Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:23, курсовая работа
Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста
1.1 Основные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития речи в онтогенезе
1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.3 Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
2.1 Проведение обследования речевого развития детей раннего возраста
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.3 Анализ результатов эффективности использования педагогической программы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб, СОЮЗ, 1999.
20. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
21. Лисина.М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.
22. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений ; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
23. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. [и др.]. М., Издательский центр «Академия», 2003.
24. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1994. № 2
25. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. М., 1992.
26. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., Владос, 1997.
27. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений ; под ред. Чиркиной. М., АРКТИ, 2003.
28. Нарушение речи у дошкольников; под. ред.Р.А. Белова-Давыдова. М., 1997.
39. Основы логопедической
работы с детьми: Учебное пособие
для логопедов, воспитателей детских
садов, учителей начальных классов,
студентов педагогических
30. Основы логопедии с
практикумом по
31. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет/ Аскарина Н.М. [и др.]. М., 1969.
32. Психолингвистика и современная логопедия; под ред.Л.Б. Халиловой. М., 1997.
33. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.
34. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963.
35. Самсонов Ф.А., Крапухин
А.В. Наследственный фактор в
36. Селиверстов В. Речевые игры с детьми. М., 1994.
37. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., Академия, 2002.
38. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М., Просвещение, 1989.
39. Фомичева М.Ф. Воспитание
у детей правильного
40. Хрестоматия по теории
и методике развития речи
41.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
42. Шаховская С. Н., Шостак
Б.И. Обследование детей с
43. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь. 2006. №8.
Приложения
Приложение № 1. Картинный материал для выявления умений составлять простое распространенное предложение
Приложение № 2. Картинный материал для выявления умений согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде
Приложение № 3. Картинный материал для выявления умений употреблять в предложении предлоги
Приложение № 4. Картинный материал для выявления уровня развития мелкой моторики
Приложение № 5. Текст сказки «Колобок» к диагностическому комплексу
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь-то? Муки нет.
- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки - на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти.
И покатился колобок дальше - только заяц его и видел.
Вот атится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебе песню спою. - И колобок запел:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
От тебя, волка, не хитро уйти.
Покатился колобок дальше - только его волк и видел.
А навстречу ему медведь идёт, кусты к земле гнёт.
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Ну где тебе, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.
Колобок запел:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь, полгоря уйти.
И покатился колобок - медведь только вслед ему посмотрел.
Катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой же ты пригоженький, румяненький!
- Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
- Славная песенка! - сказала лиса. - Да то беда, голубчик, что я стара стала - плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, да и запел:
- Я колобок, колобок...
А лиса его - ам! - и съела.
Приложение № 6. Комплекс игровых упражнений по профилактике речевых нарушений для детей раннего возраста
Блок - 1.
«Доскажи звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
1. Познакомить детей со звуком [Л].
2. Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Л]
Оборудование: картинный материал с изображением предметов, в которых слышится звук [Л].
Ход игры:
Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [Л].
Логопед произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним звуком.
СТО…[Л]
СТУ…[Л]
УКО…[Л]
ДЯТЕ…[Л]
БОКА…[Л]
ОСЕ…[Л]
«Узнай звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
1.Закрепить навыки восприятия и правильного употребления в речи звука [Ш].
Ход игры:
Логопед вместе с детьми произносит звук [Ш].
Логопед произносит слова и просит хлопнуть в ладоши один раз, если в этих словах встречается звук [Ш] (шапка, собака, кошка, бокал, шкаф, носки).
«Придумай слово»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
1.Закрепить навыки восприятия и правильного употребления в речи звука [С].
Ход игры:
Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [С].
Затем логопед просит детей придумать слова с данным звуком.
«Хлопни и топни»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
1.Закрепить навыки восприятия и правильного употребления в речи звука [Ш] и [Ж].
Ход игры:
Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [Ш], затем звук [Ж].
Логопед произносит слова и просит хлопнуть в ладоши один раз, если в этих словах встречается звук [Ш] и топнуть, если в словах встречается звук [Ж]
(жук, шапка, мишка, одежда, шуба).
Блок - 2.
«Игра с бубном»
Цель: развитие слухового ритма.
Оборудование: бубен.
Инструкция:
1. Послушай песенку бубна.
2.Сыграй на бубне эту песенку.
Х Х Х - Х Х Х - Х Х Х (громко);
х х х - х х х - х х х (тихо).
«Игра с барабаном»
Цель: развитие слухового ритма.
Оборудование: барабан.
Инструкция:
1. Послушай песенку барабана.
2.Сыграй на барабане эту песенку.
х х х Х - х х х Х;
Х Х Х х - Х Х Х х.
«Игра с музыкальным молоточком»
Цель: развитие слухового ритма.
Оборудование: музыкальный молоточек.
Инструкция:
1. Послушай песенку музыкального молоточка.
2.Сыграй на музыкальном молоточке эту песенку.
х х Х Х - х х Х Х;
Х Х Х х х - Х Х Х х х.
«Игра с музыкальной дудочкой»
Цель: развитие слухового ритма.
Оборудование: музыкальная дудочка.
Инструкция:
1. Послушай песенку музыкальной дудочки.
2.Сыграй на музыкальной дудочке эту песенку.
Х Х х х Х - Х Х х х Х;
х Х х - х Х х - х Х х.
Блок - 3.
«Наши губки играют»
Цель: развитие подвижности губ.
Ход игры:
Логопед показывает упражнения и просит ребенка повторить за ним.
1.«Улыбка», ребёнку нужно улыбнуться, не обнажая зубы.
2.«Заборчик», улыбнуться так, что бы были видны нижние и верхние зубы.
3.«Трубочка». Вытянуть губы вперёд, при этом зубы сомкнуты.
«Надуй щечки»
Цель: развитие подвижности губ и мышц щек.
Ход игры:
Логопед показывает упражнения и просит ребенка повторить за ним.
1.«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щёки поочерёдно.
2. «Шарик лопнул». Ребёнок
закрывает рот и надувает щёки.
Затем бьёт ладошками по
«Поиграем с язычком»
Цель: развитие подвижности языка.
Ход игры:
Логопед показывает упражнения и просит ребенка повторить за ним.
1.«Часики». Ребёнок растягивает губы в улыбке, слегка приоткрыв рот. Затем кончиком узкого языка тянется попеременно к уголкам рта.
2.«Маляр». Ребёнок открывает рот и широким кончиком языка проглаживает пространство от верхних резцов до мягкого нёба.
3.«Вкусное варенье». Ребёнок открывает рот и широким языком облизывает попеременно верхнюю и нижнюю губу.
«Разомнем губки и язычок»
Цель: нормализация мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата.
Ход игры:
Логопед показывает упражнения и просит ребенка повторить за ним.
1. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.
2. «Поглаживание языка
зубами». Просунуть язык как возможно
больше сквозь узкую щель
3. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
Блок - 4.
«Здравствуй, пальчик»
Цель: развитие координированных движений пальцев рук.
Ход игры:
Логопед поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу и просит ребенка повторить за ним.
«Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой».
«Собери палочки»
Цель: развитие координированных движений пальцев рук.
Оборудование: счетные палочки.
Ход игры:
Логопед рассыпает перед ребенком счетные палочки и просит его собрать их.
«Прищепки на корзинке»
Цель: развитие координированных движений пальцев рук.
Оборудование: корзинка, прищепки.
Ход игры:
Логопед ставит на стол корзинку с прищепками. Берет прищепку тремя пальцами и прицепляет её на край корзинки. Затем предлагает ребенку сделать тоже самое. После этого ребенок прицепляет все прищепки.
«Бусы»
Цель: развитие координированных движений пальцев рук.
Оборудование: веревка, кольца.
Ход игры:
Логопед предлагает ребенку нанизать на веревку кольца.
Блок - 5.
«Составь предложение»
Цель: обучение построению простого распространённого предложения по сюжетной картинке.
Оборудование. Сюжетные картинки: мальчик моет руки, девочка кормит котенка, мальчик ест суп.
Инструкция: Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Что происходит на картинке?» Ребенок должен ответить: « Мальчик моет руки», «Девочка кормит котенка», «Мальчик ест Суп».
«Где сидит мишка?»
Цель: построение предложений с простыми предлогами.
Оборудование: мишка, стул.
Инструкция: Логопед сажает мишку на стул и спрашивает: «Где сидит мишка?» Ребенок должен ответить, что мишка сидит на стуле.
Затем логопед сажает мишку под стул и задает тот же вопрос.
Ребенок отвечает, что мишка сидит под стулом.
«Кто что делает?»
Цель: построение предложений по демонстрации действий.
Оборудование. Принадлежности для рисования, игрушки. Логопед вызывает к себе двух девочек и даёт им задания: « Марина, рисуй», «Лена, Играй».
Инструкция: Логопед задаёт вопрос: «Что делает Марина?» Ребенок должен ответить, что Марина рисует. Затем задает вопрос: «Что делает Лена?», ребенок отвечает, что Лена играет.
«Чей, Чья?»
Цель: согласование личных местоимения «мой» , «моя» - с именами существительными. Оборудование. Карандаш, лента, кольцо. Логопед раздаёт Алене ленту, Юре - карандаш, а себе берёт кольцо.
Инструкция: Логопед берёт в руки кольцо и говорит: «Кольцо моё». Задаёт вопросы: «Лента чья?»; «Карандаш чей?» Алена отвечает: «Лента моя», а Юра отвечает: «Карандаш мой».
Блок - 6.
«Курочка Ряба»
Цель: развитие навыков пересказа.
Оборудование: книга со сказками.
Инструкция: Логопед читает сказку «Курочка Ряба», просит внимательно ее послушать. Затем просит ребенка повторить прочитанное. Логопед следит за правильной последовательностью предложений и их правильным оформлением.
«Теремок»
Цель: развитие навыков пересказа.
Оборудование: книга со сказками.
Информация о работе Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии