Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:23, курсовая работа
Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста
1.1 Основные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития речи в онтогенезе
1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.3 Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
2.1 Проведение обследования речевого развития детей раннего возраста
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.3 Анализ результатов эффективности использования педагогической программы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста для учителя-логопеда.
1. Разработка комплекса
игровых упражнений по
2. Разработка перспективного
планирования специальной
3. Проведение консультаций
для воспитателей по
4. Проведение консультаций
для музыкального руководителя
по использованию программы
5. Проведение консультаций
для родителей по
6. Координирование
Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста для воспитателя.
1. Закрепление умений полученных на занятии учителя-логопеда по профилактике нарушений речи на фронтальных занятиях.
2. Контролирование речи
детей на протяжении всех
Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста для музыкального руководителя.
1. Закрепление и контроль слухового ритма детей раннего возраста.
Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста для родителей.
1. Закрепление умений полученных на занятии учителя-логопеда по профилактике нарушений речи в домашних условиях в вечернее время и в выходные дни.
Комплекс игровых упражнений по профилактике речевых нарушений для детей раннего возраста представлен в приложении 6.
Раздел 2. Перспективное планирование работы по профилактике речевых нарушений детей раннего возраста.
Для наиболее эффективного проведения профилактической работы учителю-логопеду предлагается составить перспективное планирование для учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и родителей. Учитель-логопед планирует использование определённого набора игровые упражнения по профилактике нарушений речи на текущую неделю. Воспитатели, музыкальный руководитель и родители включаются в работу со второй недели для закрепления уже сформированных учителем-логопедом у детей умений и навыков. Перспективное планирование представлено в таблице 5.
Таблица 5. Перспективный план работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Месяц |
Неделя |
Название игры |
Оборудование |
|
I блок |
||||
ФЕВРАЛЬ |
1 |
«Доскажи звук». |
Картинный материал: стол, стул, укол, дятел, ослик, бокал. |
|
«Узнай звук». |
||||
2 |
«Придумай слово». |
|||
«Хлопни и топни». |
||||
II блок |
||||
3 |
«Игра с бубном». |
Бубен. |
||
«Игра с барабаном». |
Барабан. |
|||
4 |
«Игра с музыкальным молоточком». |
Музыкальный молоточек. |
||
«Игра с музыкальной дудочкой». |
Музыкальная дудочка. |
|||
III блок |
||||
МАРТ |
1 |
«Наши губки играют». |
||
«Надуй щечки». |
||||
2 |
«Поиграем с язычком». |
|||
«Разомнем губки и язычок». |
||||
IV блок |
||||
3 |
«Здравствуй, пальчик». |
|||
«Собери палочки». |
Счетные палочки. |
|||
4 |
«Прищепки на корзинке». |
Корзинка, прищепки. |
||
«Бусы». |
Веревка, кольца. |
|||
V блок |
||||
АПРЕЛЬ |
1 |
«Составь предложение». |
Сюжетные картинки: мальчик моет руки, девочка кормит котенка, мальчик ест суп. |
|
«Где сидит мишка?» |
Мишка, стул. |
|||
2 |
«Кто что делает?» |
Принадлежности для рисования, игрушки. |
||
«Чей, Чья?» |
Карандаш, лента, кольцо. |
|||
VI блок |
||||
3 |
«Курочка Ряба». |
Книга со сказками. |
||
«Теремок». |
Книга со сказками. |
|||
4 |
«Репка». |
Книга со сказками. |
||
«Лиса и Журавль». |
Книга со сказками. |
|||
Таким образом, для проведения формирующего этапа эксперимента нами была разработана экспериментальная программа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Программа включает в себя пояснительную записку, основные направления работы учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и родителей, комплекс игровых упражнений по профилактике речевых нарушений, перспективный план коррекционной работы на 3 месяца по предупреждению речевых нарушений детей раннего возраста.
После применения в логопедической работе экспериментальной программы и специально разработанного комплекса игровых упражнений по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста нами было выполнено повторное диагностическое обследование уровня речевого развития у детей экспериментальной и контрольной группы.
При повторном логопедическом обследовании уровня речевого развития использовались диагностические приёмы, которые были предложены на констатирующем этапе эксперимента с целью обеспечения полной идентичности оценки результатов. Результаты повторного логопедического обследования детей экспериментальной группы представлены в таблице 6.
Таблица 6. Результаты исследования речевого развития детей 2,5-3 лет экспериментальной группы МБДОУ комбинированного вида детский сад № 3 «Хрустальный башмачок» г. Тамбова после внедрённой программы
Имя ребёнка |
ФС |
Ритм |
Артикуляц. моторика |
Фраза |
Мелкая моторика |
Пересказ |
Итого |
|||||||||||
1.Тимур К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
34 |
|
2.Илья Ш. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
24 |
|
3.Алена С. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
22 |
|
4.Настя М. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
37 |
|
5.Ксюша М. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
41 |
|
6.Диана О. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
41 |
|
7.Дима С. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
35 |
|
8.Ирина П. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
34 |
|
9.Женя Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
32 |
|
10.Леша С. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
41 |
|
Результаты повторного логопедического обследования детей контрольной группы представлены в таблице 7.
Таблица 7. Результаты исследования речевого развития детей 2,5-3 лет контрольной группы МБДОУ комбинированного вида детский сад № 3 «Хрустальный башмачок» г. Тамбова после внедрённой программы
Имя ребёнка |
ФС |
Ритм |
Артикул. моторика |
Фраза |
Мелкая моторика |
Пересказ |
Итого |
|||||||||||
1.Кирилл С. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
34 |
|
2.Ксюша М. |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
34 |
|
3.Вика В. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
36 |
|
4.Артем К. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
21 |
|
5.Влад Д. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
36 |
|
6.Лиза Ф. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
21 |
|
7.Миша З. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
34 |
|
8.Влад Н. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
38 |
|
9.Юра Ш. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
38 |
|
10.Юля Н. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
38 |
|
Проанализировав результаты обследования детей экспериментальной группы по выявлению уровня речевого развития после внедрения экспериментальной программы по профилактике нарушений речи и результаты обследования детей контрольной группы по выявлению уровня речевого развития, с которыми не проводилась профилактическая работа, мы выделили группы детей в соответствии с выявленным уровнем сформированности речевого развития. Для этого нами были использованы критерии оценивания уровня речевого развития констатирующего этапа эксперимента.
Экспериментальная группа
Количественный анализ
У 2 детей экспериментальной группы был выявлен низкий уровень речевого развития, что составляет 20%.
У 5 детей экспериментальной группы был выявлен средний уровень речевого развития, что составляет 50%.
У 3 детей экспериментальной группы был выявлен высокий речевого развития, что составляет 30%.
Отразим процентные показатели условного распределения детей экспериментальной группы в соответствии с выявленным уровнем речевого развития после обучения детей по экспериментальной программе в круговой диаграмме на рисунке 3.
Рисунок 3. Условное
Качественный анализ
В результате качественного анализа результатов диагностического исследования по выявлению уровня речевого развития детей раннего возраста экспериментальной группы после внедрения специально разработанной программы по профилактике нарушений речи было выявлено, что речевое развитие детей улучшилось.
В ходе обследования было выявлено, что у детей наблюдаются улучшения речевого развития: фонематического слуха, слухового ритма, артикуляционной и мелкой моторики, умений составлять предложения.
Контрольная группа
Количественный анализ
У 2 детей контрольной группы был выявлен низкий уровень речевого развития, что составляет 20%. У 8 детей контрольной группы уровень речевого развития - средний, что составляет 80%.
Детей с показателями высокого уровня речевого развития не выявлено.
Отразим процентные показатели распределения детей контрольной группы в соответствии с выявленным уровнем речевого развития детей в круговой диаграмме на рисунке 4.
Рисунок 4. Условное
Качественный анализ
В результате качественного анализа результатов диагностического исследования уровня речевого развития у детей раннего возраста контрольной группы было выявлено, что у детей повысился уровень речевого развития. Но качественный анализ позволил выявить определённые отклонения в речевом развитии детей контрольной группы: недостаточное развитие артикуляционной и мелкой моторики, наличие синтаксических и морфологических ошибок при построении предложений. Таким образом, в результате количественного и качественного анализа данных повторного диагностического обследования уровня речевого развития у детей раннего возраста, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, можно сделать вывод, что речевое развитие детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы.
Информация о работе Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии