Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:32, дипломная работа
Цель дипломного исследования является - разработка рекомендации по совершенствованию организационных, экономических и политико-правовых составляющих механизма передачи имущества из государственной собственности в муниципальную.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
исследовать переделение имущества между уровнями власти в России;
выявить статистику передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации;
рассмотреть правовую базу передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
проанализировать действующий механизм передачи государственного имущества в муниципальную собственность;
рассмотреть критику механизма передачи имущества;
разработать пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью;
разработать предложения по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность…………………7
1.1 Переделение имущества между уровнями власти в России………23
1.2 Статистика передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации……………………………………23
1.3 Правовая база передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность………………………………………………36
Глава 2. Анализ действующего механизма передачи государственного имущества в муниципальную собственность…………………………………41
2.1 Критика механизма передачи имущества: организационной, экономической и политико-правовой составляющих………………………41
2.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью…………………………………………………………………44
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти……………………………52
3.1 Организационное совершенствование (внедрение планирования имущественных перемещений)………………………………………………52
3.2 Налоговая льгота, либо передача имущества в годном состоянии либо средств на восстановление объекта……………………………………..53
3.3 Описание механизма и условий ускоренного и возможно обязательного перераспределения имущества в пользу муниципального образования………………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………..81
Список использованной литературы…………………………………….86
Приложения……………………………………………………………….89.
Таким образом, правовую основу
муниципальной собственности
По отдельным имущественным объектам в соответствии с федеральными законами решение об их включении в состав муниципальной собственности конкретного муниципального образования или исключении из состава муниципальной собственности данного муниципального образования (разграничение имущества между муниципальными образованиями и перераспределение имущества между субъектом РФ и муниципальным образованием) принимается органами государственной власти субъекта РФ. Законы субъекта РФ о порядке подготовки и принятия таких решений и сами данные решения также относятся к правовой основе муниципальной собственности.
Основным нормативным правовым актом, обладающим наряду с решениями референдума высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов, является Устав муниципального образования.
В настоящее время произошло расширение перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.
Это подтверждается и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 г. № 540–0.
Порядок передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований и порядок передачи муниципальной собственности установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ.
Глава 2. Анализ действующего
механизма передачи государственного
имущества в муниципальную
2.1 Критика механизма
передачи имущества:
В организационном
плане: инициатива только от
органов государственной
Так, например, при передаче в 2009 году обязанностей по самостоятельному ведению финансовых операций с уровня субъекта федерации (Минфин московской области) на местный уровень - было передано имущество, которое использовалось в работе финансовых органов в соответствующих муниципальных образованиях (оргтехника, шкафы, столы, и проч. мебель).
Однако, передача имущества традиционно "опаздывает", и нередко задержки доходят до 1 года.
При безвозмездной передаче в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу.
Передача имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, с игнорированием волеизъявления органов местного самоуправления и объективной необходимости такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, недопустима
Экономическая составляющая:
имущество передается, как правило,
в плохом состоянии, что влечет расходы
средств местного бюджета на содержание
этого имущества и его
В качестве
преодоления этого
Так как это
региональный налог и вполне субъект
федерации, "сплавив" имущество
в негодном состоянии мог бы таким
образом дать муниципалитетному
образованию некоторую
Политико-правовая составляющая:
отсутствие системного подхода к
формированию муниципальной нормативно-
Решение проблемы создания эффективной системы управления муниципальным имуществом предполагает сосредоточение нормотворческих, организационных и управленческих усилий органов местного самоуправления на следующих основных направлениях:
Обеспечение надлежащего (т.е. полного и своевременного) учета муниципального имущества и ведение его реестра, включающего многоаспектное (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.
Обеспечение оптимальности
управленческих решений по распоряжению
муниципальным имуществом (соблюдение
взвешенного баланса
Политико-правовая составляющая предполагает: а) внедрение возможности отказаться от имущества
б) внедрение возможности подачи заявки на получение государственного имущества в муниципальную собственность (например, каких-либо дорог, мостов), которое по смыслу и человеческой (хозяйственной) логике должно находится в муниципальной собственности.
Обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имущества, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости.
Обеспечение эффективного контроля над сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.
Особенности правового режима
объектов муниципальной собственности,
установленные гражданским
Наиболее часто встречаемые на практике недоработки муниципальной имущественной политики:
- недостаточный контроль над использованием муниципального имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, допускающий несанкционированные списание и продажу имущества, сдачу помещений в аренду;
- препятствующее развитию
муниципального образования
- сохранение монопольного
положения муниципальных
- отсутствие системного
подхода к формированию
2.2 Пути повышения
эффективности управления
Одной из важнейших задач
управления муниципальной собственностью
является также повышение эффективности
управления муниципальной собственностью
как непрерывный процесс
Механизм управления муниципальной собственностью:
- для оптимизации количества
муниципальных унитарных
- ужесточение контроля над деятельностью руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений и самих предприятий и учреждений;
- установление порядка
принятия управленческих
Необходимо больше внимания
уделить подготовке управленческих
кадров именно в сфере муниципального
управления, давая при этом специалистам
знания об общих принципах и
Необходимо принимать
предложения населения
Работа с населением
должна носить периодический
характер. Управление по «слабым
сигналам» населения даёт
- видеть оценку населением
её деятельность по
- видеть, как данная оценка
меняется с течением времени
и в случае принятия
- при обеспечении освещения
данной деятельности в
Существующие сегодня
основные проблемы, стоящие перед
органами местного самоуправления и
муниципального управления, могли быть
частично решены: ликвидировать существующие
сегодня трудности в управлении
муниципальной собственности
Одной из важнейших задач управления муниципальной собственностью является также повышение эффективности управления муниципальной собственностью как непрерывный процесс самоанализа, который должен присутствовать в соответствующих управленческих организациях.
С целью повышения эффективности управления муниципальной собственностью можно использовать зарубежный опыт. При изучении муниципального опыта зарубежных стран интерес вызвал подход к этой проблеме в Федеративной Республике Германия.
Система местного управления
этой страны строится в соответствии
с административно-
При этом существуют
компетенции общин, которые
В сфере делегированных полномочий государство может вмешиваться в действия общины.
Показательно, что «в Германии собственные обязательные и делегированные дела составляют 80-90 процентов от общего объема дел, выполняемых местными органами»
. По высказыванию А.И.
Черкасова, общая для
Такая ситуация отражает возрастающую
интеграцию местных органов в
государственный механизм, их приспособление
к решению прежде всего задач,
имеющих общегосударственное
В данном случае, в качестве
использования зарубежного
Таким образом, существующие сегодня основные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления и муниципального управления, могли быть частично решены: ликвидировать существующие сегодня трудности в управлении муниципальной собственности полностью не представляется возможным, поскольку это требует слишком кардинальных действий.
Существует несколько подходов к определению эффективности использования имущества:
Информация о работе Государственное и муниципальное управление