Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"
Конкурентоспособность компании -- это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента.
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:
· соизмеримостью
характеристик выпускаемой
· соизмеримостью
сегментов рынка, для которых
предназначена выпускаемая
· соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Конкурентоспособность
предприятия зависит от ряда факторов,
которые можно считать
· технико-экономические;
· коммерческие;
· нормативно-правовые.
3. Влияние международных организаций на формирование конкурентных стратегий
Компании стремятся
распространить свою деятельность на
международные рынки по любой
из трех основных причин: для завоевания
новых рынков, из-за конкурентной потребности
снизить затраты или из-за желания
получить доступ к природным ресурсам
других стран. Независимо от того, какая
причина движет компанией, международная
стратегия должна соответствовать
ситуации. Особое внимание должно быть
уделено раз-личиям в потребностях
покупателей и их традициях на национальных
рынках, каналам распределения, долгосрочному
потенциалу, движущим силам и конкурентному
давлению. Кроме основных рыночных различий
между странами, существуют четыре других
ситуационных фактора, характерных только
для международной деятельности: вариации
затрат в различных странах, колебания
курсов валют, торговая политика правительств
различных стран и характер международной
конкуренции.
Колебания затрат от страны к стране. Различия
в ставках заработной платы, производительности
труда, темпах инфляции, стоимости энергии,
законодательстве и т.д. создают значительные
различия в производственных затратах
от страны к стране. Предприятия в некоторых
странах имеют очень большие преимущества
в производственных затратах благодаря
низкой стоимости факторов производства
(особенно труда), благоприятным законам
или уникальным природным ресурсам. В
таких случаях страны с низкими издержками
становятся главными производственными
площадками, и большая часть их продукции
экспортируется в другие регионы мира.
Компании, имеющие расположенные в таких
местах предприятия (или получающие свою
продукцию от подрядчиков из этих стран),
обладают конкурентным преимуществом.
Конкурентная роль низких производственных
затрат наиболее очевидна в странах с
низкой заработной платой -- в Тайване,
Южной Корее, Мексике и Бразилии, которые
стали «производственным раем» для трудоемкой
продукции.
Другим важным соображением, связанным с международной конкуренцией, является концепция производственной доли, которую следует отличать от доли, приходящейся на торговую марку, или от доли рынка. Например, хотя менее 40% всех видеомагнитофонов, продаваемых на рынке США, несут на себе японскую марку, японские компании производят 100% этой продукции -- все продавцы получают видеомагнитофоны от японских производителей. В области микроволновых печей японские марки составляют менее 50% рынка США, однако производственная доля японских компаний превышает 85%. Производственная доля представляет собой важнейший показатель, поскольку она является лучшим, чем доля рынка, индикатором производителя с низкими затратами. В глобальной конкурентной области, в которой некоторые участники стремятся приобрести всемирное доминирующее положение, обладание низкими затратами является мощным конкурентным преимуществом. Приобретение статуса производителя с низкими затратами часто необходимо компании для завоевания крупнейшей в мире производственной доли с централизацией производства на одном или нескольких сверхэффективных предприятиях. Кроме того, значительная экономия на маркетинге и распределении также может привести к лидерству в затратах.
Колебания курсов валют. Подвижность
курсов валют существенно осложняет
проблему получения географических
преимуществ в затратах. Курсы
валют часто изменяются на 20--40% в
год. Эти колебания могут полностью
уничтожить преимущество страны, с
точки зрения издержек, или превратить
страну с высокими издержками во вполне
конкурентоспособное по затратам место.
Твердый доллар США делает более
привлекательным для
4. Типология международных
1. Базовые, на основе которых формируются конкурентные преимущества фирмы. В основу конкурентного преимущества при преодолении барьера входа кладут или минимум издержек, или максимальную цену продаж.
* Глобальная стратегия основной
доли рынка - для крупных компаний,
обладающих большими ресурсами
и опытом работы на различных
зарубежных рынках. Фирма получает
экономию за счет масштабов
производства и накапливаемого
маркетингового опыта. Условие
использования данной
* Локальная стратегия основной
доли рынка подразумевает
* Стратегия глобальной ниши - проникновение
на специфические национальные
рынки, достаточно узкие и
2. Стратегии конкурентной борьбы
позволяют сохранить и развить
конкурентные преимущества
* Фланговая атака - концентрированная
стратегия, предусматривающая
* Фронтальная атака
* Стратегия окружения - предпринимается
попытка атаки приоритетного
конкурента по всем возможным
направлениям. Компания предлагает
все доступные товарные ряды
на всех сегментах целевого
рынка. Необходимо подготовить
потенциальный рынок, иметь
* Стратегия обхода - небольшие компании
ищут сегмент в данных, не захваченных
деятельностью фирм-лидеров.
3. Кооперационные стратегии.
* Стратегия слияния - равные возможности фирм.
* Стратегия присоединения - небольшие компании по отношению к крупным (вертикальная интеграция).
4. Инновационные стратегии - укрепление
конкурентных преимуществ,
* Стратеги технологического
5. Детерминанты конкурентного
Майкл Портер ввел понятие «национальный ромб». С этим понятием связано понимание роли страны базирования в международной конкуренции.
Параметры (или детерминантам) Портера:
1) параметры факторов
2) параметры спроса в стране;
3) родственные и поддерживающие отрасли (кластеры);
4) стратегию управления
«Детерминанты конкурентного преимущества страны, или национальный ромб, -- это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Конкурентное преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно лишь в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало при меняются сложные технологии и навыки. Чтобы получить и удержать преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, нужно иметь преимущество во всех составных частях ромба. Преимущество по каждому детерминанту не является показателем конкурентного преимущества в отрасли. Взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам очень трудно уничтожить или скопировать.
Структура «национального ромба»
1. Параметры факторов
К ним относятся классические факторы производства, которые есть в любой стране - рабочая сила, природные ископаемые, капитал, инфраструктура, знания, сельскохозяйственные угодья и т.д. Конкурентные преимущества той или иной страны зависят в первую очередь от наличия и состояния этих факторов.
Существует два важных принципа различия факторов:
а) деление факторов на основные и развитые;
б) деление факторов по степени их специализации.
Основные факторы достаются
стране по наследству и не формируют
ее преимуществ в конкуренции, так
как они весьма неустойчивы и
легко преодолимы другими странами.
В первом случае к основным факторам
относятся природные
Деление факторов по принципу специализации дает возможность различать факторы общие и специализированные. Общие - это сеть автомагистралей в стране, персонал с высшим образованием, капитал. Специализированные -это высококвалифицированные кадры с узкой профессиональной специализацией (оптики, приборостроители, и т.д.), это инфраструктура специфического типа, базы данных в определенных знаниях, кадры талантливых программистов, автодизайнеров, наладчиков и др.Специализированные факторы производства образуют более солидную и долговременную основу для формирования конкурентных преимуществ страны на мировых рынках, чем факторы общие.
2. Параметры спроса
Спрос на внутреннем рынке играет огромную роль в процессе формирования конкурентных преимуществ данной страны. Он характеризуется тремя важными факторами:
1) структурой внутреннего спроса (или природой покупательских потребностей);
2) объемом и характером самого спроса;
3) механизмами, с помощью
3. Родственные и поддерживающие отрасли
Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспорто - ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей. 4. Стратегия фирм, их структура и соперничество.
Методы управления и способы
организации труда и
Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство.
К наиболее важным событиям такого рода можно отнести:
-изобретательство;
-крупные технологические
-резкие изменения цен на
-значительные изменения на
-всплески мирового и местного спроса;
-политические решения местных и зарубежных правительств;
-войны и другие форсмажорные обстоятельства.
Случайные события могут изменить позиции соперничающих фирм.
Роль правительства
влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
6. Оценка уровня
Конкуренцию стимулирует рынок
инноваций, формирующий научные
организации, временные научные
коллективы, вузы, научно-исследовательские
организации. Основными формами
осуществления участия
Конкурентные стратегии
Как и анализ спроса, изучение конкурентов осуществляется в три этапа:
- выявление действующих и
- анализ показателей