Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 18:28, курсовая работа
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1999 г.) воспитание дошкольника призвано обеспечить развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..10
1.1Понятие «интеллект, интеллектуальное развитие», роль
интеллектуального развития …………………………………………………..10
1.2 Характеристика интеллектуального развития дошкольника…………….21
Глава 2 Игра как средство развития интеллекта……………………………..30
2.1 Роль игры в интеллектуальном развитии детей…………………………..30
2.2 Использование дидактических игр как средство развития интеллекта дошкольника……………………………………………………………………34
Глава 3 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
посредствам игры………………………………………………………………39
3.1 Программа эксперимента по развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством игр………………………………………39
3.2 Обоснование диагностического инструментария………………………..43
3.3 Подбор игр на интеллектуальное развитие детей………………………..46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………
Министерство общего профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Камышловский педагогический колледж»
Курсовая работа
Игра как средство интеллектуального развития детей
старшего дошкольного возраста
специальность 050141Дошкольное образование
Райкова С.,
студентка 41ДО
группы ЗО
Южакова О. Е.,
Камышлов 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические
основы интеллектуального развития детей
старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
1.1Понятие «интеллект, интеллектуальное развитие», роль
интеллектуального развития …………………………………………………..10
1.2 Характеристика интеллектуального развития дошкольника…………….21
Глава 2 Игра как средство развития интеллекта……………………………..30
2.1 Роль игры в интеллектуальном развитии детей…………………………..30
2.2 Использование
дидактических игр как
Глава 3 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
посредствам игры………………………………………………………………39
3.1 Программа
эксперимента по развитию
3.2 Обоснование диагностического инструментария………………………..43
3.3 Подбор игр на интеллектуальное развитие детей………………………..46
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В соответствии
с «Конвенцией
о правах ребенка» (1999 г.) воспитание дошкольника
призвано обеспечить развитие умственных,
духовных и физических способностей в
их самом полном объеме. Выполнение государственных
обязательств перед ребенком, семьей и
обществом в целом связано с обеспечением
равного старта развития для всех детей
и преемственности при переходе к следующему
возрастному периоду.
Образование призвано помогать ребенку
устанавливать свои отношения с обществом,
культурой человечества, в которых он
станет субъектом собственного развития.
В основе ценностных оснований личности
лежат знания о мире, природе, человеке,
как составляющей этого мира, о взаимоотношениях
между ними. Овладение детьми знаниями
обеспечивает определенный уровень их
интеллектуального развития.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Чем раньше с ребёнком начнут заниматься, тем больше творческих способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он проявит. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, и классификация, уметь устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями.
Методологической и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения отечественной педагогики об интеллектуальном развитии. В своей работе мы опираемся на теоретико-методологические исследования М.А. Холодной, В.В. Холмовской, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайловой.
Проблема детского интеллекта дискуссионная в мировой психологии и педагогике. Видные психологи (Ж. Пиаже, Б. Инельдер и др.) считают, что мышление дошкольника носит алогический, дооперационный характер и неспособно выделять существенные особенности в воспринимаемых предметах и явлениях, неспособно уловить закономерные связи и взаимоотношения между ними. Однако, ряд зарубежных и советских исследователей показывает, что алогизм, синкретизм мышления не являются каким-то неизменным качеством дошкольного возраста; они обнаруживаются преимущественно при стихийном ознакомлении ребенка с определенной областью действительности. По данным В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, а также Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина и др., изучавших закономерности умственного и речевого развития дошкольников, дети этого возраста при целенаправленном обучении начинают выделять не только частное, но и общее в окружающей действительности, ориентируясь на существенные свойства наблюдаемых объектов. Тесно связанные с упомянутыми психологическими работами, педагогические исследования А. М. Леушиной, Р. И. Жуковской, Н. П. Сакулиной и других позволили обогатить содержание программы по ознакомлению с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи. Детям не только давали представление о внешней, непосредственно воспринимаемой стороне действительности, но знакомили их с ближайшими причинами наблюдаемых явлений, с простейшими взаимозависимостями между ними и на этой основе учили ребенка мыслить, развивали его способность анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые факты, делать простейшие выводы и умозаключения. [37]
Для развития данных операций, необходимо использовать соответствующие методы. Согласно концепции обучения детей старшего дошкольного возраста, возрастных особенностей игра рассматривается, как ведущий вид деятельности, один из методов обучения детей этого возраста.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Значение игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном образовании подчеркнуто в Федеральном государственном требовании к структуре основной общеобразовательной программы от 23ноября 2009г (в соответствии с приказом №655)
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. [20]
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
В исследованиях советских и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Лнбшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И.. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривается своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Игра — самовыражение человека, способ его совершенствования.
Разрабатываемая теория игры имеет значение и для педагогики.
Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть ее «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Создание педагогической теории игры возможно только на основе глубокого проникновения в сущность игры и ее особенности.
Теория детских игр, разрабатываемая советской педагогикой и психологией, использует все прогрессивное, положительное, что накоплено в педагогике и психологии прошлого.
Особо важное значение для современной теории детской игры имеют основополагающие идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л, С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конпикова.Д. В. Менджерицкая, Р. М. Рим бург, Р. И. Жуковская, А. В. Чернов, Т.А.Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова и т. д.).В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, В. Р. Беспалова, 3.М. Богуславская, Б. И. Хачапуридзе, В Н. Аваиесова и т. д.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (И. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Н. В. Артемова и др.). [35]
Одной
из центральных задач
В настоящее время возникла необходимость обратить пристальное внимание специальному, целенаправленному интеллектуальному развитию, обучению детей дошкольного возраста.
На основе выше сказанного возникает противоречие между:
- пониманием значимости интеллектуального развития детей дошкольного возраста и недостаточным вниманием педагогов ДОУ к периоду дошкольного детства как первоначальной ступени интеллектуального развития личности ребенка.
- наличием
множества форм и средств
интеллектуального развития
Исходя из противоречий, можно сформулировать проблему исследования: поиск действенных средств интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Игра как средство интеллектуального развития старшего дошкольного возраста
Объект исследования: процесс интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра, направленная на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель на основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать значимость игр, способствующих интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: игра будет действенным средством интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, если:
С учетом определения цели и формулировки гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть
сущность интеллектуального
2. определить роль игры в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста;
3. рассмотреть
дидактическую игру как
4. составить программу эксперимента, направленного на определение возможностей игр в интеллектуальном развития детей старшего дошкольного возраста;
Методы исследования, используемые в работе:
- теоретический
анализ психолого-
Общенаучные методы:
Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста