Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста
1.1 Основные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития речи в онтогенезе
1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.3 Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
2.1 Проведение обследования речевого развития детей раннего возраста
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.3 Анализ результатов эффективности использования педагогической программы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по предупреждению нарушений речи.docx

— 72.82 Кб (Скачать файл)

- в 10 мес. понимает только названия  предметов и игрушек,

- 12 - 14 мес. узнает их на картинках,

- 15 - 18 мес. узнает их на сюжетной  картинке.

4 уровень - понимает названия действий  в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит?», «Кто спит?» и т.д.

- в 2 года понимает двухступенчатую  инструкцию: «Пойди в кухню, принеси  чашку», «Возьми платок, вытри нос»  и т.д.

- в 2 года 6 мес. понимает значение  предлогов в привычной конкретной  ситуации, в привычной ситуации  начинает понимать вопросы косвенных  падежей: «На чем ты сидишь», «Во  что ты играешь» и т.д.

5 уровень - понимает прочитанные  короткие рассказы и сказки  в 2 года 6 мес. - 3 года.

6 уровень - к 4 годам понимает значение  сложноподчиненных предложений, понимает  значение предлогов вне привычной  конкретной ситуации [15].

Развитие словаря у ребенка, с одной стороны, тесно связано с развитием мышления и др. психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности.

Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.

На первых стадиях знакомства со словом ребенок не может еще усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен не полного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.

В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 года до 2,5 лет, отмечается явление сдвинутой референции, или «растяжения» значения слова. При этом отмечается перенесение значения одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Он использует слово для названия целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков - «форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества» и др., а также общее функциональное назначение предметов [2].

Несколько степеней обобщения слов по смыслу выделяет Л.Б. Федоренко:

- нулевой стадией обобщения  являются собственные имена и  названия единичного предмета; в  возрасте от одного года до  двух лет дети усваивают слова, соотнося названия только с  конкретным предметом; названия  предметов, т.о. является для них такими же именами собственными, как и имена людей;

- ко второму году жизни ребенок  усваивает слова первой степени  обобщения, т.е. начинает понимать  обобщающее значение наименований  однородных предметов, действий, качеств - имен нарицательных;

- в возрасте трех лет дети  начинают усваивать слова второй  степени обобщения, обобщающие родовые  понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие  обобщенно название предметов, действий, признаков в форме имен существительных (полет, плаванье, чернота);

- примерно к пяти-шести годам  жизни дети усваивают слова, обобщающие  родовые понятия, т.е. слова третей  степени обобщения (растения - деревья, травы, цветы; движение - бег, плавание, полет), которые являются более  высоким уровнем обобщения для  слов второй степени обобщения.

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводит к постепенному количественному росту словаря.

По данным В. Штерна, к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам - 200-300, к 3 годам - 1000-1100, к 4 годам - 1600, к 5 годам - 2200 слов.

По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырех летнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц [7].

Формирование словаря у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь у ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующем в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка. Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время недостаточной сформированности других языковых обобщений.

Механизм детского словотворчества связывается с формированием языкового обобщения, с явлением генерализации, со становлением системы словообразования.

По мнению Н.Х. Швачкина, ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: интонация (в 4--6 мес.), ритм (6--12 мес.) и звуковой состав слова (после года). Способность воспринимать звуковой состав слова, и есть то, что мы обычно называем фонематическим слухом. Достаточная степень развития фонематического слуха является необходимой предпосылкой начала продуцирования речи.

В начальном детском лексиконе обычно присутствуют все гласные звуки, кроме [Ы], который обычно заменяется звуком [И].

У большинства детей следующий порядок усвоения согласных: губные появляются раньше язычных, твердые губные -- раньше мягких губных, а мягкие зубные -- раньше твердых; смычные -раньше щелевых, свистящие -- раньше шипящих. Подобный порядок наблюдается и в других языках мира -- он универсален.

Для всех детей можно отметить общие закономерности; губные усваиваются раньше, чем язычные, взрывные -- раньше, чем щелевые. Последнее объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать органы речи приближенными друг к другу для образования щели, необходимой для прохода воздушной струи. Те звуки, которые ребенок еще не в состоянии произнести, он либо пропускает, либо (чаще) заменяет другими. Явление замены одного звука другим носит название субституции. Субституция -- естественный процесс, без которого невозможно овладение звуковой системой родного языка. Общее правило замещения отсутствующего звука было сформулировано А. Н. Гвоздевым, который отмечал, что чаще всего на месте отсутствующего звука возникает звук, наиболее тождественный по артикуляционным свойствам, более всех к нему приближающийся.

Анализируя начальный детский словарь, нетрудно заметить, что в нем преобладают слоги согласный плюс гласный (открытые). Поэтому те из слов, которые содержат закрытые слоги, подвергаются модификации: конечный согласный может усекаться, и слог становится открытым. В речи детей от года до двух лет наблюдается явление дистантной ассимиляции (уподобления) звуков, суть которого состоит в воздействии одного звука на другой, при котором происходит частичное (по активному органу или способу образования) или полное уподобление одного звука другому в пределах слова. Это явление распространено в речи детей в неодинаковой степени.

Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др.

