Шпаргалка по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:45, шпаргалка

Краткое описание

В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии.

Вложенные файлы: 1 файл

n1.docx

— 125.59 Кб (Скачать файл)

Оно подчинено  ясной исследовательской  цели и четко сформулированным задачам.

Научное наблюдение планируется по заранее  обдуманной процедуре.

Все данные наблюдения фиксируются в  протоколах или дневниках  по определенной системе.

Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться  контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется:

1) По степени  формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2) В зависимости  от положения наблюдателя  различают соучаствующее  (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь в события.

В обоих случаях  наблюдение может  производиться открыто  или инкогнито.

Одна из модификаций  включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие  исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

3) По условиям  организации наблюдения  делятся на полевые  (наблюдения в  естественных условиях) и на лабораторные (в  экспериментальной  ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и  “Как вести записи?”. Постараемся найти  на них ответы.На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23)наблюдение  сбора фактологической инф-ции. Если данные об исследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива должны быть максимально «очищены» от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондента, то прибегают к такому метода сбора информации, как наблюдение.

 Важнейшее  достоинство наблюдения  заключается в  том, что оно  осуществляется одновременно  с развитием изучаемых  явлений, процессов.  Открывается возможность  непосредственно  воспринимать поведение  людей в конкретных  условиях и в  реальном времени. 

 Недостатки  метода сводимы  к двум группам: 

 ·        объективные (независимые от наблюдателя);

 Сюда относят прежде всего ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации.

·        субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).

 На качество  первичной информации  может оказывать  влияние различие  в социальном положении  наблюдателя и  наблюдаемых, несохожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведении и так далее. Также на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Есть примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям. Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий.

 ·         в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включённое и невключённое);

·         по месту проведения, условиям организации  наблюдения (полевое  и лабораторное);

·         по регулярности проведения (систематическое  и несистематическое).

Систематическое наблюдение проводят регулярно в течение  определённого периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом  режиме. Есть также  и несистематические  наблюдения. Среди них выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Особенно часто этот тип наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.

 Рассмотренная  классификация наблюдений, как и любая  типология, условна  и отражает лишь  наиболее значимые  особенности наблюдения. Поэтому всякий  раз, учитывая  цель и характер  планируемого исследования, решая вопрос о  применении метода  наблюдения, соотносят  позитивные и негативные  свойства его различных  видов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24)Последним из основных методов сбора первичной информации, является эксперимент.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Эксперименты подразделяются на: 1) истинные эксперименты (true experiment), 2) квазиэксперименты, 3) натурные (натуральные) эксперименты (natural experiments), 4) натуралистические эксперименты (naturalistic experiments).

Истинный эксперимент  проходит пять стадий

1.Создаются две  группы: а) экспериментальная  (группа, в которую  ученый вмешивается,  например, предлагает  попробовать наркотик), ее еще называют  интервенционной  или стимульной, б) контрольная группа, в которую никто не вмешивается, никаких наркотиков не предлагается.

2. В обе группы  испытуемые подбираются  только на основе  случайной выборки,  которая и обеспечит  их эквивалентность.  Чем больше по  размеру группы, тем  больше их эквивалентность.  Группы в 25 человек  менее эквивалентны, если качества (религиозность, социальное положение, возраст, материальное благополучие, склонности и т. п.) распределяются в населении более равномерно, чем в группе из 50 человек.

3. Предварительно  обе группы проходят  так называемый  претесг (pretest), т. е. у них измеряют несколько переменных, которые вы намереваетесь изменять в ходе эксперимента.

4. Вводятся независимые  переменные, т. е.  планируемые изменения.

5. Измеряются  зависимые переменные, т. е. последствия  нововведений. Это  называется посттестом (posttest).

Истинный эксперимент  принимает две  формы — лабораторного и полевого. Во втором случае этнографы и антропологи выезжают на место поселения первобытных племен, жительства национальных меньшинств или место работы других социальных общностей, ставших объектом изучения.

Гораздо чаще в  социальных науках применяется  квазиэксперимент. В одном из них испытуемыми были школьники начальных классов. Одну группу учили быстрому чтению, а другую нет. После эксперимента школьников опрашивали, произошли ли у них улучшения. Натурный (натуральный) эксперимент сильно отличается от истинного и квазиэксперимента. В двух последних случаях любое вмешательство устраивается ученым, в первом оно происходит естественно, по жизни. К натурным относятся такие случаи: а) часть жителей решила уехать из деревни в город, а часть - остаться, б) в некоторые деревни в данном регионе провели электричество, а в другие нет и т. д. Любая из этих ситуаций может стать объектом натурного эксперимента, в ходе которого изучаются детали поведения людей. Можно сделать вывод, что применение эксперимента в социологии крайне ограниченно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25)Метод  опроса не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.

 Специфика  метода опроса  в социологии в  том, что при  его использовании  источником первичной  социологической  информации является  человек (респондент) – непосредственный  участник исследуемых  социальных процессов  и явлений. 

 Существуют  две разновидности  опроса, связанные  с письменной и  устной формой  общения с респондентами, - анкетирование или  интервьюирование. Метод  опроса, опирающийся  на достаточное  число обученных  анкетеров или  интервьюеров, позволяет  в максимально  короткие сроки  опрашивать большие  совокупности людей  и получать разнообразную  информацию. Однако, информация, полученная  от респондентов, отражает изучаемую  реальность лишь  в том виде, как  она «преломилась»  в сознании. Поэтому  не всегда является  возможным уравнение  между объективной  реальностью, выступающей  предметом исследования, и данными, отражающими  мнения людей.  Всегда важно учитывать  возможное искажение  информации, полученной  методом опроса.

Основные виды опросов:

1. Анкетирование  – метод опроса, при  котором   респондент самостоятельно  заполняет опросник (анкету), т. е. общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации опосредуется анкетой. Анкетирование подразделяется на групповое и индивидуальное. Анкета, как правило, анонимная (за редким исключением: например, при проведении прикладных исследований на предприятиях, когда важно выяснить личное мнение каждого работника, анкета может содержать сведения о фамилии и имени респондента, разумеется, с его личного согласия и при условии, что эта информация не будет использована против него), заполняется респондентом самостоятельно.

Почтовый опрос  – вид анкетного  опроса, при котором  анкеты высылаются  респонденту по почте (по домашним или рабочим  адресам) с просьбой вернуть заполненные  анкеты исследователю  и собираются таким  же образом.

Получили распространение  прессовый и Интернет-опросы, как способ изучения аудитории различных источников информации.

Анкета содержит вопросы, различающиеся  по типу и назначению. По степени стандартизации ответов принято  различать вопросы 

· открытые (без вариантов ответа),

  закрытые (с вариантами ответов),

  полузакрытые (есть  варианты ответов  и возможность  для самостоятельного  ответа респондента).

Закрытые вопросы  удобнее как для  респондентов (им «не  надо долго думать, чтобы сформулировать ответ»), так и  для исследователей («проще обрабатывать результаты опроса: возможные  варианты ответов  заранее кодируются и заносятся в  компьютер»).

Помимо названной  типологии различают  вопросы по их функциональному  назначению в анкете:

.вопросы-фильтры  позволяют отделить  часть респондентов  по определенному  признаку (например, вопрос «Служили  ли Вы в армии?»  отсеет часть респондентов: те, кто не служил, не смогут отвечать  на нижеследующие  вопросы о службе  в армии),

контрольные вопросы  – для проверки стабильности и непротиворечивости ответов (например, имеется  вопрос «Часто ли Вы бываете в театре?», а через несколько  вопросов - контрольный  вопрос «Назовите  последний спектакль, который Вы смотрели в театре». Если респондент ответил, что он «еженедельно бывает в театре» и в то же время не может назвать последний спектакль, значит, он лукавит).  опрос,        наводящие (помогают респонденту точнее понять смысл основного вопроса).

2. Интервьюирование  – способ опроса, при котором опросник (бланк интервью) заполняется со слов респондента, т. е. использующий в качестве источника информации вербальное взаимодействие (путем беседы) исследователя (интервьюера) с респонд

 

26)Формализованным методом, используемым при изучении опосредованной коммуникации, является контент-анализ (анализ содержания). Специфика контент-анализа заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Полученные при помощи контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (неявном) содержании текста. Главная сложность заключается в нахождении таких процедур, при помощи которых можно было бы обнаружить в тексте соответствующие индикаторы исследуемых явлений и характеристик, замерить их и затем адекватно интерпретировать. Для решения этой задачи контент-анализ применяет процедуры, суть которых заключается в том, чтобы, исходя из конкретного текста документов и задач исследования, сделать следующее:

-           сформулировать ключевые, концептуальные понятия  исследования, которые  называют категориями  контент-анализа;

-        надежно и систематически зафиксировать частоту и объем упоминания этих категорий в отдельных элементах текста и во всей совокупности текстов анализируемых документов.

Полученные таким  образом количественные данные подвергаются статистической обработке, а результаты интерпретируются в соответствии с  целями исследования.

Условия применения контент-анализа следующие:

Информация о работе Шпаргалка по менеджменту