Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования является - разработка рекомендации по совершенствованию организационных, экономических и политико-правовых составляющих механизма передачи имущества из государственной собственности в муниципальную.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
исследовать переделение имущества между уровнями власти в России;
выявить статистику передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации;
рассмотреть правовую базу передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
проанализировать действующий механизм передачи государственного имущества в муниципальную собственность;
рассмотреть критику механизма передачи имущества;
разработать пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью;
разработать предложения по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность…………………7
1.1 Переделение имущества между уровнями власти в России………23
1.2 Статистика передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации……………………………………23
1.3 Правовая база передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность………………………………………………36
Глава 2. Анализ действующего механизма передачи государственного имущества в муниципальную собственность…………………………………41
2.1 Критика механизма передачи имущества: организационной, экономической и политико-правовой составляющих………………………41
2.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью…………………………………………………………………44
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти……………………………52
3.1 Организационное совершенствование (внедрение планирования имущественных перемещений)………………………………………………52
3.2 Налоговая льгота, либо передача имущества в годном состоянии либо средств на восстановление объекта……………………………………..53
3.3 Описание механизма и условий ускоренного и возможно обязательного перераспределения имущества в пользу муниципального образования………………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………..81
Список использованной литературы…………………………………….86
Приложения……………………………………………………………….89.

Вложенные файлы: 1 файл

Виталий диплом.docx

— 654.97 Кб (Скачать файл)

При оценке степени эффективности  управления муниципальными финансами  и собственностью следует исходить из целей и задач, стоящих перед  органами местного самоуправления.

Поскольку основной целью  деятельности органов местного самоуправления является удовлетворение коллективных интересов населения, проживающего на территории муниципального образования, и обеспечение его основных жизненных  потребностей в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, мы не можем прямо использовать обычные  рыночные оценки (доходность, прибыльность и т.п.).

В данном случае необходимо, прежде всего, ответить на вопросы, насколько  в результате управления возросло качество жизни населения, насколько динамично  развивается муниципальное образование.

Поэтому необходимы различные  подходы к оценке эффективности  управления доходной и расходной  частями местного бюджета, различными объектами муниципальной собственности.

Прирост доходной части местного бюджета, не связанный с решениями  органов государственной власти в части передачи дополнительных доходных источников или увеличения процента отчислений, можно оценивать  в абсолютных показателях.

Эффективность же использования  бюджетных средств (управление расходами) может оцениваться по повышению (снижению) показателя качества жизни  населения при равных затратах.

При оценке эффективности  управления муниципальной собственностью следует разделить объекты собственности, необходимые для решения социальных задач, и объекты собственности, используемые для получения дополнительных доходов местного бюджета.

Согласно общепринятому  мнению экономическую основу местного управления составляют: муниципальная  собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной  собственности и переданное в  управление органам местного управления.

Можно выделить два основных подхода органов местного самоуправления к решению проблемы местного экономического роста.

Во-первых, они активно  способствуют созданию благоприятного делового климата, подходящих условий для поддержки уже существующих предприятий, для привлечения и удержания инвестиций, содействуют развитию предпринимательской деятельности, становлению собственников, обеспечивают эффективную работу местного хозяйства, гарантируют работу необходимых для бизнеса отраслей и служб (от образования до противопожарной безопасности).

Во-вторых, важнейшая задача органов местного самоуправления – расширение экономического потенциала территории, в первую очередь путем развития элементов хозяйственной инфраструктуры: транспорта, связи, земельных участков, производственных помещений, энерго- и водоснабжения.

Эти два направления стратегического развития, в том числе и на местном уровне, более уместны в условиях устоявшейся, хорошо отлаженной экономической системы, функционирующей на основе частной собственности.

Эффективность использования  муниципального имущества в социальной сфере - образовании, здравоохранении  неразрывно связана с проводимыми  в них преобразованиями, обусловленными совершенствованием финансирования, перераспределением финансовых потоков, реструктуризацией  бюджетной сети.

Активное внедрение в  здравоохранении системы финансирования, когда "деньги следуют за пациентом", обеспечивающая право выбора гражданином  муниципального, федерального или частного лечебного учреждения, позволит определить число и профиль муниципальных  учреждений здравоохранения, необходимых  для качественного предоставления медицинских услуг населению.

Наряду с этим, как в  вышеперечисленных сферах, так и  в сфере культуры осуществляется формирование на базе бюджетных учреждений новой организационно - правовой формы - автономных учреждений, которым муниципальное  имущество передается в оперативное  управление, а финансирование осуществляется на основе муниципального задания за счет средств местных бюджетов и  на основе договоров возмездного  оказания услуг населению.

Важно внести изменения в налоговое законодательство в части освобождения от уплаты государственной пошлины за регистрацию учредительных документов при передаче имущества предприятий, учреждений и организаций в муниципальную или государственную собственность в связи с разграничением полномочий между публичными образованиями.

Оценить эффективность управления только количественными показателями не представляется возможным, так как  управление муниципальными финансами  и собственностью это специфическая  сфера деятельности, в которой  зачастую важно не количество решенных вопросов, а качество их решения.

 При оценке эффективности  управления финансами и собственностью  следует исходить из целей  и задач, стоящих перед органами  местного самоуправления.

 Поскольку основной  целью деятельности органов местного  самоуправления является удовлетворение  коллективных интересов населения,  проживающего на территории муниципального  образования, и обеспечение его  основных жизненных потребностей  в сферах, отнесенных к ведению  муниципальных образований, мы  не можем прямо использовать  обычные рыночные оценки (доходность, прибыльность и т.п.).

На основании оценки эффективности  использования объектов муниципальной  собственности можно проводить  планирование вариантов использования  объектов недвижимости (продажа, сдача  в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества).

Следовательно, одной из важнейших задач муниципального образования является повышение  эффективности управления муниципальной  собственностью как непрерывный  процесс самоанализа, который должен присутствовать в соответствующих  управленческих организациях.

Одним из методов повышения  эффективности управления муниципальной  собственностью является проведение конкурсов  на должности руководителей муниципальных  предприятий и учреждений, повышение  квалификации руководящего персонала, строгий контроль над их работой, оценка их деятельности по результатам  работы руководимых ими комплексов.

 Второе — это строгий  контроль над штатным расписанием  предприятий, которое должно точно  соответствовать объему оказываемых  ими услуг или выполняемых  работ.

 Третий метод —  сдавать объекты муниципальной  собственности в аренду на  конкурсной основе, устраивать аукционы, чтобы преимущество было у  более выгодных проектов и  инвесторов.

Таким образом, проблемы, связанные  с эффективностью управления муниципальной  собственностью обусловлены, прежде всего, несовершенством законодательства, которое призвано создавать условия  для нормального функционирования всех участников правовых отношений, в  том числе в экономической  и социальной сферах. 12

Именно здесь и реализуется  система управления муниципальной  собственностью в отдельно взятом муниципальном  образовании.

Особенно важной является социальная направленность муниципальной  собственности.

Очевидна также проблема громоздкости и ветхости большого числа  объектов муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию  механизма передачи собственности  между уровнями власти

3.1 Организационное  совершенствование (внедрение планирования  имущественных перемещений)

 

Органам местного самоуправления необходимо активно применять новые  рыночные механизмы для рационального  использования муниципального имущества, привлекать частный бизнес для предоставления социально-бытовых услуг населению, в частности путем концессионных  соглашений.

Передача муниципального имущества различным организациям для использования на условиях договора аренды является одним из важнейших  видов непосредственной хозяйственной  деятельности муниципалитетов - надежным источником пополнения местного бюджета  и действенным инструментом экономического развития территории.

Ведение договоров и дополнительных соглашений к ним по управлению и использованию объектов собственности (договоры оперативного управления и хозяйственного ведения, аренды, купли/продажи, приватизации и т.д.).

Необходимо поддерживать уже имеющиеся производства с  целью сохранения рабочих мест и  обеспечения дальнейшего роста  экономического потенциала муниципального образования.

Для этого целесообразно  проводить мероприятия по рекламе  местных производств, создавать  местные зоны хозяйственного освоения для оптимального размещения предприятий, оказывать помощь по профессиональной подготовке, обучению, оказывать помощь при управлении, продаже или сдаче  в аренду строений, предоставлять  гарантии и поручительства по займам и т.п.

Ресурсы должны быть перемещаемыми.

Так, избыток неперемещаемых ресурсов и трудовых ресурсов при  нехватке необходимого оборудования, технологий, финансовых ресурсов, не только не будет способствовать развитию, но, наоборот, будет препятствовать эффективному функционированию системы.

В частности, возникнет безработица, производственные фонды будут загружены  не полностью, что увеличит расходы  общества на ликвидацию данных диспропорций.

Аналогично нехватку квалифицированных  кадров практически невозможно восполнить избытком материальных ресурсов.

 

3.2 Налоговая льгота, либо передача имущества в  годном состоянии либо средств  на восстановление объекта

 

Совокупность местных  финансовых ресурсов образует финансовую основу местного самоуправления. А  как институт муниципального права  финансовая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и процедуру  образования, распределения и использования  местных денежных средств.

В каждом муниципальном образовании  действуют свои ставки налогообложения.

С правовой точки зрения местный бюджет является основным нормативным  актом муниципального образования, разрешающим и утверждающим расходование денежных средств.

 Самостоятельность местных  бюджетов обеспечивается наличием  собственных источников доходов  и правом определять направления  их использования и расходования.

Собственные доходные источники  бюджетов - это, в основном, закрепленные законом доходные источники и  отчисления по регулирующим доходным источникам.

Но реальную независимость  бюджету могут гарантировать  только закрепленные доходы, так как  они устанавливаются на длительный срок.

Муниципалитетам предоставлено  право дифференцировать ставки в  установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и  по иным критериям.

На основании пункта 2 статьи 5 Закона за строения, помещения  и сооружения, находящиеся в общей  долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его  доле в этих строениях, помещениях и  сооружениях.

Инвентаризационная стоимость  доли в праве общей долевой  собственности определяется как  произведение инвентаризационной стоимости  имущества и соответствующей  доли.

Нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться  налоговые льготы, основания и  порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы, для отдельных категорий налогоплательщиков.

 Налогоплательщики, имеющие  право на налоговые льготы, должны  представить документы, подтверждающие  такое право, в налоговые органы  по месту нахождения земельного  участка.

В настоящее время в  местных бюджетах сохраняется низкий уровень собственных, закрепленных за ними доходов.

По-прежнему преобладают  отчисления от регулирующих доходов, нормативы  по которым могут ежегодно меняться, а это не обеспечивает устойчивость взаимоотношений между бюджетами  разных уровней.

 На это обратил внимание  и Президент Российской Федерации: «Государственная власть, учитывая расходные полномочия муниципалитетов, могла бы обеспечить им долгосрочные нормативы отчисления от регулирующих налогов».

Таким образом, несмотря на законодательное определение бюджетной  самостоятельности муниципальных  образований, реально собственными бюджетными ресурсами они почти  не обладают, прежде всего, из-за несоблюдения органами государственной власти субъектов  Российской Федерации требований законодательства.

Для создания действительно  самостоятельной системы местных  бюджетов необходимо создать правовой механизм реализации этого принципа, систему федеральных гарантий их выполнения, которые должны быть подкреплены  возможностью ответственности как  дисциплинарной - в отношении должностных  лиц, виновных в принятии неправомерных  решений, так и материальной - средствами бюджета - за неисполнение предписаний  закона.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление