Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования является - разработка рекомендации по совершенствованию организационных, экономических и политико-правовых составляющих механизма передачи имущества из государственной собственности в муниципальную.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
исследовать переделение имущества между уровнями власти в России;
выявить статистику передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации;
рассмотреть правовую базу передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность;
проанализировать действующий механизм передачи государственного имущества в муниципальную собственность;
рассмотреть критику механизма передачи имущества;
разработать пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью;
разработать предложения по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты механизма передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность…………………7
1.1 Переделение имущества между уровнями власти в России………23
1.2 Статистика передачи имущества муниципалам от федеральных органов власти и от субъектов федерации……………………………………23
1.3 Правовая база передачи имущества из государственной власти в муниципальную собственность………………………………………………36
Глава 2. Анализ действующего механизма передачи государственного имущества в муниципальную собственность…………………………………41
2.1 Критика механизма передачи имущества: организационной, экономической и политико-правовой составляющих………………………41
2.2 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью…………………………………………………………………44
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию механизма передачи собственности между уровнями власти……………………………52
3.1 Организационное совершенствование (внедрение планирования имущественных перемещений)………………………………………………52
3.2 Налоговая льгота, либо передача имущества в годном состоянии либо средств на восстановление объекта……………………………………..53
3.3 Описание механизма и условий ускоренного и возможно обязательного перераспределения имущества в пользу муниципального образования………………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………..81
Список использованной литературы…………………………………….86
Приложения……………………………………………………………….89.

Вложенные файлы: 1 файл

Виталий диплом.docx

— 654.97 Кб (Скачать файл)

Основываясь на изложенном концептуальном подходе, разработан проект федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе».

Проектом определено, что  исключительно федеральными законами регулируется порядок отнесения  имущества к собственности Российской Федерации, собственности субъектов  РФ, а также к собственности  муниципальных образований и  его учета, особенности участия  в имущественных отношениях Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований, особенности приобретения и прекращения публичными образованиями прав собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Проектом определено, что  от имени публичных образований  соответственно органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов РФ, органы местного самоуправления приобретают и осуществляют имущественные права и несут  связанные с ними обязанности  исключительно в случаях, когда  соответствующие полномочия возложены  на них Конституцией РФ и федеральными законами.

Имущество Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований формируется соответственно для выполнения органами государственной  власти Российской Федерации, субъектов  РФ и органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами, законами субъектов РФ по предметам ведения  субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная  собственность, местные финансы, имущество, находящиеся в государственной  собственности и переданные в  управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом  иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Важное место в составе  экономической основы местного самоуправления занимает муниципальная собственность.

Конституция Российской Федерации  закрепила наличие муниципальной  собственности и ее равноправие  с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью. 8

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» в  состав муниципальной собственности  входят средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Формирование муниципальной  собственности осуществляется путем  разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения, наследства и т. д.

Порядок передачи государственной  собственности в состав муниципальной  предусмотрен в ряде нормативных  актов федерального уровня и субъектов  Российской Федерации.

Ранее названное Постановление  Верховного Совета Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. установило, что передача объектов в муниципальную собственность  осуществляется решением представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации  на основании предложений представительных органов местного самоуправления, направляемых ими в соответствующий комитет  по управлению имуществом.

Представительный орган  государственной власти, рассматривая эти предложения и принимал соответствующее решение.

 В свою очередь,  представительный орган местного  самоуправления принимал решение  о включении данных объектов  в муниципальную собственность.  В 1992 г. Распоряжением Президента  Российской Федерации было утверждено  Положение об определении пообъектного  состава федеральной, государственной  и муниципальной собственности  и порядке оформления прав  собственности. 

Положение определило порядок  составления и утверждения перечня  объектов, передаваемых в муниципальную  собственность, и порядок оформления прав собственности.

Эти вопросы отнесены Положением к ведению комитетов по управлению имуществом городов и районов.

В дальнейшем порядок передачи государственной собственности  субъектов Российской Федерации  в состав муниципальной собственности  стал определяться законами субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении или специальными законами о муниципальной собственности.

Одним из важнейших способов формирования муниципальной собственности  является создание этой собственности путем строительства производственных объектов, приносящих прибыль.

По мнению Конституционного, суда РФ под разграничением государственной собственности «имеется в виду, прежде всего, законодательное и иное нормативно-правовое регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - Федеральной, собственности республик, других субъектов Российской Федерации».

В соответствии с приложением  № 3 к названному Постановлению в  состав муниципальной собственности  подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских  и районных Советов. Это жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т. д.

Очень важным является урегулирование процесса передачи государственной  собственности в состав муниципальной  собственности. Фактически все законы о местном самоуправлении предусматривают  возможность пополнения муниципальной  собственности за счет государственной, передаваемой муниципальным образованиям. Это может быть и федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

Порядок передачи государственной  собственности в состав муниципальной  предусмотрен в ряде нормативных  актов федерального уровня и субъектов  Российской Федерации.

Ранее названное Постановление  Верховного Совета Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. установило, что передача объектов в муниципальную собственность  осуществляется решением представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации  на основании предложений представительных органов местного самоуправления, направляемых ими в соответствующий комитет  по управлению имуществом.

В дальнейшем порядок передачи государственной собственности  субъектов Российской Федерации  в состав муниципальной собственности  стал определяться законами субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении или специальными законами о муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления  хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. 9

Данная норма нашла  развитие в законах о местном  самоуправлении большинства субъектов  Российской Федерации.

Законодательство о федеральном  бюджете по отношению к нормативным  правовым актам о разграничении  публичной собственности является более поздним и вторичным  в том смысле, что этим законодательством  не устанавливается особая процедура  разграничения собственности. Законодательством  о федеральном бюджете определяются лишь условия передачи федерального имущества в собственность субъектов  РФ.

В связи с этим весьма примечательным является тот факт, что в бюджетном законодательстве давно существующие отношения между  хозяйственными публичными организациями  недвусмысленно характеризуются как  договорные отношения.

Такой определенности в федеральном  законодательстве о разграничении  публичной собственности никогда  не было.

В соответствии со ст. 73 и 76 Конституции  РФ вопросы управления государственной  собственностью субъектов РФ находятся  в ведении самих субъектов  РФ.

 Однако законы и  другие правовые акты субъектов  РФ должны соответствовать Конституции  РФ и федеральному законодательству.

При этом важной задачей, стоящей  перед субъектами РФ, является решение  следующих вопросов:

  • определение органов, через которые субъекты РФ действуют в качестве собственников имущества, и установление их компетенции;
  • выбор наиболее предпочтительного для субъекта РФ варианта владения, пользования и распоряжения собственным имуществом. В гражданском законодательстве много диспозитивных норм, собственнику предоставлена возможность выбирать способ осуществления своего права на имущество. В большинстве случаев субъекты РФ делают выбор публично, фиксируя его в своем законодательстве.

Передача имущества в  муниципальную собственность, создание акционерных обществ, доверительное  управление имуществом и многие другие имущественные отношения регулируются федеральным законодательством.

Необходимо исходить из того, что проблема финансовых основ местного самоуправления - это не просто проблема поиска денег для финансирования тех или иных направлений муниципальной  деятельности. В первую очередь - это  проблема мотивации местных властей, формирования адекватных стимулов в  их работе.

В настоящее время любая  экономия, полученная местным бюджетом за счет рационализации расходов, повышения  эффективности управления муниципальными активами, успешного проведения реформ на местном уровне с высокой степенью вероятности будет изъята для  перераспределения в пользу других муниципальных образований либо для удовлетворения региональных нужд.

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют органы государственной власти.

Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации государство осуществляет контроль за органами местного самоуправления в части использования ими материальных и финансовых средств, выделенных для реализации переданных им государственных полномочий.

 Средства для реализации  государственных полномочий носят  целевой характер, поэтому государство  вправе проверить правильное  их расходование.

Структура муниципальной  собственности

 

 

 

Государственный орган, предоставивший местному бюджету субвенцию в  виде денежных средств, вправе проконтролировать  расходование этих средств.

Субвенция имеет целевое  назначение и направляется на выполнение задач в установленные государством сроки.

Государственные органы вправе контролировать расходование финансовых средств, объединенных для выполнения каких-либо совместных программ с органами местного самоуправления.

Органы государственной  налоговой службы вправе контролировать деятельность муниципальных предприятий, организаций в части уплаты налогов  и иных платежей в государственные  бюджеты различных уровней.

 

 

 

1.2 Статистика  передачи имущества  муниципалам  от федеральных органов власти  и от субъектов федерации

 

В 2010 году Минэкономразвития подготовил проект закона РФ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части передачи недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, и государственной регистрации прав на передаваемое недвижимое имущество в упрощенном порядке» и проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374».10 Документы разработаны в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака от 31 декабря 2010 г. № ДК-П4-9161 и предусматривают упрощение порядка передачи недвижимого имущества и подведомственных организаций из федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальных образований.

В частности, проектами законодательных  актов предусмотрено сокращение перечня документов, необходимых  для передачи недвижимого имущества (земель и капитальных строений).

 Для принятия решения  о передаче имущества будет  достаточно выписки из реестра  федерального имущества, содержащей  сведения о предлагаемом к  передаче имуществе или копии  правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое  к передаче имущество принадлежит  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления  федеральному государственному  унитарному предприятию, федеральному  государственному учреждению соответственно.

Также необходимы будут документы, подтверждающие право собственности  РФ на предлагаемые к передаче земельные  участки, если они предлагаются к  передаче как самостоятельные объекты  и согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве  хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо).

Информация о работе Государственное и муниципальное управление