В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие три периода формирования грамматического строя речи:

I период - период предложений состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1года 10 мес.). Этот период включает в себя два этапа:

1) Этап однословного предложения (от 1 года 3мес. до 1года 8 мес.). На этом  кратковременном этапе ребенок  использует лишь отдельные слова  в роли предложений. В речи  ребенка лишь небольшое количество  слов, которые используются для  выражения его желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения  смысла своего высказывания ребенок  использует жесты, интонацию. Первые  слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической  формы. Это аморфные-слова корни. В различных предложениях они  используются в одинаковом звуковом  оформлении, без изменения. Основную  часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, мяу), лепетные слова (ди, мокко).

2) Этап предложений из нескольких  слов-корней (от 1 года 8мес. до 1 года 10 мес.). На этом этапе ребенок объединяет  в одном высказывании сначала  два, затем три слова, то есть  в речи ребенка появляется  фраза. Грамматическая связь между  словами отсутствует. Ребенок объединяет  слова в высказывания, связывая  их только интонацией, общностью  ситуации. При этом слова используются  в предложениях в одной и  той же аморфной неизменяемой  форме. Существительные употребляются  либо в именительном падеже  ед. числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены  либо в неопределенной форме 2-го  лица ед. числа повелительного  наклонения (дай, ниси, пать).

При комбинировании аморфных слов-корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выбора нужной грамматической формы и употребляет одинаковые формы слова в различных словосочетаниях.

II период - период усвоения грамматической  структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает  в себя три этапа:

1) Этап формирования первых форм  слов (1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.). На этом  этапе формирования грамматического  строя речи дети начинают замечать  различную связь между словами  в предложении. В отличии от  предыдущего этапа, ребенок начинает  использовать в речи различные  формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами  существительных являются следующие: формы именительного падежа ед. и мн. числа с окончанием «ы», «и», формы винительного падежа  с окончанием «у», иногда появляются  формы родительного падежа с  окончанием «ы», окончание «е»  для обозначения места, при этом  предлог не употребляется. Первыми  грамматическими формами глаголов  являются: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, формы 3-го лица  ед. числа настоящего времени  без чередования в основе, возвратные  и невозвратные глаголы. К двум  годам появляются прилагательные, чаще в именительном падеже  ед. числа мужского и женского  рода, но без согласования с  существительными.

2) Этап использования флективной  системы для выражения синтаксических  связей слов (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.). Словоизменения в русском  языке характеризуется большим  разнообразием флексий (окончаний), которые систематизируются при  формообразовании в различные  типы склонения имен существительных  и спряжения глаголов. Из-за сложности  флективной системы ребенок не  может одновременно усвоить все  формы словоизменения.

В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А.Н. Гвоздев называет «главенствующими». Другие варианты окончаний, выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они заменяются продуктивными флексиями. Так, формы существительных родительного падежа мн. числа имеют несколько вариантов окончаний:

«-ов», нулевое окончание, «- ей», среди которых продуктивной флексией является окончание «-ов» (много ложков, ножов) [7].

Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. В начале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных (молотоком, левы, человеки).

Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования, позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила. На этом этапе в детской речи встречается много грамматических неточностей.

3) Этап усвоения служебных слов  для выражения синтаксических  отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). Характерной  особенностью нормального речевого  развития является то, что усвоение  предлогов происходит лишь после  усвоения основных наиболее функциональных  грамматических элементов языка - флексий. На начальных этапах  речевого развития в детской  речи отсутствуют предлоги. Но  этот период не продолжителен. Научившись выделять и использовать  флексию, ребенок затем вводит  в эту конструкцию и не достающий  третий элемент - предлог, выражая  лексико-грамматическое значение  с помощью предлога и флексии. На этом этапе ребенок правильно  употребляет простые предлоги  и многие союзы. На этом этапе  закрепляется согласование прилагательных  с существительными в косвенных  падежах, продолжается развитие  в речи сложносочиненного и  сложноподчиненного предложений, усваиваются  многие служебные слова.

Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы, однако морфологическая система языка усвоена еще не в полной мере.

III период - период дальнейшего усвоения  морфологической системы (от 3 лет  до 7 лет). В этот период ребенок  систематизирует грамматические  формы по типам склонения и  спряжения, усваивает многие единичные  формы, исключения.

В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частичными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.

Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического овладения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Активно повторяя за взрослым, малыш с энтузиазмом «учит» все новые и новые слова, иногда воспроизводя уже целые высказывания (идем гулять, Ваня пачет (плачет). И наконец, примерно к 2 годам в речи ребенка появляются первые фразы, сконструированные самостоятельно из нескольких слов. Эти первые высказывания еще очень далеки от совершенства, в них преобладают наиболее хорошо усвоенные ребенком «лепетные» глаголы (бух, прыг, кап-кап) в сочетании с номинациями (мама, дядя, имя ребенка). Однако их появление знаменует собой важнейший шаг, сделанный в коммуникативном развитии ребенка. Малыш теперь сам стремится «развернуть» свое высказывание, чтобы донести информацию до своего собеседника в более понятной и, что самое важное, речевой форме. К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы. К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.

Информация о работе Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии