Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"
На уровне ценностного и практического сознания определяется тип мотивации. Тип мотивации - преимущественная направленность деятельности индивидов на удовлетворение определенных групп потребностей.
Три типа мотивации работы:
- Работник ориентирован на оплату труда и другие ценности;
- Работник ориентирован
на содержательность своего
- Баланс системы ценностей.
Правила эффективности мотивационных мероприятий:
1. Похвала эффективней порицания и неконструктивной критики;
2. Поощрение должно быть осязаемым и, желательно, незамедлительным;
3. Непредсказуемые
и нерегулярные поощрения
4. Постоянное внимание к работникам и членам их семей;
5. Давать возможность
людям чувствовать себя
6. Поощрение за
достижение промежуточных
7. Предоставление
работникам чувства
8. Не ущемлять самоуважения работников;
9. Лучше вознаграждать
небольшими и частыми
10. Разумная конкуренция (внутренняя).
Шесть стадий мотивационного процесса:
1. Возникновение
потребности (физиологические,
2. Поиск путей устранения потребностей (удовлетворение потребности, незамечать, подавить);
3. Определение целей деятельности (происходит увязка 4-х моментов):
- что я должен
сделать, чтобы устранить
- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
- в какой мере я могу добиться того, что желаю;
- насколько то, что я могу получить соответствует тому, что я желаю.
4. Осуществление действия;
5. Получение вознаграждения за осуществление действия (оцениваем насколько выполнение действия дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение мотивации к действию);
6. Устранение потребности.
5. Функция контроля. Сущность, типология, этапы
Контроль - это вид
управленческой деятельности, задачей
которой является количественная и
качественная оценка и учет результатов
работы организации. Управленческий контроль
включает в свой состав три этапа:
1) установление стандартов. Контроль трудно
осуществлять, если цели не являются конкретными.
В этом случае возникает опасность несогласия
относительно того, является ли деятельность
работника результативной: работник будет
убежден, что выполнил все, что от него
требуется, тогда как руководитель будет
придерживаться иного мнения. Чтобы избежать
этого, необходимо как можно более четко
определять цели и делать это таким образом,
чтобы было легко установить, выполнены
ли задания;
2) сопоставление достигнутого за некоторый период с тем, что было запланировано. Если цели хорошо определены, то всегда можно сказать, в какой степени они были достигнуты. Кроме того, это дает возможность судить о том, можно ли считать работу выполненной. Хорошо сформулированные цели помогают определить, что еще необходимо сделать;
3) указание наспособы исправления ошибок. Если план не выполнен, необходимо определить, что еще следует сделать. Иногда на этом этапе приходится пересмотреть стандарт, поскольку требования не всегда бывают реалистичными.
Выделяют два направления:
· контроль для оценки полученного результата;
· контроль для принятия мер по корректировке существенных отклонений от плана либо корректировке самого плана.
Именно поэтому контроль - одна из ведущих функций управления после целеполагания. Если не выработана цель, то и нечего контролировать. В связи с этим контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.
Основными причинами необходимости контроля являются:
· неопределенность, сложность и динамичность среды;
· предупреждение
возникновения кризисных
· поддержание успеха
путем сопоставления
Критерии оценки труда должны быть четко сформулированы и быть понятны исполнителям. В этом смысле эффективность системы мотивации определяется эффективностью системы контроля.
Эффективное сочетание различных видов контроля с учетом параметров внешней и внутренней среды - залог успеха функционирования организации.
6. Динамика групп
и лидерство в системе
Групповая динамика.
Управлять одним человеком
Командная (соподчиненная)
группа руководителя состоит из руководителя
и его непосредственных подчиненных.
Второй тип формальной группы - это
рабочая (целевая) группа. Она состоит
из лиц, вместе работающих над одним
и тем же заданием. Все командные
и рабочие группы, а также комитеты
должны эффективно работать - как единый
слаженный коллектив. Однако имеется
множество факторов, которые влияют
на поведение отдельной личности
в коллективе. Как только организация
создана, она становится также и
социальной средой, где люди взаимодействуют
не по предписаниям руководства. Из социальных
взаимоотношений рождается
У неформальных организаций
много общего с формальными организациями,
они организованы так же - у них
имеются иерархия, лидеры, задачи. В
спонтанно возникших
- Социальный контроль.
Неформальные организации
- Сопротивление
переменам. В неформальных
- Неформальные
лидеры. Неформальные организации
имеют своих лидеров. Опора
неформального лидера - признание
его группой. В своих
Руководители должны понимать, что неформальные организации динамически взаимодействуют с формальными. Существует необходимость управления неформальной организацией. Поскольку групповые эмоции влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут также оказывать влияние и на эффективность формальной организации. Одна из самых больших трудностей, мешающих эффективному управлению группами и неформальными организациями, - это изначально невысокое мнение о них руководителей. Сегодняшние теоретики считают, что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей и предлагают решить этот вопрос следующим образом:
1) Признать существование
неформальной организации и
2) Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп.
3) Перед тем как предпринять какие - либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.
4) Чтобы ослабить
сопротивление переменам со
5) Быстро выдавайте
точную информацию, тем самым
препятствуя распространению
Кроме этого должно
также повышать эффективность командных
групп и комитетов. Как и всей
организации в целом, чтобы добиться
эффективности
1) Размер. Исследования показали:
а) что группы, насчитывающие от 5 до 11 членов принимают более точные решения,
б) в группах из 5 человек ее члены испытывают большую удовлетворенность, чем в группах большего или меньшего размера,
в) в группах, состоящих из более чем 5 человек, ее члены могут испытывать затруднение, робость в высказывании своего мнения перед другими.
По мере увеличения
размера группы общение между
ее членами усложняется и
2) Состав. Под составом
понимается степень сходства
личностей и точек зрения, подходов,
которые они проявляют при
решении проблем.
3) Групповые нормы.
Нормы, принятые группой,
4) Сплоченность. Сплоченность
группы - это мера тяготения членов
группы друг к другу и к
группе. Высокий уровень сплоченности
может повысить эффективность
всей организации, если цели
той и другой согласуются
5) Групповое единомыслие - это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое - то явление, с тем чтобы не нарушать гармонию группы. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности - держаться общей цели в обсуждении. Эта тенденция само укрепляется. Поскольку никто не выражает мнений отличных от других, и не предлагает иную, противоположную информацию или точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково.
6) Конфликтность.
Различие во мнениях приводит
к более эффективной работе, но
и повышает вероятность
7) Статус членов
группы. Статус той или иной
личности в организации или
группе может определяться
8) Роль членов
группы. Чтобы группа функционировала
эффективно, ее члены должны вести
себя таким образом, чтобы
а) Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их (инициирование деятельности, поиск информации, сбор мнений, предоставление информации, высказывание мнений, проработка, координирование, обобщение).
б) Поддерживающие
роли подразумевают поведение, способствующее
поддержанию и активизации
Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидера оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые-бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Некоторые из изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Несмотря на сотни проведенных исследований ученые не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. Вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства имеет ситуационный характер. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Этот подход сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток этого подхода заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой то один, оптимальный стиль руководства.