Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:23, курсовая работа
Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста
1.1 Основные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития речи в онтогенезе
1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.3 Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
2.1 Проведение обследования речевого развития детей раннего возраста
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.3 Анализ результатов эффективности использования педагогической программы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (Л. В. Антакова-Фомина, Е. И. Есенина, М. М. Кольцова) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого нарушения у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит ещё и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Анализ методики О.Е.Громовой по формированию начального детского лексикона.
Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько основных этапов. Это подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и три этапа основного цикла (I этап -- 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные занятия -- подгрупповые; II этап -- 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап -- 18 занятий, из них 3 итоговых). Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка с целью определения индивидуального уровня развития слухового и зрительного внимания малыша.
Занятия основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми раннего возраста. В мини-группу (три ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему речь. В начале Основного цикла занятия могут быть и очень короткими -- 5--7 минут. И все-таки надо стремиться к тому, чтобы в конце цикла ребенок мог «заниматься» до 30 минут.
Итоговые занятия (в основном цикле таких занятий 10) следует проводить со всеми детьми в группе.
Для осуществления динамического наблюдения за развитием детской речи используют таблицы оценки индивидуальных достижений ребенка и опросник для родителей.
Таким образом, по данным специальной литературы основными направлениями профилактики речевых нарушений являются следующие: формирование моторной сферы, развитие высших психических функций, развитие экспрессивной, импрессивной речи и работа с родителями.
Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее важным и ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
К концу преддошкольного периода происходит значительный скачок в формировании словаря как количественного, так и качественного. Дети начинают использовать структуру простого распространенного предложения, употребляя простые грамматические категории речи. К трем годам жизни практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас, использует почти все части речи, предлоги и союзы. Нарушения речи могут быть вызваны разными причины. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов, а также в первые месяцы жизни после рождения. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Как биологические, так и социально-психологические факторы риска, воздействующие на детей первых трех лет жизни, могут повлиять на развитие речи и привести к нарушениям или задержке речевого развития.
Для профилактики нарушений речи детей раннего возраста необходимо: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.1 Обследование речевого
развития детей раннего
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Хрустальный башмачок» города Тамбова, где были сформированы экспериментальная и контрольная группы.
В эксперименте принимали участие 20 детей. Из них 10 человек входили в экспериментальную группу и 10 человек входили в контрольную группу.
В экспериментальной педагогической работе принимали участие 2 воспитателя, учитель-логопед, музыкальный руководитель, 10 родителей детей экспериментальной группы.
Все дети экспериментальной и контрольной группы одного возраста (2,5-3 лет).
Наша исследовательская работа по обозначенной проблеме состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапа педагогического эксперимента.
Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление уровня речевого развития детей 2,5-3 лет.
Сведения о детях экспериментальной и контрольной группы приведены в таблице 1 и 2.
Таблица 1. Сведения о детях экспериментальной группы
№ п/п |
Имя ребенка |
Возраст на момент обследования |
Неврол. статус |
Раннее речевое развитие |
Звукопроизношение |
||||||||||||||||||||
Гуление |
Лепет |
Первые слова |
Сигматизм свичтящих |
Сигматизм шипящих |
Ламбдацизм |
Ротоцизм |
Другие нарушения |
||||||||||||||||||
1. |
Тимур К. |
2,5 года |
ЗРР |
4 |
7 |
1,2 |
м\з |
н\у |
г\г |
нет |
|||||||||||||||
2. |
Илья Ш. |
2,5 года |
ЗРР |
5 |
8 |
1,2 |
м\з |
н\у |
- |
нет |
|||||||||||||||
3. |
Алена С. |
2,5 года |
ЗРР |
5 |
8 |
1,3 |
м\з |
н\у |
г\г |
- |
|||||||||||||||
4. |
Настя М. |
2,6 года |
ММД |
6 |
7 |
1,2 |
- |
- |
г\г |
нет |
|||||||||||||||
5. |
Ксюша М. |
2,7 года |
ММД |
6 |
8 |
1,1 |
- |
- |
- |
нет |
|||||||||||||||
6. |
Диана О. |
2,6 года |
|||||||||||||||||||||||
. |
Дима С. |
2,7 года |
ПЭП |
4 |
7 |
1,2 |
- |
н\у |
- |
нет |
|||||||||||||||
8. |
Ирина П. |
2,7 года |
ЗРР |
5 |
8 |
1,1 |
м\з |
н\у |
г\г |
- |
|||||||||||||||
9. |
Женя Г. |
2,5 года |
ЗРР |
5 |
7 |
1,2 |
- |
н\у |
- |
нет |
|||||||||||||||
10. |
Алеша С. |
2,6 года |
ПЭП |
5 |
7 |
1,2 |
м\з |
н\у |
г\г |
нет |
|||||||||||||||
Таблица 2. Сведения о детях контрольной группы
№ п/п |
Имя ребенка |
Возраст на момент обсл-вания |
Неврол. статус |
Раннее речевое развитие |
Звукопроизношение |
|||||||
Гуление |
Лепет |
Первые слова |
Сигматизм свичтящих |
Сигматизм шипящих |
Ламбдацизм |
Ротоцизм |
Другие нарушения |
|||||
1. |
Кирилл С. |
2,6 года |
ММД |
5 |
7 |
1,2 |
м\з |
н\у |
г\г |
Нет |
||
2. |
Ксюша М. |
2,7 года |
ЗРР |
5 |
7 |
1,1 |
- |
н\у |
м\з |
Нет |
||
3. |
Вика В. |
2,7 года |
ММД |
5 |
8 |
1,2 |
- |
- |
м\з |
Нет |
||
4. |
Артем К. |
2,5 года |
ЗРР |
6 |
9 |
1,3 |
м\з |
н\у |
г\г |
Нет |
||
5. |
Влад Д. |
2,7 года |
ЗРР |
5 |
8 |
1,1 |
- |
н\у |
- |
Нет |
||
6. |
Лиза Ф. |
2,5 года |
ММД |
6 |
9 |
1,2 |
м\з |
- |
- |
Нет |
||
7. |
Миша З. |
2,6 года |
ПЭП |
4 |
7 |
1,1 |
- |
н\у |
г\г |
Нет |
||
8. |
Влад Н. |
2,6 года |
ЗРР |
4 |
7 |
1 |
- |
- |
м\з |
Нет |
||
9. |
Юра Ш. |
2,7 года |
ПЭП |
4 |
8 |
1,1 |
м\з |
- |
м\з |
- |
||
10. |
Юля Н. |
2,6 года |
ЗРР |
4 |
7 |
1,1 |
- |
н\у |
- |
- |
||
Диагностический комплекс обследования уровня
Блок 1. Цель: обследование фонематического слуха.
Задание 1.
Цель: определение уровня развития фонематического слуха.
Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Л].»
Логопед произносит звуки [C], [Ш], [Л], [Р].
Задание 2.
Цель: определение уровня развития фонематического слуха.
Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [С]; топни, когда услышишь звук [З]».
Логопед произносит слоги: СА-ЗО-УС-ИЗ.
Задание 3.
Цель: определение уровня развития фонематического слуха.
Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Ш]».
Логопед произносит слова: собака, кошка, лук, рука.
Критерии оценки уровня развития фонематического слуха.
1 балл - ребёнок не справился с заданием.
2 балла - ребёнок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребёнок самостоятельно справляется с заданием.
Блок 2. Цель: обследование слухового ритма.
Задание .1.
Цель: обследование воспроизведения ритма серии простых ударов.
Оборудование. Барабан.
Инструкция: «Послушай и повтори».
Логопед простукивает серию простых ударов //-//…….
Задание 2.
Цель: обследование воспроизведения ритма серии простых ударов. Оборудование. Барабан.
Инструкция: «Послушай и повтори».
Логопед простукивает серию простых ударов ///-///……….
Задание 3.
Цель: обследование воспроизведения ритма серии простых ударов. Оборудование. Барабан.
Инструкция: «Послушай и повтори».
Логопед простукивает серию простых ударов //-/-//-/……...
Критерии оценки обследования слухового ритма.
1 балл - ребёнок не выполняет
задание или выполняет
2 балла - ребёнок справляется с заданием со второй попытки.
3 балла - ребёнок самостоятельно справляется с заданием.
Блок 3. Цель: обследование артикуляционной моторики.
Задание .1.
Цель: выявление умения удерживать язык широким и узким.
Инструкция: Логопед просит ребенка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержать его в таком положении. Затем ребенка просят приподнять язык вверх и сделать его узким.
Задание 2.
Цель: выявление состояния боковых краев языка и умение касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта.
Инструкция: Логопед просит ребенка приоткрыть рот, улыбнуться, высунуть язык вперед и выполнить им движение от левого угла рта к правому и наоборот, соблюдая ритм маятника (тик-так).
Задание 3.
Цель: выявление умения переходить с одной артикуляционной позы в другую.
Инструкция: Логопед просит ребенка улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, затем вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.
Информация о работе Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии