Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:30, реферат
Девиантное поведение от латинского deviatio - отклонение. Девиантное (отклоняющееся) поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции - такое определение девиантному поведению дает М.И. Аникееев и О.Л. Кочетков в Кратком энциклопедическом словаре.
Глава 1. Теоретические база исследования девиантного поведения детей-сирот в условиях детского дома
Девиантное поведение от латинского deviatio - отклонение. Девиантное (отклоняющееся) поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции - такое определение девиантному поведению дает М.И. Аникееев и О.Л. Кочетков в Кратком энциклопедическом словаре [1].
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают
следующее определение
Поиски ученых (К.А. Абульханова, Н.В.
Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина) в
этой области свидетельствуют о
том, что отклоняющееся от установленных
норм и стандартов поведение можно
определить как отдельные поступки
или их совокупность, входящие в
противоречие с принятыми в обществе
юридическими, моральными и социальными
нормами. Кроме того, девиантным будет
и поведение, отклоняющееся от принятых
в обществе на данном уровне социального
и культурного развития норм морали.
Разновидностями такого аморального
поведения можно считать
Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся
поведение — это «такое поведение,
которое идет вразрез с
По мнению М. П. Стуровой, девиантное поведение рассматривается как социальное отклонение, как отступление от существующих норм их нарушения, то есть «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора [4].
Как видно, зарубежные психологи и
социологи имели некоторую
В.В. Коваль в своей работе «Патологические
формы девиантного поведения
у детей и подростков» дает
следующее определение
Н. Д. Абрамов выделяет такие виды девиантного поведения как : гиперактивное, демонстративное , протестное, агрессивное.
Наиболее часто встречается сочетание двух типов девиантного поведения - антидисциплинарного и делинквентного, нередко переходящего в противное. В этих случаях бывает трудно дифференцировать патологическую и непатологическую форму, социально-педагогическую запущенность и психические расстройства.
В.Д. Менделевич выделят следующие характерные дезадаптационные варианты взаимоотношений человека с реальностью:
1. Осознанное противодействие
2. Болезненное противостояние
3. Уход от реальности, который
осознанно или неосознанно
4. Игнорирование реальности, проявляющееся
в автономизации жизни
В зависимости от способа взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, В.Д. Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения: 1) делинквентное, 2) аддиктивное, 3) патохарактерологическое, 4) психопатологическое, и 5) на базе гиперспособностей [23].
Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический - проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека.
Среди всех этих видов девиантного поведения первый - делинквентное поведение, в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного внимания.
Поэтому на практике чаще используется
более узкий смысл понятия
девиантного поведения. Дело в том,
что в реальной общественной жизни
практически невозможно обеспечить
полное, абсолютное соблюдение всех норм.
Поэтому многие девиации допускаются:
с ними мирятся, но в определенных
пределах, не нарушающих целостность
социальной системы. Если же какой-либо
вид девиантного поведения
Таким образом, рассмотрев теоретические основы девиантного поведения , можно сделать следующие выводы о том, что:
- В.Д. Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения: 1)делинквентное, 2) аддиктивное, 3) патохарактерологическое, 4) психопатологическое, и 5) на базе гиперспособностей
- В.В. Коваль выделяет четыре
вида девиантного поведения:
аутоагрессивный,
3) Н.
Д. Абрамов выделяет такие
4)
для детей – сирот характерны
определённые виды девиантного
поведения ,что необходимо
1.2 Девиантное поведение детей-сирот
Дети-сироты – особые дети. Причины их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями.
Чаще всего матери детей – сирот не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть.
Исследование, проведенное Л.И.Божович, показывает такую особенность психического развития детей – сирот: «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях интерната дети находятся постоянно в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий». Так же отмечается, что регламентация поведения детей в условиях учреждения и введение дисциплинарных правил сдерживают естественную активность ребенка. [1].
Живя и воспитываясь в детском – доме или интернате дети недополучают внимание и ласку, которая могла бы даваться им от родителей, из–за отсутствия родительского внимания и заботы у них возникают в поведении грубость, эмоциональное напряжение, развивается лживость, зависть, конфликтность.
Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации». Это понятие включает в себя целый ряд различных явлений. Это и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к матери – одним словом, никому ненужности. Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается, как самое первое, самое тяжелое и самое труднокомпенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к людям и к самому себе, нежелание познавать мир, лишает ребенка возможности нормального психического, социального и сенсорного (потребность в разнообразных впечатлениях) развития. [4]
Личностная депривация воспитанников детских домов и интернатов заключается в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я». У них преобладает либо заниженная самооценка, либо завышенная. Причем, попадая из социально – неблагополучной семьи в патронажную семью или приемную у таких детей резко завышается самооценка в группе таких же детей. Причиной этого мне видится резкая смена внешнего вида, улучшение бытовых условий, появление денег на карманные расходы, часто эти дети могут негативно отозваться о еще вчерашних своих друзьях, заменить на детей из более благополучных семей.
Анализ научной литературы показал,
что педагогических исследований, посвященных
проблеме девиантного поведения
детей-воспитанников детских
Информация о работе Девиантное поведение детей-сирот в условиях детского дома