Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:23, курсовая работа
Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В этот период развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, связанный с неблагополучным течением беременности и родов. Наиболее часто в неврологическом статусе таких детей прослеживаются диагнозы: ММД, ПЭП, ЗРР. В связи с этим, данная категория детей в современной науке называется «группой риска».
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста
1.1 Основные теоретические взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему развития речи в онтогенезе
1.2 Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
1.3 Основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста
2.1 Проведение обследования речевого развития детей раннего возраста
2.2 Педагогическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
2.3 Анализ результатов эффективности использования педагогической программы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Инструкция: Логопед читает сказку «Теремок», просит внимательно ее послушать. Затем просит ребенка повторить прочитанное. Логопед следит за правильной последовательностью предложений и их правильным оформлением.
«Репка»
Цель: развитие навыков пересказа.
Оборудование: книга со сказками.
Инструкция: Логопед читает сказку «Репка», просит внимательно ее послушать. Затем просит ребенка повторить прочитанное. Логопед следит за правильной последовательностью предложений и их правильным оформлением.
«Лиса и Журавль»
Цель: развитие навыков пересказа.
Оборудование: книга со сказками.
Инструкция: Логопед читает сказку «Лиса и Журавль», просит внимательно ее послушать. Затем просит ребенка повторить прочитанное. Логопед следит за правильной последовательностью предложений и их правильным оформлением.
В результате такой поэтапной работы профилактика нарушений речи с детьми раннего возраста будет более эффективной.
Приложение № 7. Картинный материал для развития фонематического слуха
Приложение №8. Картинный материал для развития артикуляционной моторики
Приложение №9. Картинный материал для обучения построению простого распространенного предложения
Приложение № 10. Тексты сказок для развития навыков пересказа
1. «Курочка Ряба»
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.
Старик бил-бил - не разбил; старуха била-била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.
Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.
Я снесу вам яичко другое, не золотое - простое».
2. «Теремок»
Стоит в поле теремок, не низок, не высок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
- Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
- Кто в теремочке живет?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
- Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок и стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
- Кто в теремочке живёт?
- Я, мышка-норушка!
- Я, лягушка-квакушка!
- А ты кто?
- А я зайчик-побегайчик.
- Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
- А кто в теремочке живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- А ты кто?
- А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
- Кто в теремочке живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
- А я волчок-серый бочок.
- Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
- Кто в теремочке живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
- Я, волчок-серый бочок.
- А ты кто?
- А я медведь косолапый.
- Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не может влезть и говорит:
- А я лучше у вас на крыше жить буду.
- Да ты нас раздавишь!
- Не-е, не раздавлю.
- Ну, тогда полезай!
Полез медведь на крышу и только уселся - трах-тарарах! - затрещал теремок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.
Лучше прежнего построили!
3. «Репка»
Посадил дед репку - выросла большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку.
4. «Лиса и Журавль»
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Приложение № 11. Конспект занятия по развитию навыков пересказа детей раннего возраста сказки «Курочка Ряба»
Цель: формирование навыка пересказа.
Задачи:
- активизировать речевую деятельность детей;
- учить детей внимательно
слушать текст и понимать
- формировать навыки подробного и последовательного рассказа
- формировать положительную
установку на участие в
- формировать доброжелательные отношения между педагогом и детьми.
Оборудование: книга со сказками.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте дети! К нам гости пришла кукла Маша. Она очень любит слушать сказки. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Логопед: Молодцы. Сегодня на занятии мы будем слушать сказку и учиться ее пересказывать.
2. Ход занятия:
Логопед: Я сейчас буду читать сказку «Курочка Ряба». Вы внимательно слушайте, и запоминайте.
Логопед читает сказку:
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.
Старик бил-бил - не разбил; старуха била-била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.
Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.
Я снесу вам яичко другое, не золотое - простое».
Логопед: А теперь вы будете отвечать на вопросы по сказке.
Вопросы по тексту:
1. Что снесла Курочка Ряба?
2. Яичко было простое?
3. Что хотели сделать с яичком старик со старухой?
4. Кто разбил яичко?
5. Что делали старик со старухой?
6. Кто успокоил старика со старухой?
7. Какое яичко снесла Курочка Ряба?
3. Динамическая пауза:
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).
4. Пересказ детей.
Логопед: А теперь вы будете пересказывать сказку «Курочка Ряба.
Дети пересказывают сказку.
5. Итог занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами учились пересказывать сказку «Курочка Ряба». Молодцы ребята, вы очень старались, Кукле Маше понравились все ваши сказки, я вами довольна.
Информация о работе Значение профилактической работы по предупреждению речевой патологии