Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста
1.1 Основные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития речи в онтогенезе
1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.3 Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
2.1 Проведение обследования речевого развития детей раннего возраста
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.3 Анализ результатов эффективности использования педагогической программы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по предупреждению нарушений речи.docx

— 72.82 Кб (Скачать файл)

Критерии оценки уровня сформированности артикуляционной моторики.

1 балл - отсутствие удержания  поз, трудности переключения речевых  движений.

2 балла - незначительные трудности  в удержании поз и переключении.

3 балла - четкое выполнение  движений.

Блок 4. Цель: выявление синтаксических и морфологических аграмматизмов.

Задание 1.

Цель: выявление умений составлять простое распространённое предложений по сюжетной картинке.

Оборудование. Сюжетная картинка: «Девочка поливает цветы».

Инструкция: Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Что происходит на картинке?».

Ответ ребёнка: Девочка поливает цветы.

Задание 2.

Цель: выявление умений согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде.

Оборудование. Предметные картинки: вишня, лимон, яблоко.

Инструкция: Логопед показывает предметные картинки и задает вопросы:

«Лимон какой по цвету?»; «Вишня какая по цвету?»; «Яблоко какого цвета?».

Ответы ребёнка: Лимон желтый. Вишня красная. Яблоко зелёное.

Задание 3.

Цель: выявление умений употреблять в предложении предлог под в простом предложении по сюжетной картинке.

Оборудование. Сюжетная картинка: «Мячик лежит под столом».

Инструкция: Логопед показывает картинки и даёт задание: «Внимательно посмотри на картинку. Ответь на вопрос: «Где лежит мячик?»

Ответ ребёнка: «Кубик лежит под книгой».

Критерии оценивания умений и навыков строить предложения, грамматически согласовывать слова в предложении.

1 балл - ребёнок не справился  с заданием.

2 балла - ребёнок справляется  с заданием с помощью педагога  или со второй попытки.

3 балла - ребёнок самостоятельно  справляется с заданием, правильно  отвечает на вопрос.

Блок 5. Цель: выявление уровня развития мелкой моторики.

Задание .1.

Цель: выявление умения удерживать позу кисти руки.

Инструкция: «Сделай как я».

Логопед ставит руку на локоть, выпрямляет и разводит в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажимает в кулак.

Задание 2.

Цель: выявление развития тонких движений пальцев рук.

Оборудование. Спички.

Инструкция: Логопед выкладывает из спичек кружок. Затем просит ребенка сделать такой же.

Задание 3.

Цель: выявление развития мелкой моторики, точных движений пальцев рук.

Оборудование. Карандаш, рисунок.

Инструкция: «Раскрась рисунок».

Критерии оценки развития мелкой моторики.

1 балл - ребёнок не справился  с заданием.

2 балла - ребёнок справляется  с заданием с помощью педагога, при раскрашивании выходит за  поля рисунка.

3 балла - ребёнок самостоятельно  справляется с заданием, раскрашивает  аккуратно, не выходит за поля  рисунка.

Блок 6. Цель: обследование связной речи.

Задание .1.

Цель: выявление сформированности навыков пересказа.

Оборудование. Книга со сказкой «Колобок».

Инструкция: «Я сейчас буду читать сказку. Слушай внимательно и постарайся запомнить ее. Когда я закончу, ты должен будешь рассказать эту сказку».

Критерии оценки развития связной речи.

1 балл - пересказ не доступен  для ребенка.

2 балла - ребёнок пересказывает  сказку с помощью педагога.

3 балла - ребёнок пересказывает  сказку по вопросам.

Учитывая, что диагностический комплекс состоял из 16 заданий, мы предлагаем использовать следующую шкалу для определения уровня речевого развития.

16-29 баллов - низкий уровень  речевого развития.

30-39 баллов - средний уровень  речевого развития.

40-48 баллов - высокий уровень  речевого развития.

Результаты проведённого логопедического обследования детей экспериментальной группы по выявлению уровня речевого развития приведены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты изучения речевого развития детей 2,5-3 лет (в экспериментальной группе)

 

Имя ребёнка

ФС

Ритм

Артикуляц. моторика

Фраза

Мелкая моторика

Пересказ

Итого

 

1.Тимур К.

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

29

 

2.Илья Ш.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

18

 

3.Алена С.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

18

 

4.Настя М.

3

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

32

 

5.Ксюша М.

3

2

2

2

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

33

 

6.Диана О.

3

2

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

2

2

36

 

7.Дима С.

2

2

1

2

1

1

2

2

1

2

2

2

3

2

2

2

29

 

8.Ирина П.

2

3

2

2

1

1

2

2

1

3

2

2

2

2

2

2

31

 

9.Женя Г.

2

2

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

2

2

1

2

24

 

10.Алена

3

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

31

 
                                     

Результаты проведённого логопедического обследования детей контрольной группы по выявлению уровня речевого развития приведены в таблице 4.

Таблица 4. Результаты исследования речевого развития детей 2,5-3 лет (в контрольной группе)

 

Имя ребёнка

ФС

Ритм

Артикуляц. моторика

Фраза

Мелкая моторика

Пересказ

Итого

 

1.Кирилл С.

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

29

 

2.Ксюша М.

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

30

 

3.Вика В.

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

2

3

2

2

2

30

 

4.Артем К.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

18

 

5.Влад Д.

3

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

33

 

6.Лиза Ф.

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

18

 

7.Миша З.

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

29

 

8.Влад Н.

3

2

2

3

2

1

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

34

 

9.Юра Ш.

3

2

2

3

2

2

2

2

1

3

2

2

3

2

3

2

36

 

10.Юля Н.

3

3

2

2

2

1

2

2

1

2

2

2

3

3

3

2

35

 
                                     

Проанализировав результаты исследования речевого развития детей экспериментальной и контрольной группы, и произведя необходимые расчёты, мы определили у детей уровень речевого развития.

Экспериментальная группа У 5 детей экспериментальной группы имеют низкий уровень речевого развития, что составляет 50%. У 5 детей экспериментальной группы был выявлен средний уровень речевого развития, что составляет 50%. Высокий уровень речевого развития у детей экспериментальной группы не выявлен. Отразим процентные показатели условного распределения детей экспериментальной группы в круговой диаграмме на рисунке 1.

Рисунок 1. Условное распределение детей, вошедших в эксперементальную группу, в соответствии с выявленными уровнями речевого развития

Контрольная группа

У 4 детей контрольной группы был выявлен низкий уровень речевого развития, что составляет 40%.

У 6 детей контрольной группы - средний уровень речевого развития, что составляет 60%

Высокий уровень речевого развития у детей контрольной группы не обнаружен.

Отразим процентные показатели условного распределения детей контрольной группы в круговой диаграмме на рисунке 2.

Рисунок 2. Условное распределение детей, вошедших в контрольную группу, в соответствии с выявленными уровнями речевого развития

Таким образом, у 50% детей экспериментальной группы и у 40% детей контрольной группы выявлен низкий уровень речевого развития.

У 50% детей экспериментальной группы и у 60% детей контрольной группы выявлен средний уровень речевого развития.

В ходе качественного анализа результатов диагностического обследования детей экспериментальной и контрольной группы было выявлено, что наибольшие трудности у детей вызывали задания на исследование фонематического слуха, слухового ритма, артикуляционной моторики. Дети испытывали затруднения в согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде, в употреблении предлогов, при пересказе сказки. Дети с трудом выполняли задание на выявление умений составлять простое распространённое предложений по сюжетной картинке. Итак, в результате использования специально разработанных диагностических приёмов было проведено обследование речевого развития детей раннего возраста в экспериментальной и контрольной группе. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о нарушении речевого развития, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Основной целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка программы для профилактики нарушений речи у детей раннего возраста.

Основными задачами формирующего этапа эксперимента являлись:

1. Определить основные  направления работы по профилактике  нарушений речи у детей раннего  возраста для учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и  родителей.

2. Разработать программу  по профилактике нарушений речи  у детей раннего возраста.

3. Составить перспективное  планирование профилактической  работы нарушений речи у детей  раннего возраста.

4. Апробировать программу  в условиях экспериментальной  группы на базе МБДОУ комбинированного  вида детский сад № 3 «Хрустальный  башмачок» города Тамбова.

С детьми контрольной группы занятия по развитию речи проводили воспитатели по программе «Детство».

Экспериментальная программа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Пояснительная записка.

Одной из основных целей реализации программы дошкольного образования является развитие детской речи. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии работу по профилактике нарушений речи необходимо проводить с раннего возраста.

Цель программы: профилактика нарушений речи у детей 2,5-3 лет.

Работа по этой программе проходила в 6 этапов. Для реализации этой программы нами был подобран и адаптирован набор игр, который состоит из шести блоков: 1 блок - игры, направленные на развитие фонематического слуха; 2 блок - игры, направленные на развитие слухового ритма; 3 блок - игры, направленные на развитие артикуляционной моторики; 4 блок - игры, направленные на развитие мелкой моторики; 5 блок - игровые упражнения, направленные на усвоение морфологических и синтаксических правил построения предложений; 6 блок - игровые упражнения, направленные на формирование навыков пересказа.

Игровые упражнения направлены на профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста и подчинены основной цели профилактической работы - предотвращение нарушений речи в дошкольном возрасте.

Реализация программы предполагает наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (картинок), который позволяет обеспечить:

- высокую активность детей;

- полный контроль усвоения  знаний и навыков;

- более экономное использование  учебного времени.

Все занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий.

Экспериментальная программа предполагает вовлечение в профилактическую работу воспитателей и родителей с целью закрепления навыков, сформированных учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

Раздел 1. Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста.

Информация о работе Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии