Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста
1.1 Основные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития речи в онтогенезе
1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.3 Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
2.1 Проведение обследования речевого развития детей раннего возраста
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.3 Анализ результатов эффективности использования педагогической программы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по предупреждению нарушений речи.docx

— 72.82 Кб (Скачать файл)

19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб, СОЮЗ, 1999.

20. Леонтьев А.А. Психолингвистические  единицы и порождение речевого  высказывания. М., 1969.

21. Лисина.М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.

22. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений ; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

23. Логопедическая работа  с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. [и др.]. М., Издательский центр «Академия», 2003.

24. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1994. № 2

25. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. М., 1992.

26. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., Владос, 1997.

27. Методы обследования  речи детей: Пособие по диагностике  речевых нарушений ; под ред. Чиркиной. М., АРКТИ, 2003.

28. Нарушение речи у  дошкольников; под. ред.Р.А. Белова-Давыдова. М., 1997.

39. Основы логопедической  работы с детьми: Учебное пособие  для логопедов, воспитателей детских  садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ ; под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. М., АРКТИ, 2003.

30. Основы логопедии с  практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева. [и др.].; под ред. Т.В. Волосовец. М., Академия, 2002.

31. Поваляева М.А. Справочник  логопеда. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет/ Аскарина Н.М. [и др.]. М., 1969.

32. Психолингвистика и  современная логопедия; под ред.Л.Б. Халиловой. М., 1997.

33. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.

34. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963.

35. Самсонов Ф.А., Крапухин  А.В. Наследственный фактор в патологии  речи. М., МГПИ, 1978.

36. Селиверстов В. Речевые  игры с детьми. М., 1994.

37. Семенович А.В. Начальная  диагностика и коррекция в  детском возрасте: Учебное пособие  для высших учебных заведений. М., Академия, 2002.

38. Филичева Т.Б. и др. Основы  логопедии: Учеб. пособие для студентов  пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М., Просвещение, 1989.

39. Фомичева М.Ф. Воспитание  у детей правильного произношения. М., 1971

40. Хрестоматия по теории  и методике развития речи детей  дошкольного возраста: Учеб. пособие  для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., Академия, 2000.

41.Цейтлин С.Н. Язык и  ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

42. Шаховская С. Н., Шостак  Б.И. Обследование детей с нарушениями  речи в условиях медико-педагогических  комиссий. М., МГПИ, 1978.

43. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь. 2006. №8.

Приложения

Приложение № 1. Картинный материал для выявления умений составлять простое распространенное предложение

Приложение № 2. Картинный материал для выявления умений согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде

Приложение № 3. Картинный материал для выявления умений употреблять в предложении предлоги

Приложение № 4. Картинный материал для выявления уровня развития мелкой моторики

Приложение № 5. Текст сказки «Колобок» к диагностическому комплексу

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь-то? Муки нет.

- Эх, старуха, по амбару  помети, по сусекам поскреби - вот  и наберется.

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки - на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

- Колобок, колобок, я тебя  съем!

- Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай какую я  тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца, не хитро уйти.

И покатился колобок дальше - только заяц его и видел.

Вот атится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

- Колобок, колобок, я тебя  съем!

- Не ешь меня, я тебе  песню спою. - И колобок запел:

Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

От тебя, волка, не хитро уйти.

Покатился колобок дальше - только его волк и видел.

А навстречу ему медведь идёт, кусты к земле гнёт.

- Колобок, колобок, я тебя  съем!

- Ну где тебе, съесть  меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел:

Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь, полгоря уйти.

И покатился колобок - медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

- Здравствуй, колобок! Какой  же ты пригоженький, румяненький!

- Колобок рад, что его  похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе  подкрадывается:

Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.

- Славная песенка! - сказала  лиса. - Да то беда, голубчик, что  я стара стала - плохо слышу. Сядь  ко мне на мордочку да пропой  ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, да и запел:

- Я колобок, колобок...

А лиса его - ам! - и съела.

Приложение № 6. Комплекс игровых упражнений по профилактике речевых нарушений для детей раннего возраста

Блок - 1.

«Доскажи звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

1. Познакомить детей со  звуком [Л].

2. Закрепить навыки восприятия  и произношения звука [Л]

Оборудование: картинный материал с изображением предметов, в которых слышится звук [Л].

Ход игры:

Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [Л].

Логопед произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним звуком.

СТО…[Л]

СТУ…[Л]

УКО…[Л]

ДЯТЕ…[Л]

БОКА…[Л]

ОСЕ…[Л]

«Узнай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

1.Закрепить навыки восприятия  и правильного употребления в  речи звука [Ш].

Ход игры:

Логопед вместе с детьми произносит звук [Ш].

Логопед произносит слова и просит хлопнуть в ладоши один раз, если в этих словах встречается звук [Ш] (шапка, собака, кошка, бокал, шкаф, носки).

«Придумай слово»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

1.Закрепить навыки восприятия  и правильного употребления в  речи звука [С].

Ход игры:

Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [С].

Затем логопед просит детей придумать слова с данным звуком.

«Хлопни и топни»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

1.Закрепить навыки восприятия  и правильного употребления в  речи звука [Ш] и [Ж].

Ход игры:

Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [Ш], затем звук [Ж].

Логопед произносит слова и просит хлопнуть в ладоши один раз, если в этих словах встречается звук [Ш] и топнуть, если в словах встречается звук [Ж]

(жук, шапка, мишка, одежда, шуба).

Блок - 2.

«Игра с бубном»

Цель: развитие слухового ритма.

Оборудование: бубен.

Инструкция:

1. Послушай песенку бубна.

2.Сыграй на бубне эту  песенку.

Х Х Х - Х Х Х - Х Х Х (громко);

х х х - х х х - х х х (тихо).

«Игра с барабаном»

Цель: развитие слухового ритма.

Оборудование: барабан.

Инструкция:

1. Послушай песенку барабана.

2.Сыграй на барабане  эту песенку.

х х х Х - х х х Х;

Х Х Х х - Х Х Х х.

«Игра с музыкальным молоточком»

Цель: развитие слухового ритма.

Оборудование: музыкальный молоточек.

Инструкция:

1. Послушай песенку музыкального  молоточка.

2.Сыграй на музыкальном  молоточке эту песенку.

х х Х Х - х х Х Х;

Х Х Х х х - Х Х Х х х.

«Игра с музыкальной дудочкой»

Цель: развитие слухового ритма.

Оборудование: музыкальная дудочка.

Инструкция:

1. Послушай песенку музыкальной  дудочки.

2.Сыграй на музыкальной  дудочке эту песенку.

Х Х х х Х - Х Х х х Х;

х Х х - х Х х - х Х х.

Блок - 3.

«Наши губки играют»

Цель: развитие подвижности губ.

Ход игры:

Логопед показывает упражнения и просит ребенка повторить за ним.

1.«Улыбка», ребёнку нужно улыбнуться, не обнажая зубы.

2.«Заборчик», улыбнуться так, что бы были видны нижние и верхние зубы.

3.«Трубочка». Вытянуть губы вперёд, при этом зубы сомкнуты.

«Надуй щечки»

Цель: развитие подвижности губ и мышц щек.

Ход игры:

Логопед показывает упражнения и просит ребенка повторить за ним.

1.«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щёки поочерёдно.

2. «Шарик лопнул». Ребёнок  закрывает рот и надувает щёки. Затем бьёт ладошками по надутым  щёкам так, что бы изо рта с шумом вышел воздух.

«Поиграем с язычком»

Цель: развитие подвижности языка.

Ход игры:

Логопед показывает упражнения и просит ребенка повторить за ним.

1.«Часики». Ребёнок растягивает губы в улыбке, слегка приоткрыв рот. Затем кончиком узкого языка тянется попеременно к уголкам рта.

2.«Маляр». Ребёнок открывает рот и широким кончиком языка проглаживает пространство от верхних резцов до мягкого нёба.

3.«Вкусное варенье». Ребёнок открывает рот и широким языком облизывает попеременно верхнюю и нижнюю губу.

«Разомнем губки и язычок»

Цель: нормализация мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата.

Ход игры:

Логопед показывает упражнения и просит ребенка повторить за ним.

1. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

2. «Поглаживание языка  зубами». Просунуть язык как возможно  больше сквозь узкую щель между  зубами, затем расслабить его  так, чтобы боковые края языка  касались углов рта. Постепенно  убирать язык в полость рта.

3. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Блок - 4.

«Здравствуй, пальчик»

Цель: развитие координированных движений пальцев рук.

Ход игры:

Логопед поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу и просит ребенка повторить за ним.

«Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой».

«Собери палочки»

Цель: развитие координированных движений пальцев рук.

Оборудование: счетные палочки.

Ход игры:

Логопед рассыпает перед ребенком счетные палочки и просит его собрать их.

«Прищепки на корзинке»

Цель: развитие координированных движений пальцев рук.

Оборудование: корзинка, прищепки.

Ход игры:

Логопед ставит на стол корзинку с прищепками. Берет прищепку тремя пальцами и прицепляет её на край корзинки. Затем предлагает ребенку сделать тоже самое. После этого ребенок прицепляет все прищепки.

«Бусы»

Цель: развитие координированных движений пальцев рук.

Оборудование: веревка, кольца.

Ход игры:

Логопед предлагает ребенку нанизать на веревку кольца.

Блок - 5.

«Составь предложение»

Цель: обучение построению простого распространённого предложения по сюжетной картинке.

Оборудование. Сюжетные картинки: мальчик моет руки, девочка кормит котенка, мальчик ест суп.

Инструкция: Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Что происходит на картинке?» Ребенок должен ответить: « Мальчик моет руки», «Девочка кормит котенка», «Мальчик ест Суп».

«Где сидит мишка?»

Цель: построение предложений с простыми предлогами.

Оборудование: мишка, стул.

Инструкция: Логопед сажает мишку на стул и спрашивает: «Где сидит мишка?» Ребенок должен ответить, что мишка сидит на стуле.

Затем логопед сажает мишку под стул и задает тот же вопрос.

Ребенок отвечает, что мишка сидит под стулом.

«Кто что делает?»

Цель: построение предложений по демонстрации действий.

Оборудование. Принадлежности для рисования, игрушки. Логопед вызывает к себе двух девочек и даёт им задания: « Марина, рисуй», «Лена, Играй».

Инструкция: Логопед задаёт вопрос: «Что делает Марина?» Ребенок должен ответить, что Марина рисует. Затем задает вопрос: «Что делает Лена?», ребенок отвечает, что Лена играет.

«Чей, Чья?»

Цель: согласование личных местоимения «мой» , «моя» - с именами существительными. Оборудование. Карандаш, лента, кольцо. Логопед раздаёт Алене ленту, Юре - карандаш, а себе берёт кольцо.

Инструкция: Логопед берёт в руки кольцо и говорит: «Кольцо моё». Задаёт вопросы: «Лента чья?»; «Карандаш чей?» Алена отвечает: «Лента моя», а Юра отвечает: «Карандаш мой».

Блок - 6.

«Курочка Ряба»

Цель: развитие навыков пересказа.

Оборудование: книга со сказками.

Инструкция: Логопед читает сказку «Курочка Ряба», просит внимательно ее послушать. Затем просит ребенка повторить прочитанное. Логопед следит за правильной последовательностью предложений и их правильным оформлением.

«Теремок»

Цель: развитие навыков пересказа.

Оборудование: книга со сказками.

Информация о работе Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии