Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:45, шпаргалка
В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии.
14)Базисный уровень составляют основополагающие понятия системного анализа: система, подсистема, элемент, окружающая среда, проблема, цель, функция, структура, внешние условия системы. К базовым понятиям относятся и основные свойства систем - свойства иерархичности, эмерджентности, динамичности, целенаправленности.
Следующий уровень составляют базовые модели системного анализа. Практически любая методика системного анализа в качестве основы использует одну из базовых моделей или их некоторую комбинацию. Высокий уровень абстрактности этих моделей позволяет использовать их для любых типов систем, причем для описания различных аспектов систем, таких как цели, задачи, функции, структуры. Конкретные методики, используя базовые модели, наполняют их более конкретным содержанием, накладывая определенные ограничения на синтаксис и семантику моделей.
К базовым моделям относятся также модель черного ящика, модель состава системы и модель структуры Эти виды моделей широко используются для формирования моделей организаций. Модель состава используется для отображения состава функций организации, целей, задач, персонала и т.д. Модель структуры используется для отображения структуры подчиненности в организации, коммуникационных взаимодействий и т.д.
В следующий уровень компонент системного анализа включены модели и методы принятия решений. В самом общем виде последовательность принятия решений включает этапы выявления проблемной ситуации, целевыявления, формирования критериев выбора решений, выработки (генерации) решений, согласования и выбора решений, реализации решений и оценки результатов.
К этому уровню будем относить и методы принятия решений. Как правило, эти методы не привязаны к объекту проектирования, в них делается акцент на способы организации группового или индивидуального поиска решений. К методам поиска решений относятся, в частности, методы активизации мышления (мозговой штурм, синектика), методы генерации вариантов (морфологический анализ, метод Дельфи), а также методы выбора (например метод экспертных оценок), модели выбора оптимальных альтернатив, модели исследования операций.
Системы принято подразделять на физические и абстрактные, динамические и статические, простые и сложные, естественные и искусственные, с управлением и без управления, непрерывные и дискретные, детерминированные и стохастические, открытые и замкнутые.
1. Деление систем на физические и абстрактные позволяет различать реальные системы (объекты, явления, процессы) и системы, являющиеся определенными отображениями (моделями) реальных объектов.
2. Деление систем на простые и сложные (большие) подчеркивает, что в системном анализе рассматриваются не любые, а именно сложные системы большого масштаба.
1)Робастность - способность сохранять частичную работоспособность (эффективность) при отказе отдельных элементов или подсистем. 2) В составе сложных систем кроме значительного количества элементов присутствуют многочисленные и разные по типу (неоднородные) связи между элементами. Основными типами считаются следующие виды связей: структурные (в том числе иерархические), функциональные, каузальные (причинно-следственные, отношения истинности), информационные, пространственно-временные. По этому признаку будем отличать сложные системы от больших систем, представляющих совокупность однородных элементов, объединенных связью одного типа.
3). Сложные системы обладают свойством, которое отсутствует у любой из составляющих ее частей. Это интегративность (целостность), или эмерджентность.
15)Моделирования являются процессом построения, изучение и применение моделей. Оно объединено с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и т.п.. Процесс моделирования обязательно включает конструирование научных гипотез.
Главная особенность моделирования состоит в потому, что это метод опосредствованного познания с помощью об'єктів-заміщувачів. Модель возникает как своеобразный инструмент познания, которое его исследователь (системный аналитик) ставит между собою и объектом и с помощью которого изучает объект, который его интересует. Именно эта особенность моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.
Необходимость использования моделирование определяется тем, что много объектов (или аспектов, которые касаются этих объектов) непосредственно исследовать или вообще невозможно, или это требует много времени и средств.
Первый этап предусматривает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели предопределяются тем, что модель отображает, с точки зрения системного аналитика, существенные черты объекта-оригинала.
На втором этапе модель возникает как самостоятельный объект достижения. Одной из форм такого исследования есть проведение "модельных" экспериментов, за которые сознательно изменяют условия функционирования модели и систематизируют данные про ее "поведение". На третьем этапе осуществляется перенесение знаний из модели на оригинал - формирование множества знаний об объекте. Этот процесс перенесения знаний проводится по определенным правилам. Знание о модели должны быть скорректированными с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашло отображения ли были деформированными во время построения модели. Четвертый этап - практическая проверка полученных за допомогою моделей знаний и использования их для построения обобщающей теории объекта или управления ним.
Для понимания сущности моделирование важно иметь в виду, что моделирование - не единый источник получения новых знаний об объекте. Процесс моделирования "погружен" в более общий процесс познания. Моделирование - циклический процесс: за первым четырехэтапным циклом может настать второй, третий и т.п.. При этом знание об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно усовершенствуется. Недостатки, которые обнаруживаются после первого цикла моделирования, которые обусловленные, например, недостаточным изучением объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в следующих циклах.
16)В качестве приоритетных критериев системного анализа необходимо рассматривать: 1) специфику проблемы; 2) возможности имеющегося методического аппарата системного анализа; 3) ограничения потенциально привлекаемого метода.
Одной из важнейших характеристик любой методологии являются границы ее оптимального использования. Это в полной мере справедливо и по отношению к таким мощным методологиям, какой является системный анализ. Понимание возможностей системного анализа столь же необходимо, как и понимание его ограничений.
Границы любого метода определяются номенклатурой решаемых с его помощью типов задач, обоснованием области его предпочтительного применения, реализуемыми функциями и используемым методическим арсеналом. Выше отмечалось, что область применения системного анализа чрезвычайно широка. Правильность и полнота номенклатуры реализуемых на его основе частных функций, а также их содержания, полнота и правильность структуры соответствующих подпроцессов решения проблемы могут быть определены путем исследования адекватности номенклатуры и содержания применяемых в системном анализе понятий, а также в результате изучения практики применения системного анализа. Можно ожидать, что определенные уточнения будут производиться, однако увеличение масштаба нормативной теории пока еще рассматривается как нежелательное.
Что касается совершенства методов, используемых для реализации частных функций, то, не вдаваясь в детальный анализ этого вопроса, можно сказать, что системный анализ, несмотря на его внушительные успехи, должен претерпеть еще значительное развитие или что он находится еще в начале своего пути.
Ряд частных функций системного анализа еще не имеет адекватного инструмента. К ним относятся: диагностика существующего состояния системы, в особенности диагностика организаций; определение дефектных элементов существующей системы; методы определения номенклатуры альтернатив; методы определения тактики и стратегии решения проблемы; идентификация человеческих характеристик для решения проблем; конструирование и реализация организаций с заданным типом поведения; оценка последствий решения проблемы. Во многих из этих областей ведутся интенсивные работы, в особенности в области организации и руководства.
Особую, так же слабо разработанную область образуют методы выбора методов для реализации частных функций решения проблем.
17)Идея метода дерева целей впервые была предложена У.Черменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности.
Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры (откуда и название «метод структуризации»), полученной путём разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня, - функциями. Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имеющих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий. Поэтому в последнее время всё большее распространение получает предложенный В.М.Глушковым термин «прогнозный граф», который может представляться и в виде древовидной иерархической структуры, и в форме структуры со «слабыми» связями.
При использовании метода «дерево целей» в качестве средства принятия решений часто вводят термин «дерево решений». При применения «дерева» для выявления и уточнения функций управления говорят о «дереве целей и функций». При структуризации тематики научно-исследовательской организации удобнее пользоваться термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов – термином «дерево направления развития (или прогнозирования развития)» или упомянутом выше термином «прогнозный граф».
Метод «дерево целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем направлений, то есть такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.
Для успешного применении этого метода необходимы входные данные трёх основных видов:
1. чётко определённые цели, задачи, системы и их компоненты на всех уровнях;
2. взаимосвязанные критерии для измерения относительной важности составляющих на каждом уровне;
3. числовые оценки значимости по критериям каждого уровня.
Следует отметить, что взаимосвязь задач в дереве целей устанавливается безотносительно от вероятности промежуточных исходов и возможных вариантов решений; при этом не учитывается, что исключение или дополнение нескольких промежуточных звеньев оказывает влияние на программу работ в целом.
Другая серьёзная трудность связана с необходимостью численной оценки и синтеза различных технических, временных и стоимостных характеристик альтернатив, что плохо обеспечивается при использования принципа дерева целей.
Для ликвидации некоторых из этих трудностей при выборе может быть использован принцип разветвляющего дерева, ориентированного не на цели, а на процесс. Ориентация на процесс обеспечивает анализ динамики последовательных во времени этапов программы с учётом вероятностных исходов каждого из этапов.
Основные этапы построения мягких систем. Модели системного анализа, критерии, ограничения, метод структуризации проблемы построения дерева. Требования к составлению древовидных графов.
18)Научно-исследовательская программа (по Лакатосу) — единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.
Проблема роста научного знания всегда занимала умы учёных и мыслителей, независимо от их взглядов и пристрастий или принадлежности к различным направлениям науки или религии. В некоторых случаях данная проблема является ключевой для всей системы тех или иных научных изысканий.
Основные понятия. Формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований. Основные типы и содержание программ. Основные виды исследовательских стратегий. Соотношение проектов и грантов. Требования к заявке на грант. Этапы в разработке и реализации научно-исследовательских программ.
Методологический комментарий к теме. Цель изучения данной темы заключается в ознакомлении с методами составления научно-исследовательских программ и проектов. В процессе освоения этого раздела курса важно овладеть навыками представления проблемы через развернутый план по ее разрешению. Для этого необходимо научиться правильно ставить цели научно-исследовательских программ, составлять их бюджеты, формулировать задачи, гипотезы, оформлять отчеты и разрабатывать конкретные рекомендации и предложения. Вместе с тем, многообразие исследовательских программ, направленных на решение отдельной задачи, должно предполагать умение выделять наиболее оптимальные ее варианты, формулировать критерии этой оптимальности с определением перспектив ее практического исполнения.