Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования является - разработка рекомендации по совершенствованию организационных, экономических и политико-правовых составляющих механизма передачи имущества из государственной собственности в муниципальную.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
исследовать переделение имущества между уровнями власти в России;
выявить статистику передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации;
рассмотреть правовую базу передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
проанализировать действующий механизм передачи государственного имущества в муниципальную собственность;
рассмотреть критику механизма передачи имущества;
разработать пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью;
разработать предложения по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность…………………7
1.1 Переделение имущества между уровнями власти в России………23
1.2 Статистика передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации……………………………………23
1.3 Правовая база передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность………………………………………………36
Глава 2. Анализ действующего механизма передачи государственного имущества в муниципальную собственность…………………………………41
2.1 Критика механизма передачи имущества: организационной, экономической и политико-правовой составляющих………………………41
2.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью…………………………………………………………………44
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти……………………………52
3.1 Организационное совершенствование (внедрение планирования имущественных перемещений)………………………………………………52
3.2 Налоговая льгота, либо передача имущества в годном состоянии либо средств на восстановление объекта……………………………………..53
3.3 Описание механизма и условий ускоренного и возможно обязательного перераспределения имущества в пользу муниципального образования………………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………..81
Список использованной литературы…………………………………….86
Приложения……………………………………………………………….89.

Вложенные файлы: 1 файл

Виталий диплом.docx

— 654.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….2

Глава 1.  Теоретические  аспекты  механизма передачи имущества  из государственной власти  в  муниципальную собственность…………………7

1.1 Переделение имущества между уровнями власти в России………23

1.2 Статистика передачи имущества  муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации……………………………………23

1.3 Правовая база передачи  имущества из государственной  власти в муниципальную собственность………………………………………………36

Глава 2. Анализ действующего механизма передачи государственного имущества в муниципальную собственность…………………………………41

2.1 Критика механизма передачи имущества: организационной, экономической и политико-правовой составляющих………………………41

2.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью…………………………………………………………………44

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти……………………………52

3.1 Организационное совершенствование (внедрение планирования имущественных перемещений)………………………………………………52

3.2 Налоговая льгота, либо передача имущества в годном состоянии либо средств на восстановление объекта……………………………………..53

3.3 Описание механизма и условий ускоренного и возможно обязательного перераспределения имущества в пользу муниципального образования………………………………………………………………………66

Заключение………………………………………………………………..81

Список использованной литературы…………………………………….86

Приложения……………………………………………………………….89.

Введение

 

В настоящее время российское общество решает задачи проведения широкого круга реформ во всех сферах жизни.

На повестке дня стоит  задача сформировать современное гражданское  общество и построить правовое государство. Успешная реализация названных задач  будет зависеть от совокупности различных  факторов и в первую очередь от участия в этих процессах граждан  Российской Федерации.

Одним из главных условий  стабильного развития гражданского общества и правового государства  в России является активное участие  граждан в общественно-политических процессах, в том числе и на муниципальном уровне.

Среди проблем, которые приходится сегодня решать России, одно из первых мест занимает формирование экономических  основ федеративных отношений между  Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (самоуправления).

Тем не менее, многие вопросы  в этой области еще не решены. Это касается определения границ компетенции местного самоуправления, обеспечения его стабильными источниками доходов, формирования межбюджетных отношений, в частности, совершенствования системы местного налогообложения и т.д.

В Конституции РФ зафиксирован принцип отделения местного самоуправления от системы органов государственной  власти.

Для его реализации необходимо обеспечение экономической базы местного самоуправления, межбюджетных отношений, участниками которых являются муниципальные образования.

Самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность.

В соответствие с Конституцией РФ и Законом об общих принципах  организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему  имущества.

Но при реализации этих правомочий возникает множество  проблем, связанных как с несовершенством  действующего законодательства, так  и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.

Тема управления муниципальной собственностью в  современной России одна из самых  актуальных.

Во-первых, ещё пятнадцать лет назад такой формы собственности  на территории Российской Федерации  не было. Процесс её становления  продолжается и сегодня.

Во-вторых, эффективность  деятельности властных структур обусловлена  жизнеспособной структурой местного самоуправления.

Сегодня существует множество  проблем в управлении муниципальной  собственностью.

Становление и развитие рыночных отношений в нашей стране повлекли за собой неоднозначные изменения  на всех уровнях управления, в том  числе и на муниципальном.

В экономической теории является неоспоримым фактом то, что именно собственность является решающим фактором в процессе экономического роста, в  связи с чем эффективность управления государственной и муниципальной собственностью предполагает наличие определенных основ и нормативно-правовой базы.

Однако изучение и анализ теоретической и методологической литературы, а также нормативно-правовой базы Российской Федерации позволяет  говорить о недостаточной эффективности  практики управления муниципальной  собственностью.

Муниципальная экономика  в последние годы стала одним  из предметов пристального внимания экономистов и управленцев. Не угасает  интерес к вопросам построения единого  методологического подхода к  управлению муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность - один из основных объектов расходования средств местных бюджетов. Но эти  расходы не покрываются за счет средств, получаемых от её использования.

 Поэтому муниципальная  собственность за редким исключением  нерентабельна.

Актуальность  темы исследования определяется также  изменениями, происходящими в экономике  России и регионах.

Немаловажную роль в данном процессе сыграл Федеральный закон  №131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Объектом дипломной  работы являются - отношения между органами государственной власти и местного самоуправления по поводу передачи государственного имущества

Предмет  дипломной  работы - механизм передачи имущества из государственной в муниципальную собственность

Цель  дипломного исследования является  - разработка рекомендации по совершенствованию организационных, экономических и политико-правовых составляющих механизма передачи имущества из государственной собственности в муниципальную.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты  механизма передачи имущества  из государственной власти  в муниципальную собственность;
  • исследовать переделение имущества между уровнями власти в России;
  • выявить статистику передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации;
  • рассмотреть правовую базу передачи имущества  из государственной власти в муниципальную собственность;
  • проанализировать действующий механизм передачи государственного имущества  в муниципальную собственность;
  • рассмотреть критику механизма передачи имущества;
  • разработать пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью;
  • разработать предложения  по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти

Степень разработанности  проблемы.

На сегодняшний день проблема управления муниципальной собственности  достаточно бурно обсуждается как  в законодательных, так и в научных кругах.

Изученная нами литература по проблемам использования муниципальной  собственности условно может  быть подразделена по следующим направлениям.

Необходимость совершенствования  правовых основ использования муниципальной  собственности рассматривается  в работах таких ученых как  В.В. Григорьева, Н.А. Игнатюка, А.Н. Кокотова, Я.А. Налесной, И. Подберезняка и др.

С позиций экономической  эффективности проблема использования  муниципальной собственности обсуждается  в работах А.В. Бокаева, В. Варги, П.Г. Ермишин, В. Максимовой, Е. Маленко, В. Папаева и др.

Муниципальная собственность  как объект изучения менеджмента  и теории управления выступает в  работах Ю.П. Алексеева, А.В. Аноприенко, А.М. Бусина, С.В. Вобленко, А.В. Леви, З.З. Мулагаевой, А.В. Соколова и др.

В качестве основных источников законодательной базы исследования выступают Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» и др.

Таким образом, в области  исследования проблем муниципальной  собственности в настоящее время  достаточно много наработок, однако, проблемы остаются открытыми и требуют  своего практического решения. Этим обусловлен выбор настоящей темы дипломного исследования.

Квалификационная  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников  литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические  аспекты  механизма передачи имущества  из государственной власти  в  муниципальную собственность

1.1 Переделение имущества между уровнями власти в России

 

Муниципальная собственность  является определяющей частью финансово-экономической  базы местного самоуправления и одним  из главных рычагов реализации местной  социально-экономической политики. Муниципальная собственность призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения  либо иного муниципального образования. Она охватывает умелое использование  и распоряжение:

  • имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами;
  • муниципальными предприятиями и организациями;
  • зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения;
  • муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями;

             а также другим движимым и  недвижимым имуществом.

Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени  формироваться в муниципальных  образованиях России, еще не приобрела  законченной формы, сам процесс  ее формирования находится в постоянном движении и совершенствовании.

Муниципальная собственность, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и  способствовать достойному существованию  отдельным, слабо защищенным слоям  населения.

 А это один из  самых важных аргументов в  пользу необходимости формирования  муниципальной собственности.

Российской Федерации  на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников  защищаются законом и судом равным образом.1

Общеизвестно, что понятие  собственность на имущество включает в себя право владения - физическое обладание этим имуществом, право  пользования - возможность использования  имущества и получения дохода от этого использования и право  распоряжения - возможность продать, обменять, подарить или иным образом  распорядиться имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

1.          имущество, принадлежащее на праве  собственности Российской Федерации  (федеральная собственность);

2.          имущество, принадлежащее на праве  собственности субъектам Российской  Федерации - республикам, краям,  областям, городам федерального  значения, автономной области, автономным  округам (собственность субъекта Российской Федерации).

При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные  права и обязанности, выступать  в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований  своими действиями могут приобретать  и осуществлять имущественные права  и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление