Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста
1.1 Основные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития речи в онтогенезе
1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.3 Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
2.1 Проведение обследования речевого развития детей раннего возраста
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.3 Анализ результатов эффективности использования педагогической программы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по предупреждению нарушений речи.docx

— 72.82 Кб (Скачать файл)

Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста

1.1 Основные теоретические взгляды  отечественных и зарубежных исследователей  на проблему развития речи  в онтогенезе

1.2 Причины задержки речевого  развития у детей раннего возраста

1.3 Основные направления работы  по профилактике нарушений речи  у детей раннего возраста

Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста

2.1 Проведение обследования речевого  развития детей раннего возраста

2.2 Педагогическая работа по  профилактике речевых нарушений  у детей раннего возраста

2.3 Анализ результатов эффективности  использования педагогической программы  по профилактике речевых нарушений  у детей раннего возраста

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.

По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, организация коррекционной и социально-психологической помощи, в особенности организация профилактических мероприятий для детей раннего возраста «группы риска» становится все более актуальной.

Анализ литературы по данной теме свидетельствуют о необходимости организации комплексного профилактического воздействия на отклонения в соматической, психомоторной сфере и в речи детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Е.Ф. Архиповой, О.Е. Громовой, Н.С. Жуковой, Г.В. Пантюхиной, Т.Б. Филичевой и др.

В профилактической работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др. Эффективная и своевременная профилактика речевых нарушений способствует их предотвращению в дошкольном возрасте. В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному комплексному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, которое позволяет своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого недоразвития. Особое значение имеет определение основных направлений и организации, содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста.

Объектом исследования является развитие речи детей раннего возраста.

Предметом исследования является использование логопедических технологий в профилактике речевых нарушений у детей 2,5-3лет.

Целью работы является разработка диагностического комплекса для обследования развития речи детей раннего возраста и специальной программы по профилактике речевых нарушений у детей 2,5-3лет.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективная профилактика задержки речевого развития в раннем возрасте будет способствовать предотвращению нарушений речи в дошкольном возрасте.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.

1. Изучить литературу по проблеме  профилактики речевых нарушений  у детей раннего возраста.

2. Разработать диагностический  комплекс и обследовать речевое  развитие детей раннего возраста.

3. Обработать результаты и сделать  выводы по данным обследования.

4. Разработать экспериментальную  программу по профилактике нарушений  речи у детей раннего возраста.

5. Апробировать экспериментальную  программу в условиях дошкольного  образовательного учреждения.

6. Провести повторное обследование  речевого развития детей раннего  возраста по методикам, применявшимся  в констатирующем эксперименте.

7. Проанализировать полученные  результаты сделать итоговые  выводы.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; изучение психолого-медико-педагогической документации; беседа; наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

База исследования: МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Хрустальный башмачок» г. Тамбова.

Участники исследования: 10 детей экспериментальной группы и их родители, 10 детей контрольной группы, 2 воспитателя, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Практическая значимость: разработанная нами программа по профилактике речевых нарушений может представлять интерес для практических работников сфер образования: учителей-логопедов, музыкальных руководителей, воспитателей; может использоваться в образовательных учреждениях, а также родителями.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста

1.1 Развитие речи в онтогенезе

В литературе вопросами поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева, Г.Л. Розенгард-Пупко, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина и др. подробно описано становление речи у детей, начиная с раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития.

Последовательность появления различных явлений в речи ребенка прослеживает А.Н. Гвоздев, выделяя на этой основе ряд периодов:

- период различных частей речи;

- период словосочетаний;

- период разных видов предложений [7].

Два этапа формирования речи рассматривает Г.Л. Розенгард-Пупко: до 2-х лет - подготовительный этап; от 2-х лет и далее - этап самостоятельного становления речи [34].

Четыре этапа в становлении речи детей устанавливает А. Н. Леонтьев:

1-й - подготовительный (с момента  рождения -- до 1 года);

2-й - преддошколъный (от 1 года до 3 лет);

3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й - школьный (от 7 до 17 лет) [20].

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Первый этап - подготовительный. На данном этапе происходит подготовка к овладению речью. Начальный период речевого онтогенеза - эта загадка перехода от молчания к слову привлекала внимание многих исследователей. Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик - первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

В 1,5-2 месяца появляются специфические голосовые реакции -- гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания.

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их [28].

При нормальном развитии ребенка, между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка - лепет. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.

В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет - это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) -- говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 8,5--9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями.

В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.

Первые слова появляются к концу первого года жизни.

Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяцев жизни, у мальчиков - на 11-12 месяце [2].

Второй этап - преддошкольный. В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики [4].

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:

- Папа, ди (папа, иди).

- Ма, да кх (мама, дай кису).

Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.

В 1-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав(космонавт), пиямида(пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка) [20].

Как отмечает Н.С. Жукова, с момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи.

Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.

В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.

Дошкольный этап. Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.

В это время формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.

В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной [20].

Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении) [7].

Школьный период. Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

Обобщенно развитие понимания речи детей представлены в работе Н.С. Жуковой, где она выделяет шесть уровней понимания речи. При обследовании детей раннего возраста особенно важным является то, понимает ли ребенок обращенную речь.

1 уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно  реагирует на интонацию, узнает  знакомые голоса. Этот уровень  здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев.

2 уровень - понимает отдельные инструкции  в знакомых словосочетаниях, подчиняется  некоторым словесным командам: «Поцелуй  маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя»  и т.д. Этот уровень здоровый  ребенок проходит от 6 до 10 месяцев. 3 уровень - понимает название отдельных  предметов и игрушек:

Информация о работе Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии