Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:23, курсовая работа
Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста
1.1 Основные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития речи в онтогенезе
1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.3 Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
2.1 Проведение обследования речевого развития детей раннего возраста
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.3 Анализ результатов эффективности использования педагогической программы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
2.3 Анализ эффективности
Целью контрольного этапа эксперимента являлось определение эффективности использования экспериментальной программы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста.
Экспериментальная программа апробировалась в течение 3 месяцев (февраль, март, апрель) в условиях экспериментальной группы детей раннего возраста на базе МБДОУ комбинированного вида детский сад № 3 «Хрустальный башмачок» города Тамбова и реализовывалась учителем-логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями с целью профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.
Сравнительный анализ результатов повторной диагностики уровня речевого развития с результатами констатирующего этапа эксперимента у детей экспериментальной группы
По результатам первоначальной диагностики обследования уровня речевого развития у детей раннего возраста у 5 детей экспериментальной группы был выявлен низкий уровень речевого развития, что составило 50%. У 5 детей экспериментальной группы речевое развитие достигало среднего уровня, что составляло 50%.
После того как с детьми экспериментальной группы была проведена профилактическая работа по разработанной нами экспериментальной программе, результаты повторного диагностического обследования показали, что у 3 детей, а это 30%, речевое развитие достигло высокого уровня, а у 5 детей (50%) достигло среднего уровня. И только у 2 детей (20%) уровень речевого развития остался на низком уровне. Для сравнения результатов констатирующего этапа эксперимента и результатов диагностики после внедрения экспериментальной программы была выстроена столбчатая диаграмма, которая отражена на рисунке 5.
Рисунок 5. Диаграмма, демонстрирующая динамику речевого развития детей, вошедших в экспериментальную группу, до и после использования комплекса игровых упражнений по профилактике нарушений речи (данные контрольного эксперимента )
При сравнительном анализе результатов в экспериментальной группе можно проследить положительную динамику речевого развития детей раннего возраста: - количество детей с высоким уровнем речевого развития увеличилось на 30%; (30-0=30); - количество детей с низким уровнем речевого развития уменьшилось на 30 %; (50-20=30); - средний уровень речевого развития у детей экспериментальной группы остался таким же.
Качественный анализ
В результате сравнительного анализа нарушений речевого развития у детей раннего возраста экспериментальной группы до и после использования программы по профилактике нарушений речи можно проследить положительную динамику, а именно: до использования программы у детей отмечались: нарушение фонематического слуха, слухового ритма, артикуляционной и мелкой моторики, синтаксические и морфологические ошибки при построении предложений. После использования в работе с детьми программы по профилактике нарушений речи, уровень речевого развития повысился.
Сравнительный анализ результатов повторной диагностики речевого развития с результатами констатирующего этапа эксперимента у детей контрольной группы
Количественный анализ
Далее мы сравнивали первоначальные результаты обследования детей раннего возраста контрольной группы с результатами после трех месяцев отсутствия профилактической работы с детьми раннего возраста. Результаты отражены в столбчатой диаграмме на рисунке 6.
Рисунок 6. Диаграмма, демонстрирующая динамику речевого развития детей, вошедших в контрольную группу (специальный комплекс игровых упражнений по профилактике нарушений речи с этими детьми не проводился) (данные контрольного эксперимента )
Результаты повторного диагностического обследования улучшились:
- сократилось число детей с низким уровнем на 20%; (40-20=20);
- увеличилось число детей со средним уровнем на 20%.(80-60=20).
Высокий уровень речевого развития не выявлен.
Качественный анализ
В результате сравнительного анализа речевого развития у детей раннего возраста контрольной группы после трех месяцев отсутствия профилактической работы можно проследить положительную динамику. Уровень сформированности речевого развития повысился незначительно, у детей остаются определённые трудности в речевом развитии: отмечаются нарушения фонематического слуха, слухового ритма допускают морфологические и синтаксические ошибки при построении предложений.
Сравнительный анализ результатов повторной диагностики речевого развития у детей раннего возраста экспериментальной группы с результатами повторной диагностики детей контрольной группы
Сравнительный количественный анализ
Для определения эффективности разработанной нами экспериментальной программы необходимо было сравнить полученные результаты обследования уровня речевого развития экспериментальной группы после применения комплекса игровых упражнений по профилактике нарушений речи с результатами детей контрольной группы. Данные сравнительного анализа представлены в столбчатой диаграмме на рисунке 7.
Рисунок 7. Диаграммы, демонстрирующие результаты сравнительного анализа речевого развития детей, вошедших в экспериментальную и контрольную группы (данные контрольного эксперимента )
Сравнительный количественный анализ показал, что профилактическая работа по экспериментальной программе, направленная на профилактику нарушений речи у детей раннего возраста в экспериментальной группе дала более эффективные результаты, чем у детей контрольной группы. Эти факты подтверждаются наличием положительной динамики высокого уровня речевого развития: 3 детей экспериментальной группы достигли высокого уровня (30%), и 2 ребёнка остались на низком уровне (18%), на среднем уровне - 5 детей (50%). В контрольной группе низкий уровень остался у 2 детей (20%), а среднего уровня достигли 8 детей (80%). Трудности у детей контрольной группы возникали в развитии фонематического слуха и слухового ритма, трудностях при построении предложений.
Сравнительный качественный анализ
Сравнительный анализ результатов повторной диагностики уровня речевого развития у детей раннего возраста экспериментальной группы с результатами повторной диагностики детей контрольной группы, подтвердил наличие более положительной динамики в речевом развитии у детей экспериментальной группы, чем у детей контрольной группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемая нами экспериментальная программа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста способствует предотвращению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Для предупреждения возникновения нарушений речи было проведено опытно-экспериментальное исследование уровня речевого развития детей 2,5-3 лет, которое включало в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Вся экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ комбинированного вида детский сад № 3 «Хрустальный башмачок».
На этапе констатирующего эксперимента нами был разработан диагностический комплекс, который состоял из 16 заданий, направленных на исследование уровня речевого развития детей раннего возраста.
Результаты диагностического исследования показывают, что у 50% детей раннего возраста экспериментальной группы и у 40% детей раннего возраста контрольной группы выявлен низкий уровень речевого развития. У 50% детей экспериментальной группы и у 60% детей контрольной группы средний уровень речевого развития.
В результате качественного анализа результатов диагностического исследования уровня речевого развития детей раннего возраста экспериментальной и контрольной групп было выявлено, что наибольшие трудности у детей вызывали задания на исследование фонематического слуха, слухового ритма, артикуляционной и мелкой моторики, умения построения предложений.
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и реализована экспериментальная программа по профилактике нарушений речи в условиях экспериментальной группы детей раннего возраста, которая включала в себя 6 этапов. Для реализации этой программы нами был подобран и адаптирован набор игр, который состоит из шести блоков: 1 блок - игры, направленные на развитие фонематического слуха; 2 блок - игры, направленные на развитие слухового ритма; 3 блок - игры, направленные на развитие артикуляционной моторики; 4 блок - игры, направленные на развитие мелкой моторики; 5 блок - игровые упражнения, направленные на усвоение морфологических и синтаксических правил построения предложений; 6 блок - игровые упражнения, направленные на формирование навыков пересказа. После внедрения программы было проведено повторное исследование уровня речевого развития детей раннего возраста.
Сравнительный количественный анализ показал, что профилактическая работа по экспериментальной программе по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста экспериментальной группы дала более эффективные результаты, чем у детей контрольной группы. Эти факты подтверждаются наличием положительной динамики высокого уровня речевого развития: 3 детей (30%) экспериментальной группы достигли высокого уровня, 2 ребёнка (20%) остались на низком уровне, а у 5 детей остался средний уровень (50%). В контрольной группе низкий уровень остался у 2 детей (20%), а среднего уровня достигли 8 детей (80%).
На этапе контрольного эксперимента был проведен сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов. Данные контрольного эксперимента позволили сделать вывод о том, что предлагаемая нами программа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста способствовала повышению уровня речевого развития детей и может быть использована в системе дошкольных учреждений учителем-логопедом.
речевой нарушение логопедический профилактика
Заключение
Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
Актуальность исследования этой проблемы подтверждается взглядами современных исследователей о профилактике нарушений речи у детей раннего возраста.
В ходе исследования были реализованы поставленные задачи:
1. Изучены современные
подходы к исследованию
2. Разработан диагностический
комплекс для исследования
3. Обработаны результаты и сделаны выводы по данным обследования.
4. В ходе работы была
теоретически обоснована и
Результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось изучение уровня речевого развития детей раннего возраста, показали, что у 50% детей раннего возраста экспериментальной группы и у 40% детей раннего возраста контрольной группы выявлен низкий уровень речевого развития. У 50% детей экспериментальной группы и у 60% детей контрольной группы средний уровень речевого развития.
Основной целью формирующего эксперимента была апробация программы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста. Профилактическая работа организовывалась по четырем направлениям: для учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей.
Апробировалась разработанная программа ежедневно на фронтальных занятиях в течение 3 месяцев (февраль, март, апрель) с детьми в экспериментальной группе.
После проведения профилактической работы нами было проведено повторное диагностическое исследование уровня речевого развития детей раннего возраста, с целью проверки эффективности влияния педагогической программы по профилактике речевых нарушений.
Сравнительный количественный анализ показал, что профилактическая работа по экспериментальной программе по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста экспериментальной группы дала более эффективные результаты, чем у детей контрольной группы. Эти факты подтверждаются наличием положительной динамики высокого уровня речевого развития: 3 детей (30%) экспериментальной группы достигли высокого уровня, 2 ребёнка (20%) остались на низком уровне, а у 5 детей остался средний уровень (50%). В контрольной группе низкий уровень остался у 2 детей (20%), а среднего уровня достигли 8 детей (80%).
Следовательно, наша гипотеза о том, что эффективная профилактика задержки речевого развития в раннем возрасте будет способствовать предотвращению нарушений речи в дошкольном возрасте, подтвердилась.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая
работа с детьми раннего
3. Белякова Л.И., Дьякова
Е.А. Заикание. Учебное пособие для
студентов педагогических
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. М., 1992.
5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., АПН РСФСР,1961.
8. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Екатеринбург, 2007.
9. Громова О.Е. Методика
формирования начального
10. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. М., ТЦ Сера, 2004.
11. Гудонис В.П. Анализ причин
нарушения развития детей и
некоторые пути их
12. Динкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1981.
14. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994.
15. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. М., 1994.
16. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб, Союз, 2001.
Информация о работе Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии