Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:45, шпаргалка
В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии.
37)Индивидуальные экспертные оценки – частный случай метода экспертных оценок, когда используются оценки одного или нескольких экспертов без их усреднения.
Индивидуальные экспертные оценки применяются прежде всего при анализе проблем, для к-рых информационный потенциал недостаточен. Основные этапы использования метода индивидуальных экспертных оценкок - те же, что и в методе экспертных оценок, но большинство статистических методов заменяется методами качественного анализа. Генерация основного информмационного массива в индивидуальных экспертных оценках осуществляется с помощью методов, связанных с индивидуальной работой экспертов: методов опроса (экспертные оценки), разработки "сценариев" и "докладных записок" и морфологического анализа систем. "Сценарии" обычно применяются при поиске узких мест производства, в критических ситуациях и т.п., которые в дальнейшем могут быть подвергнуты более детальному анализу. В изобретательском творчестве чаще используется морфологический анализ.
38. Коллективные методы являются наиболее эффективными с точки зрения достижения максимальной объективности экспертной оценки, поскольку предполагают использование широкого и представительного круга специалистов. Методы организации коллективной генерации идей можно разделить на несколько видов: 1. Метод «мозгового штурма». Он представляет собой открытый свободный неструктурированный процесс генерирования идей по заданной программе. 2. Метод судов имитирует «судебный процесс по проблеме исследования». Выбираются участники «процесса» – «адвокат», «прокурор», «присяжные» и др. Каждый отстаивает свою точку зрения. 3. «Черный ящик». Достоинством метода является минимизация возможного влияния заинтересованных лиц на принятие неэффективных решений. Экспертам выдается информация о характере и структуре проблемной ситуации, они самостоятельно разрабатывают способы решения проблемной ситуации. 4. Использование метода эвристического прогнозирования предполагает привлечение к работе экспертов узкой специализации, которые на основе предварительно разработанных анкет и таблиц должны разработать общую модель исследуемого объекта. 5. синектический метод. Одним из преимуществ синектического метода является возможность в достижении консолидации между различными уровнями управления, задействованными в процессе вынесения экспертной оценки. 6. Метод дневников обезличен и предельно объективен. Реализация метода возможна лишь при наличии документальных источников, по которым и проводится акт экспертизы. 7. Метод Дельфы Он сочетает творческий подход к решению проблемы и статистические методы обработки полученных данных. 8. можно выделить особую группу эвристических методов, значение которых заключается в мобилизации творческого мышления в решение сложных комплексных задач. 9. Метод гирлянд и ассоциаций предполагает изучение схожего по свойствам объекта, на базе сличения которых выявляются особенности, характерные для исследуемого объекта. 10. Метод парных сравнений основан на простом сопоставлении экспертом альтернативных вариантов, из которых он должен выбрать наиболее предпочтительный. 11. При использовании метода векторов предпочтений эксперту предъявляется весь набор оцениваемых альтернативных вариантов и предлагается для каждого из них указать, сколько альтернативных ему вариантов он опережает.12. Метод фокальных объектов заключается в перенесении признаков случайно отобранных аналогов на исследуемый объект. 13. Метод средней точки используется при большом количестве альтернативных решений. 14. По методу Черчмена-Акоффа все альтернативные варианты ранжируются по предпочтительности, и каждому из них эксперт назначает количественные оценки.
39)Метод Дельфи (иногда дельфийский метод) появился в 1950-1960 годы для анализа планов атомной войны США (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher ). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.
Является методом экспертного оценивания. Особенности: заочность, многоуровневость, анонимность.
Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.
Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)
Субъекты:
группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.
организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.
40)В узком смысле слова под эвристикой понимают интуитивные (неосознанные) методы решения задач, в том числе:
систему обучения, берущую свои истоки от сократовской майевтики (т. н. сократические беседы),
эвристические методы проектирования,
методы инженерного (изобретательного) творчества,
эвристический алгоритм, представляющий совокупность приёмов в поиске решения задачи, которые позволяют ограничить перебор.
В настоящее время разработано и эффективно используется несколько десятков эвристических методов. Универсальных среди них нет, и в каждой конкретной ситуации рекомендуют пробовать применять ряд методов, поскольку основное их предназначение заключается в активизации творческой деятельности. Это достигается следующими мерами:
преодоление психологической инерции, обусловленной привычными образом мышления и типовыми методами решения задач определенного класса. Замечено, что около 80 % нововведений вначале специалистами отрицается как нереальные. Инерцию развивают и усиливают:
рецептурное обучение и проектирование по аналогии;
подсознательная вера в то, что каждая вещь и явление служат строго определенной цели;
(техническая) терминология. Ф.Энгельс писал: «В науке каждая новая точка зрения влечет за собою революцию в технических терминах»;
мобилизация подсознания. Человек осознает только те процессы, которые протекают в коре головного мозга, содержащей около 10 % нервных клеток. Остальная часть клеток относится к подсознанию. Но обе эти части мозга связаны между собой, что и можно использовать как резерв человеческих возможностей. Однако следует быть осторожным, так как замечено, что длительное активно-принудительное задействование подсознания приводит к психическим отклонениям;
расширение перспектив видения, чему препятствует чрезмерная специализация образования и узкопрактический подход. Необходимо применение разнообразных методов, расширение области поиска новых идей и увеличение их количества
41) Анкетный метод – способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемым лицам и учреждениям. Метод является наиболее распространенным из-за возможного масштаба охвата выборочной совокупности, позволяет делать обобщения на большом массиве материала.
Анкетные опросы могут проводиться как в устной, так и в письменной форме.
Анкета – это социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. Правильно составленная анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и ценностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, выявлять закономерности, составляющие устойчивые и сущностные связи между различными составляющими объекта.
Приступая к разработке анкеты, следует решить вопросы о цели опроса, форме опроса, связанности в инструментарии различных аспектов исследуемой проблемы. Все вопросы анкет можно классифицировать по ряду важнейших признаков:
-Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих и др. -Вопросы о поведении выявляют поступки, действия, результаты деятельности; -Вопросы о знании. Это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области; -Вопросы о мотивах призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности -Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде набора возможных вариантов ответа.
Виды закрытых вопросов:
-дихотомический (простой альтернативный), содержащий два исключающих друг друга ответа (да, нет)
-многовариантного выбора. При использовании многовариантных вопросов исследователь предлагает набор возможных ответов, и респондентов просят выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов
-шкальный вопрос. Предполагает наличие какой-либо шкалы: оценочной (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, ужасно);
Полузакрытая форма вопросов используется, когда исследователь не уверен, что даны все основные варианты ответов. Респонденту представляется возможность самому их дополнить.
Открытые вопросы не содержат подсказок и дают возможность выразить свое мнение во всей полноте.
Прямые и косвенные вопросы. Вопрос в прямой форме апеллирует непосредственно к мнению респондента.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления, неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопроса-фильтра), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
42). Шкала является эталоном измерения, обеспечивая качественную классификацию признаков, характеризующих объект исследования. Процедура шкалирования включает в себя несколько стадий:
1) качественный анализ объекта исследования и выделение признаков, составляющих содержание объекта, процесса;
2) выделение дискретных участков в режиме протяженности измеряемого качества объекта;
3)определение индикатора, при помощи которого оценивается момент перехода от одного качества объекта к другому.
Номинальная шкала. При ее помощи измеряются преимущественно объективные признаки респондентов (пол, семейное положение, профессия и др.)
Ранговая (порядковая) шкала. С ее помощью измеримо большинство свойств и признаков социальных явлений. Для них трудно найти объективные индикаторы.
Интервальная шкала. С ее помощью измеримо небольшое число свойств и признаков, только те, значение которых можно выразить числом. Таковыми могут быть: возраст, стаж работы, частота посещений магазина, сумма, затрачиваемая на приобретение того или иного товара, и др.
Валидность шкалы измерения зависит от правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое требуется измерить.
Полнота шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все значения индикатора.
Чувствительность шкалы – это ее способность выявлять отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью точности.
Позиции шкал, используемых для оценок, располагаются симметрично. Это означает, что число позиций с положительным значением равно числу позиций с отрицательным, а между ними располагается позиция с нейтральным (нулевым) значением.
Главное предназначение процедуры шкалирования заключается в обосновании возможности измерения социальных процессов.
43). Анкета – это своего рода сценарий беседы с респондентом, независимо от того, очная это беседа или заочная. Использование анкет позволяет убедиться в том, что изучение идет последовательно, а результаты собираются в формате, который облегчает анализ. Анкеты могут быть неструктурированными (в них все вопросы открытые), полностью структурированными (используются только закрытые вопросы), полуструктурированными (сочетание двух вариантов) [22]. В композиции анкеты отражается: во-первых, избранный принцип последовательности вопросов; во-вторых, функционально-целевое назначение вопроса; в-третьих, приемлемая для респондента форма вопросов; в-четвертых, способ связи с респондентом.
Любая анкета содержит по крайней мере два раздела: основной раздел и раздел идентификации личности респондента («паспортичка») [22]. Целесообразно добавить в начале анкеты преамбулу (введение).
Во введении кратко и в доступной форме излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты [22].
Основная часть содержит вопросы, раскрывающие цель опроса.
1) последовательность вопросов должна соответствовать логике респондента. Порядок вопросов должен облегчать процесс общения;
2) общий принцип расположения вопросов в анкете: от простых вопросов – к сложным. К концу работы с анкетой трудность вопросов должна снижаться, здесь обычно помещают «паспортичку»;
3) некоторые вопросы могут влиять друг на друга, поэтому первыми идут вопросы об осведомленности, вторыми – об имеющемся опыте, третьими – вопросы об отношении;
4) общие вопросы должны появляться раньше, чем конкретные;