Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:45, шпаргалка
В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии.
Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.
В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое и матричное моделирование.
Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов схожи по своему составу с экспертными и фактографическими методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.
В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика – наука, изучающая продуктивно творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, получаемых путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.
10)конкретно-предметные методы. Под методологией исследования будем понимать взаимосвязанную совокупность используемых в конкретном исследовании методологических подходов, раскрывающих их принципов, форм и методов исследования, а также основных теоретических положений, в которых на основе этих принципов устанавливаются основные категории и фиксируются определенного вида свойства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.
Важное прагматическое значение для исследования имеет классификация методов по источнику информации, поскольку любое исследование основано на использовании некоторой информации и именно имеющаяся информация сужает спектр процедур, а, следовательно, и методов их исследования, которые возможно применить в данной ситуации. Содержание (составляющие) методологии может быть рассмотрено на трех уровнях отображения действительности:
Хотя результаты
конкретного исследования
обычно отображают действительность
на конкретно-предметном
уровне, в зависимости
от формулировки исследуемой
научной проблемы
и глубины ее проработки
исследователь вынужден
явно или неявно,
осознанно или
нет, постоянно или
время от времени
обращаться к более
фундаментальным
методологическим составляющим:
общенаучным, а в
наиболее затруднительных
для научного исследования
ситуациях — и
к философско-
Существование универсальных принципов и методов научного исследования, характерное для классического методологизма, оспаривается контекстуальным методологизмом, ставящим их в зависимость от контекста исследования, допускающим возможность их применения лишь в определенных ситуациях. Антиметодологизм вообще отрицает правомерность использования методологических соображений при оценке результатов исследований. —философско-мировоззренческом; —общенаучном; —конкретно-предметном.
Можно выделить следующие источники информации о характеристиках (свойствах, отношениях и т.п.) объекта исследования, которые могут быть использованы исследователем при применении того или иного метода:
1) сам объект исследования (социальная система) в своем взаимодействии с внешней средой;
2) другие социальные системы, схожие с объектом исследования;
3) эксперты — специалисты, обладающие полученными в результате своей предшествующей деятельности знаниями об объекте исследования, к которым можно обратиться для получения информации о нем;
4) накопленные во внешней среде и доступные для исследователя знания об объекте исследования, представленные в виде документов (книг, статей, рукописей) чаще всего научного или специального характера;
5) формальные модели исследуемых объектов.
11)В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении и исследовании социально-экономических и политических процессов, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний. Система (systema) - греческое слово, буквально означает целое, составленное из частей; упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство. В широком смысле системный подход – это не набор каких-либо руководств или рекомендаций для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Сущность системного подхода заключается в исследовании и управлении социально-экономическими и политическими процессами. В развернутом виде она сформулирована Афанасьевым В.Г., определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве раскрывают сущность системного подхода:
- системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
- системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
- системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
- системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
- системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
- системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.
Если предметом системного исследования является объект, представляющий собой систему, то системные характеристики такого объекта выражаются в результатах исследования. Системный анализ — это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами. Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Целью системного анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом.
12)Логические основы системного анализа
Логика (греч. logos – речь, мысль, разум) – наука о законах, формах и приемах правильного построения мышления, направленного на познание объективного мира. Основные задачи логики – выявление условий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка логического аппарата и правильного метода познания. Логическая форма обусловлена наиболее общими, чаще всего встречающимися свойствами, простейшими связями и отношениями реального мира. Поэтому она закономерно выражает устойчивые черты всякого правильного мышления.
Различают следующие виды мышления:
наглядно-действенное – первая ступень мышления; характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объекта;
словесно-логическое – характеризуется использованием понятий, логических конструкций;
наглядно-образное – воссоздает все многообразие реальных характеристик предмета.
Выделяют следующие типы мышления:
теоретическое – направлено на открытие законов, свойств объекта;
практическое – связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов;
логическое (аналитическое) – связано с анализом действий;
интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
Различные виды и типы мышления, междисциплинарность , универсальность исследований мышления требует выделения в системном анализе его логических основ. Основная задача логики системного анализа – открытие путей движения к достижению новых системных результатов, а не экономических, технических или каких-либо других.
Важнейшей категорией логики является проблема. В общем случае под проблемой понимают несоответствие между желаемым и фактическим положением дел. Никакие усилия не приведут к успеху, правильному решению, если направление поиска выбрано ошибочно. Использование системного анализа может помочь устранить это узкое место, поскольку одним из основных его назначений является правильная и четкая постановка проблемы. Правильная формулировка проблемы – залог повышения эффективности общественного и частного производства.
Выделяют три класса проблем:
хорошо структурированные (количественно сформированные);
слабо структурированные (смешанные), содержащие количественные и качественные оценки;
неструктурированные (качественные).
Для решения проблем первого класса успешно применяется математический аппарат исследования операций. При решении проблем второго класса нужны системные методы. Для решения проблем третьего класса применяются эвристические методы. Следовательно, системный анализ применяется для того, чтобы сначала слабо структурированную проблему превратить в хорошо структурированную, к решению которой затем можно применить аппарат исследования операций и теорию оптимизации.
Каковы же пути правильной постановки проблем? Их много. Рассмотрим один из них, который можно считать научно обоснованным.
Сначала получают ответ на вопрос, существует ли проблема? Далее, следует ее точная формулировка и анализ ее структуры. Затем рассматриваются развития проблемы (в прошлом и будущем), внешние связи данной проблемы с другими проблемами и ставится вопрос о принципиальной разрешимости проблемы.
13. Цель научно-исследовательской
программы задает стратегию
не только сбора и систематизации
информации, но и разработки
проектов внедрения
получаемых результатов.
Имеется три основных
цели программ: описание
проблемной ситуации,
определение процедурных
технологий ее решения
и проведение эксперимента.
Основными этапами разработки
и реализации научно-исследовательских
программ являются:
1.установление и формулировка
проблемы; 2.определение
цели решения проблемы,
формулировка ожидаемых
результатов; 3.определение
и выбор ресурсов, технологий,
подходов к ее решению; 4.сбор
и анализ фактологического
материала; 5.обработка
и интерпретация результатов
исследования; 6.построение
моделей и алгоритмов; 7.организация
деятельности по достижению
ожидаемых результатов; 8.принятие
решений и оформление
результатов.
Необходимо учитывать
ряд требований к процедуре
формулировки проблемы:
-формулировка проблемы
должна быть максимально
краткой. В ней должны
быть отражены только
наиболее значимые ее
характеристики; -она
должна включать в себя
возможные ориентиры
в разрешении проблемной
ситуации; -формулировка
проблемы является исходным
основанием для определения
целей и задач организации.
Совокупность целей,
положенных в основу
программы, делится
на стратегические и
оперативные, внутренне
тесно связанные друг
с другом. 1.Стратегические
цели представляют собой
базовые установки научно-исследовательских
программ, связанных
с обнаружением и решением
крупной научной проблемы,
открывающих перспективные
направления дальнейших
исследований. 2.Оперативные
цели, составляющие
второй уровень исследовательских
целей, локализованы
по отдельным направлениям
программы, проводимым
отдельными рабочими
группами.
Достижение целей невозможно
без ресурсного обеспечения:
1. Организационные ресурсы
включают в себя меры
административного
сопровождения программы;
наличие хорошо управляемой
группы. 2. К сфере материальных
ресурсов следует отнести
оборудование, задействованное
в программе и т.д.; 3.
Финансовые ресурсы
питают процесс развертывания
научно-исследовательской
программы необходимыми
для ее выполнения денежными
средствами. 4. В состав
кадровых ресурсов входят
члены рабочей группы; 5.
информационные ресурсы
- ладение информацией.