Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:23, курсовая работа
Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста
1.1 Основные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития речи в онтогенезе
1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.3 Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
2.1 Проведение обследования речевого развития детей раннего возраста
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.3 Анализ результатов эффективности использования педагогической программы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Критерии оценки уровня сформированности артикуляционной моторики.
1 балл - отсутствие удержания
поз, трудности переключения
2 балла - незначительные трудности
в удержании поз и
3 балла - четкое выполнение движений.
Блок 4. Цель: выявление синтаксических и морфологических аграмматизмов.
Задание 1.
Цель: выявление умений составлять простое распространённое предложений по сюжетной картинке.
Оборудование. Сюжетная картинка: «Девочка поливает цветы».
Инструкция: Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Что происходит на картинке?».
Ответ ребёнка: Девочка поливает цветы.
Задание 2.
Цель: выявление умений согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде.
Оборудование. Предметные картинки: вишня, лимон, яблоко.
Инструкция: Логопед показывает предметные картинки и задает вопросы:
«Лимон какой по цвету?»; «Вишня какая по цвету?»; «Яблоко какого цвета?».
Ответы ребёнка: Лимон желтый. Вишня красная. Яблоко зелёное.
Задание 3.
Цель: выявление умений употреблять в предложении предлог под в простом предложении по сюжетной картинке.
Оборудование. Сюжетная картинка: «Мячик лежит под столом».
Инструкция: Логопед показывает картинки и даёт задание: «Внимательно посмотри на картинку. Ответь на вопрос: «Где лежит мячик?»
Ответ ребёнка: «Кубик лежит под книгой».
Критерии оценивания умений и навыков строить предложения, грамматически согласовывать слова в предложении.
1 балл - ребёнок не справился с заданием.
2 балла - ребёнок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
3 балла - ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопрос.
Блок 5. Цель: выявление уровня развития мелкой моторики.
Задание .1.
Цель: выявление умения удерживать позу кисти руки.
Инструкция: «Сделай как я».
Логопед ставит руку на локоть, выпрямляет и разводит в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажимает в кулак.
Задание 2.
Цель: выявление развития тонких движений пальцев рук.
Оборудование. Спички.
Инструкция: Логопед выкладывает из спичек кружок. Затем просит ребенка сделать такой же.
Задание 3.
Цель: выявление развития мелкой моторики, точных движений пальцев рук.
Оборудование. Карандаш, рисунок.
Инструкция: «Раскрась рисунок».
Критерии оценки развития мелкой моторики.
1 балл - ребёнок не справился с заданием.
2 балла - ребёнок справляется с заданием с помощью педагога, при раскрашивании выходит за поля рисунка.
3 балла - ребёнок самостоятельно справляется с заданием, раскрашивает аккуратно, не выходит за поля рисунка.
Блок 6. Цель: обследование связной речи.
Задание .1.
Цель: выявление сформированности навыков пересказа.
Оборудование. Книга со сказкой «Колобок».
Инструкция: «Я сейчас буду читать сказку. Слушай внимательно и постарайся запомнить ее. Когда я закончу, ты должен будешь рассказать эту сказку».
Критерии оценки развития связной речи.
1 балл - пересказ не доступен для ребенка.
2 балла - ребёнок пересказывает сказку с помощью педагога.
3 балла - ребёнок пересказывает сказку по вопросам.
Учитывая, что диагностический комплекс состоял из 16 заданий, мы предлагаем использовать следующую шкалу для определения уровня речевого развития.
16-29 баллов - низкий уровень речевого развития.
30-39 баллов - средний уровень речевого развития.
40-48 баллов - высокий уровень речевого развития.
Результаты проведённого логопедического обследования детей экспериментальной группы по выявлению уровня речевого развития приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты изучения речевого развития детей 2,5-3 лет (в экспериментальной группе)
Имя ребёнка |
ФС |
Ритм |
Артикуляц. моторика |
Фраза |
Мелкая моторика |
Пересказ |
Итого |
|||||||||||
1.Тимур К. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
29 |
|
2.Илья Ш. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
18 |
|
3.Алена С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
18 |
|
4.Настя М. |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
32 |
|
5.Ксюша М. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
33 |
|
6.Диана О. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
36 |
|
7.Дима С. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
29 |
|
8.Ирина П. |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
31 |
|
9.Женя Г. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
24 |
|
10.Алена |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
31 |
|
Результаты проведённого логопедического обследования детей контрольной группы по выявлению уровня речевого развития приведены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты исследования речевого развития детей 2,5-3 лет (в контрольной группе)
Имя ребёнка |
ФС |
Ритм |
Артикуляц. моторика |
Фраза |
Мелкая моторика |
Пересказ |
Итого |
|||||||||||
1.Кирилл С. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
29 |
|
2.Ксюша М. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
30 |
|
3.Вика В. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
30 |
|
4.Артем К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
18 |
|
5.Влад Д. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
33 |
|
6.Лиза Ф. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
18 |
|
7.Миша З. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
29 |
|
8.Влад Н. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
34 |
|
9.Юра Ш. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
36 |
|
10.Юля Н. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
35 |
|
Проанализировав результаты исследования речевого развития детей экспериментальной и контрольной группы, и произведя необходимые расчёты, мы определили у детей уровень речевого развития.
Экспериментальная группа У 5 детей экспериментальной группы имеют низкий уровень речевого развития, что составляет 50%. У 5 детей экспериментальной группы был выявлен средний уровень речевого развития, что составляет 50%. Высокий уровень речевого развития у детей экспериментальной группы не выявлен. Отразим процентные показатели условного распределения детей экспериментальной группы в круговой диаграмме на рисунке 1.
Рисунок 1. Условное
Контрольная группа
У 4 детей контрольной группы был выявлен низкий уровень речевого развития, что составляет 40%.
У 6 детей контрольной группы - средний уровень речевого развития, что составляет 60%
Высокий уровень речевого развития у детей контрольной группы не обнаружен.
Отразим процентные показатели условного распределения детей контрольной группы в круговой диаграмме на рисунке 2.
Рисунок 2. Условное
Таким образом, у 50% детей экспериментальной группы и у 40% детей контрольной группы выявлен низкий уровень речевого развития.
У 50% детей экспериментальной группы и у 60% детей контрольной группы выявлен средний уровень речевого развития.
В ходе качественного анализа результатов диагностического обследования детей экспериментальной и контрольной группы было выявлено, что наибольшие трудности у детей вызывали задания на исследование фонематического слуха, слухового ритма, артикуляционной моторики. Дети испытывали затруднения в согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде, в употреблении предлогов, при пересказе сказки. Дети с трудом выполняли задание на выявление умений составлять простое распространённое предложений по сюжетной картинке. Итак, в результате использования специально разработанных диагностических приёмов было проведено обследование речевого развития детей раннего возраста в экспериментальной и контрольной группе. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о нарушении речевого развития, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Основной целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка программы для профилактики нарушений речи у детей раннего возраста.
Основными задачами формирующего этапа эксперимента являлись:
1. Определить основные
направления работы по
2. Разработать программу
по профилактике нарушений
3. Составить перспективное планирование профилактической работы нарушений речи у детей раннего возраста.
4. Апробировать программу
в условиях экспериментальной
группы на базе МБДОУ
С детьми контрольной группы занятия по развитию речи проводили воспитатели по программе «Детство».
Экспериментальная программа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Пояснительная записка.
Одной из основных целей реализации программы дошкольного образования является развитие детской речи. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии работу по профилактике нарушений речи необходимо проводить с раннего возраста.
Цель программы: профилактика нарушений речи у детей 2,5-3 лет.
Работа по этой программе проходила в 6 этапов. Для реализации этой программы нами был подобран и адаптирован набор игр, который состоит из шести блоков: 1 блок - игры, направленные на развитие фонематического слуха; 2 блок - игры, направленные на развитие слухового ритма; 3 блок - игры, направленные на развитие артикуляционной моторики; 4 блок - игры, направленные на развитие мелкой моторики; 5 блок - игровые упражнения, направленные на усвоение морфологических и синтаксических правил построения предложений; 6 блок - игровые упражнения, направленные на формирование навыков пересказа.
Игровые упражнения направлены на профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста и подчинены основной цели профилактической работы - предотвращение нарушений речи в дошкольном возрасте.
Реализация программы предполагает наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (картинок), который позволяет обеспечить:
- высокую активность детей;
- полный контроль усвоения знаний и навыков;
- более экономное использование учебного времени.
Все занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий.
Экспериментальная программа предполагает вовлечение в профилактическую работу воспитателей и родителей с целью закрепления навыков, сформированных учителем-логопедом и музыкальным руководителем.
Раздел 1. Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста.
Информация о работе Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии