Игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1999 г.) воспитание дошкольника призвано обеспечить развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..10
1.1Понятие «интеллект, интеллектуальное развитие», роль
интеллектуального развития …………………………………………………..10
1.2 Характеристика интеллектуального развития дошкольника…………….21
Глава 2 Игра как средство развития интеллекта……………………………..30
2.1 Роль игры в интеллектуальном развитии детей…………………………..30
2.2 Использование дидактических игр как средство развития интеллекта дошкольника……………………………………………………………………34
Глава 3 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
посредствам игры………………………………………………………………39
3.1 Программа эксперимента по развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством игр………………………………………39
3.2 Обоснование диагностического инструментария………………………..43
3.3 Подбор игр на интеллектуальное развитие детей………………………..46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Райкова Светлана.docx

— 192.08 Кб (Скачать файл)

 

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
    1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Хрестоматия по психологии. – С. 417 – 424.
  3. Гибсон Э., Гибсон Дж. Перцептивное научение: дифференциация или обогащение // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.: Педагогика, 1975.
  4. Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 5. – С. 17 – 25.
  5. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 11. – С. 43 – 46.
  6. Запорожец А. В. Психология. – М.: Просвещение, 1965. – 237 с.
  7. Иванов П. И. Психология. – М.: Госучпедгиз Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 346 с.
  8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей             дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
  9. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.
  10. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981.
  11. Левитов Н.Д. Детская и психологическая психология. – М.: Учпедгиз, 1960. – 426 с.
  12. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
  13. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 367 с.
  14. Маркова Т. Игра и труд в дошкольном детстве // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 12. – С. 12 – 18.
  15. Менжерицкая Д.В., Метлер И.А. Игра в дошкольном возрасте // Игра и труд в дошкольном возрасте / Под ред. С.С. Моложавого. – М.-Л., 1929.
  16. Менжерицкая Д.В. Воспитание о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. Т.А. Марковой. – М.; Просвещение, 1982 – 128с.
  17. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения // Хрестоматия по психологии / Под ред. В. В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1977. – С. 431 – 440.
  18. Мухина В. С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
  19. Немов Р. С. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
  20. Л. Г. Нисканен. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников М. ; 2002
  21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
  22. Обухова А. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А. В. Обухова. – М., Просвещение, 1964

 

  1. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. П. Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.
  2. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет. – М.: ОЛМА, 2007. – 784 с.
  3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная психологическая академия, 1994. – 680 с.
  4. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольников. – М.: Педагогика, 1977. – 272 с.
  5. Поддьяков Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 12. – С. 69 – 74.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1946. – 704 с.
  7. Савенков А. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 10. – С. 18 – 35.
  8. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. СПб., 1999
  9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – Т. 10. – М.: АПН РСФСР, 1950. – 638 с.
  10. Федорова А. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 19 – 21.
  11. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
  12. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 7. – С. 32 – 34.
  13. Чуприкова Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. – СПб.: Питер, 2006. – 448 с.
  14. Щетинина А.М. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика. – М.; ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека Воспитателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика «Что здесь лишнее?»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 2), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов

– ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов

– ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов

– ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла

– ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл

– ребенок за 3 мин не справился с заданием.


 

Выводы об уровне развития

10 баллов  – очень высокий.

8-9 баллов  – высокий.

4-7 баллов  – средний.

2-3 балла  – низкий.

0-1 балл  – очень низкий.

 

 

Рис. 2. Картинки к методике «Что здесь лишнее?»

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Методика «Времена года»

Ребенку показывают рис. 1 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

10 баллов

– за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов

– ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов

– ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов

– ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла

– ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).


 

Выводы об уровне развития

10 баллов  – очень высокий.

8-9 баллов  – высокий.

6-7 баллов  – средний.

4-5 баллов  – низкий.

0-3 балла  – очень низкий.

 

 

Рис 1. Картинки к методике «Времена года»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика «Раздели на группы»

Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка Ему показывают картинку, изображенную на рис 4, и предлагают следующее задание

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены»

На выполнение всего задания отводится 3 мин


Рис 4. Стимульный материал к методике «Раздели на группы»

Оценка результатов

10 баллов  – ребенок выделил все группы  фигур за время меньше чем 2.0 мин.

Это следующие фигуры; треугольник, круг, квадрат, ромб, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры

 

Замечание: Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп

 

8 -9 –  ребенок выделил все группы  фигур за время от 2.до 2.5.минут

6 -7 –  ребенок выделил все группы  фигур за время 2.5. до 3 минут

4-5 –  за время 3мин ребенок сумел  назвать только от 5 до 7 групп  фигур

2 -3 –  за время 3мин сумел выделить  только от 2 до 3 групп фигур

0 -1 –  за время 3 мин сумел выделить  не более одной группы фигур

 

Вывод об уровне развития

 

10 баллов  – очень высокий

8 – 9 баллов  – высокий

4 – 7 баллов  – средний

2 – 3 баллов  – низкий

0 – 1 балл  очень низкий

 

 

 

 

 

Таблица № 1

Уровни и критерии сформированности у детей операций логического мышления

Уровни

Критерии

Баллы

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Классификация

Высокий

За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле

За отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, назвав 6-10 признаков

За отведенное время (3 мин) нашел 12-15 отличий, назвал и показал

Ребенок решил поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснив, почему он и являются лишними

Ребенок выделил все группы фигур за время до2,5 мин

8-10

Средний

Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успел объяснить и сказать как должно быть на самом деле

Ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 1-5 признаков, подтверждающих его мнение

За отведенное время нашел 8-10 отличий

Ребенок справился с задачей от 1,5 до 2,5 мин

Ребенок выделил 7-9 групп фигур за время от 2,5 до 3 мин

5-7

Низкий

За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной

Ребенок правильно определил времена года меньше, чем на 3-х картинках и не назвал ни одного признака

За отведенное время нашел меньше, чем 8 отличий

Ребенок решил задачу за время более 3 мин, или вовсе не справился

За время 3 мин выделил меньше чем 5 групп фигур

0-4


 

 

Приложение 4

Игра «Где был Петя?»

Цель: активизировать процессы мышления

Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

Воспитатель рассказывает:

- Давайте  представим, будто в наш детский  сад пришел новый мальчик Петя. Вместе с воспитателем он пошел  осматривать детский сад. А вот  куда он заходил и что там  увидел, расскажет Петя. От имени  Пети будете рассказывать все  по очереди. Не называйте комнату  словом. Мы должны ее узнать  сами по вашему описанию.

Приводим примерные описания, данные детьми: «Петя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная.) «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая». (Зал.)

Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском саду, он считается проигравшим.

Вариант 2. Можно усложнить эту игру. Воспитатель при ее повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описывают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от участка другой.

Воспитателю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назвать одно и то же различными словами. Так, например, Даниил К. описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и увидел на полочках банки с разными фруктами, соками, компотами; в мешках была морковь, а в большом ящике картошка. Там было прохладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспитатель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище».

Воспитатель подтверждает правильность ответов детей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно назвать по-разному».

Вариант 3. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель говорит детям:

- Мы с  вами хорошо знаем наш город (или район), мы ходили на экскурсию, видели, какие учреждения, здания, улицы  есть в городе. А вот Петя  только недавно приехал в наш  город. Расскажите, где он уже  побывал и что увидел. А мы  отгадаем.

Дети рассказывают о библиотеке, школе, кинотеатре, главной улице и т. д.

Воспитатель помогает детям выделить наиболее существенные отличительные черты описываемого объекта, уточняет знания детей. Например, Катяа дала такое описание: «Петя зашел в дом. Там было много полок с книгами, люди стояли и рассматривали их». По этому описанию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или в библиотеке? Воспитатель уточняет рассказ ребенка: «Книги там продавали или выдавали?» - «Выдавали».— «Куда же попал Петя?» Дети отвечают: «В библиотеку»— «Что же было главным в описании Иры?» -спрашивает педагог.— «То, что книги там выдавали».— «Кто выдавал книги?»— «Библиотекарь».— «А кто продает книги?»— «Продавец».— «Где работает продавец?»— «В магазине». Так воспитатель уточняет и углубляет знания детей об окружающем.

Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста