услуг-заменителей; рыночной властью  поставщиков; рыночной властью потребителей; соперничеством конкурентов одной  отрасли;

Значение каждой из пяти сил  меняется и предопределяет, в конечном счет, результативность. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"