Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

учебник.docx

— 287.89 Кб (Скачать файл)

Конкуренция базируется на двух процессах: соперничество; удовлетворение потребностей. Цель конкуренции - получение  наиболее выгодных условий и наибольшей прибыли от реализации услуг. Адам Смит характеризовал конкуренцию как  поведенческую категорию, когда  индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более  выгодные условия продажи и покупки  услуг.

Конкуренция является фактором, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающим рыночные цены.

В результате соперничества  продавцов и покупателей устанавливается  общая цена на однородные услуги, объем  спроса и предложения. Ценовая конкуренция  применяется главным образом  фирмами аутсайдерами в борьбе с  монополиями, для соперничества  с которыми нет сил и возможности  в сфере неценовой конкуренции.

Конкурентоспособность компании -- это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность  не является имманентным качеством  фирмы, это означает, что конкурентоспособность  фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся  к одной отрасли, либо фирм, выпускающих  аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность  можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Такая фирма-лидер  должна обладать следующими параметрами:

· соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции  по идентичности потребностей, удовлетворяемых  с ее помощью;

· соизмеримостью сегментов рынка, для которых  предназначена выпускаемая продукция;

· соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой  функционирует фирма.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

· технико-экономические;

· коммерческие;

· нормативно-правовые.

Основой конкурентоспособности  предприятия является конкурентоспособность  его продукции.

3. Влияние международных организаций на формирование конкурентных стратегий

Компании стремятся  распространить свою деятельность на международные рынки по любой  из трех основных причин: для завоевания новых рынков, из-за конкурентной потребности  снизить затраты или из-за желания  получить доступ к природным ресурсам других стран. Независимо от того, какая  причина движет компанией, международная  стратегия должна соответствовать  ситуации. Особое внимание должно быть уделено раз-личиям в потребностях покупателей и их традициях на национальных рынках, каналам распределения, долгосрочному потенциалу, движущим силам и конкурентному давлению. Кроме основных рыночных различий между странами, существуют четыре других ситуационных фактора, характерных только для международной деятельности: вариации затрат в различных странах, колебания курсов валют, торговая политика правительств различных стран и характер международной конкуренции. 
Колебания затрат от страны к стране. Различия в ставках заработной платы, производительности труда, темпах инфляции, стоимости энергии, законодательстве и т.д. создают значительные различия в производственных затратах от страны к стране. Предприятия в некоторых странах имеют очень большие преимущества в производственных затратах благодаря низкой стоимости факторов производства (особенно труда), благоприятным законам или уникальным природным ресурсам. В таких случаях страны с низкими издержками становятся главными производственными площадками, и большая часть их продукции экспортируется в другие регионы мира. Компании, имеющие расположенные в таких местах предприятия (или получающие свою продукцию от подрядчиков из этих стран), обладают конкурентным преимуществом. Конкурентная роль низких производственных затрат наиболее очевидна в странах с низкой заработной платой -- в Тайване, Южной Корее, Мексике и Бразилии, которые стали «производственным раем» для трудоемкой продукции.

Другим важным соображением, связанным  с международной конкуренцией, является концепция производственной доли, которую  следует отличать от доли, приходящейся на торговую марку, или от доли рынка. Например, хотя менее 40% всех видеомагнитофонов, продаваемых на рынке США, несут  на себе японскую марку, японские компании производят 100% этой продукции -- все продавцы получают видеомагнитофоны от японских производителей. В области микроволновых печей японские марки составляют менее 50% рынка США, однако производственная доля японских компаний превышает 85%. Производственная доля представляет собой важнейший показатель, поскольку она является лучшим, чем доля рынка, индикатором производителя с низкими затратами. В глобальной конкурентной области, в которой некоторые участники стремятся приобрести всемирное доминирующее положение, обладание низкими затратами является мощным конкурентным преимуществом. Приобретение статуса производителя с низкими затратами часто необходимо компании для завоевания крупнейшей в мире производственной доли с централизацией производства на одном или нескольких сверхэффективных предприятиях. Кроме того, значительная экономия на маркетинге и распределении также может привести к лидерству в затратах.

Колебания курсов валют. Подвижность  курсов валют существенно осложняет  проблему получения географических преимуществ в затратах. Курсы  валют часто изменяются на 20--40% в  год. Эти колебания могут полностью  уничтожить преимущество страны, с  точки зрения издержек, или превратить страну с высокими издержками во вполне конкурентоспособное по затратам место. Твердый доллар США делает более  привлекательным для американских компаний производство в других странах. Падение стоимости доллара по сравнению с иностранными валютами может ликвидировать большую  часть преимуществ в затратах, которые иностранные производители  имеют перед американскими, или  даже привлечь иностранные компании к созданию своих производственных предприятий на территории США.

4. Типология международных конкурентных  стратегий

1. Базовые, на основе которых формируются конкурентные преимущества фирмы. В основу конкурентного преимущества при преодолении барьера входа кладут или минимум издержек, или максимальную цену продаж.

* Глобальная стратегия основной  доли рынка - для крупных компаний, обладающих большими ресурсами  и опытом работы на различных  зарубежных рынках. Фирма получает  экономию за счет масштабов  производства и накапливаемого  маркетингового опыта. Условие  использования данной стратегии  - имеющийся контроль над большей  долей рынка, высокая степень  стандартизации товаров, способность  самостоятельно генерировать высокотехнологичные  товары, иметь доступ к источникам  для их наполнения (за счет  покупки других фирм, лицензий).

* Локальная стратегия основной  доли рынка подразумевает использование  оригинального конкурентного преимущества  на конкретном национальном рынке.  Успех основывается на хорошем  знании особенностей того или  иного национального рынка и  умелое его использование на  благо компании.

* Стратегия глобальной ниши - проникновение  на специфические национальные  рынки, достаточно узкие и имеющие  явные выраженные национальные  особенности. По сути, она схожа  со стратегией концентрированного  маркетинга.

2. Стратегии конкурентной борьбы  позволяют сохранить и развить  конкурентные преимущества компании, которые были сформированы в  базовой стратегии.

* Фланговая атака - концентрированная  стратегия, предусматривающая поиск  и последующее использование  в собственных целях слабых  сторон изначально более сильных  конкурентов. Может носить географический  или сегментационный характер.

* Фронтальная атака представляет  собой стратегию, предусматривающую  прямое столкновение примерно  равных по ресурсам компаний  и имеет разновидности ценовой  и ценностной.

* Стратегия окружения - предпринимается  попытка атаки приоритетного  конкурента по всем возможным  направлениям. Компания предлагает  все доступные товарные ряды  на всех сегментах целевого  рынка. Необходимо подготовить  потенциальный рынок, иметь большое  количество ресурсов.

* Стратегия обхода - небольшие компании  ищут сегмент в данных, не захваченных  деятельностью фирм-лидеров. Сегменты  могут быть в географической  и товарной плоскости.

3. Кооперационные стратегии. Любой  бизнес - это не только конкурентная  борьба, но и сотрудничество фирм, поэтому разрабатывают кооперационные  стратегии. Особенно они актуальны  в сфере международного бизнеса  на быстроразвивающихся и венчурных  рынках.

* Стратегия слияния - равные  возможности фирм.

* Стратегия присоединения - небольшие  компании по отношению к крупным (вертикальная интеграция).

4. Инновационные стратегии - укрепление  конкурентных преимуществ, создание  их потенциала, перспектив. Важны для молодых и быстрорастущих фирм.

* Стратеги технологического лидера - наличие лабораторий, создание  товаров, не имеющих аналогов.

5. Детерминанты конкурентного преимущества  страны. Национальный ромб

Майкл Портер ввел понятие «национальный  ромб». С этим понятием связано понимание  роли страны базирования в международной  конкуренции.

Параметры (или детерминантам) Портера:

1) параметры факторов производства;

2) параметры спроса в стране;

3) родственные и поддерживающие  отрасли (кластеры);

4) стратегию управления предприятий  или фирм, их структуру и соперничество

«Детерминанты конкурентного преимущества страны, или национальный ромб, -- это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Конкурентное преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно лишь в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало при меняются сложные технологии и навыки. Чтобы получить и удержать преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, нужно иметь преимущество во всех составных частях ромба. Преимущество по каждому детерминанту не является показателем конкурентного преимущества в отрасли. Взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам очень трудно уничтожить или скопировать.

Структура «национального ромба»

1. Параметры факторов

К ним относятся классические факторы  производства, которые есть в любой  стране - рабочая сила, природные  ископаемые, капитал, инфраструктура, знания, сельскохозяйственные угодья и т.д. Конкурентные преимущества той  или иной страны зависят в первую очередь от наличия и состояния  этих факторов.

Существует два важных принципа различия факторов:

а) деление факторов на основные и развитые;

б) деление факторов по степени  их специализации.

Основные факторы достаются  стране по наследству и не формируют  ее преимуществ в конкуренции, так  как они весьма неустойчивы и  легко преодолимы другими странами. В первом случае к основным факторам относятся природные ископаемые, климат, география, неквалифицированная  рабочая сила. Во втором случае к  развитым факторам относятся современная  инфраструктура, высокообразованные кадры, НИИ, КБ, сфера НИОКР.

Деление факторов по принципу специализации  дает возможность различать факторы  общие и специализированные. Общие - это сеть автомагистралей в стране, персонал с высшим образованием, капитал. Специализированные -это высококвалифицированные кадры с узкой профессиональной специализацией (оптики, приборостроители, и т.д.), это инфраструктура специфического типа, базы данных в определенных знаниях, кадры талантливых программистов, автодизайнеров, наладчиков и др.Специализированные факторы производства образуют более солидную и долговременную основу для формирования конкурентных преимуществ страны на мировых рынках, чем факторы общие.

2. Параметры спроса

Спрос на внутреннем рынке играет огромную роль в процессе формирования конкурентных преимуществ данной страны. Он характеризуется тремя важными  факторами:

1) структурой внутреннего спроса (или природой покупательских  потребностей);

2) объемом и характером самого  спроса;

3) механизмами, с помощью которых  предпочтения на внутреннем рынке  передаются на рынки мировые.  Значение двух последних черт  зависит от первой, т.е. структуры  внутреннего спроса.

3. Родственные и поддерживающие  отрасли

Наличие в национальной экономике  высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в  экспорто - ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей. 4. Стратегия фирм, их структура и соперничество.

Методы управления и способы  организации труда и производства должны умело сочетаться с источниками  конкурентной способности товаропроизводителя, отрасли, в которой он работает, страны, в которой живет. Роль случая

Случайными являются события, которые  имеют мало общего с условиями  развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство.

К наиболее важным событиям такого рода можно отнести:

-изобретательство;

-крупные технологические сдвиги (прорывы);

-резкие изменения цен на ресурсы  ( например, нефтяной шок);

-значительные изменения на мировых  финансовых рынках или в обменных  курсах;

-всплески мирового и местного  спроса;

-политические решения местных  и зарубежных правительств;

-войны и другие форсмажорные обстоятельства.

Случайные события могут изменить позиции соперничающих фирм.

Роль правительства

влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

6. Оценка уровня конкурентоспособности  фирмы по показателям научно-исследовательского  и производственного потенциала

Конкуренцию стимулирует рынок  инноваций, формирующий научные  организации, временные научные  коллективы, вузы, научно-исследовательские  организации. Основными формами  осуществления участия инновационной  фирмы в рынке новшеств являются наличие научно-технической и  экспериментальной базы для проведения НИОКР, приобретение лицензий на право  производства продукции, покупка ноу-хау, технологий и другой интеллектуальной собственности.

Конкурентные стратегии инновационного предпринимательства

Как и анализ спроса, изучение конкурентов  осуществляется в три этапа:

- выявление действующих и потенциальных  конкурентов;

- анализ показателей деятельности  и стратегий конкурентов;

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"