Игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1999 г.) воспитание дошкольника призвано обеспечить развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..10
1.1Понятие «интеллект, интеллектуальное развитие», роль
интеллектуального развития …………………………………………………..10
1.2 Характеристика интеллектуального развития дошкольника…………….21
Глава 2 Игра как средство развития интеллекта……………………………..30
2.1 Роль игры в интеллектуальном развитии детей…………………………..30
2.2 Использование дидактических игр как средство развития интеллекта дошкольника……………………………………………………………………34
Глава 3 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
посредствам игры………………………………………………………………39
3.1 Программа эксперимента по развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством игр………………………………………39
3.2 Обоснование диагностического инструментария………………………..43
3.3 Подбор игр на интеллектуальное развитие детей………………………..46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Райкова Светлана.docx

— 192.08 Кб (Скачать файл)

Вариант 4. Воспитатель рассказывает о том, что Петя уехал с родителями отдыхать. Дети должны рассказать, куда бы мог поехать Петя и что бы он мог там увидеть.

Например, было дано такое описание: «Петя приехал к бабушке. Пошел с ней гулять и увидел длинный-длинный сарай, в нем было много свиней. Там их кормили, они ели и хрюкали». Дети отвечают: «Петя побывал в колхозе».

Воспитатель, активизируя мышление детей, их словарь, предлагает подумать, можно ли ответить по-другому. Дети дают такие ответы: «Петя побывал на свиноферме, в деревне».

- Все  ответы правильные,— подводит  итог воспитатель.

 

 

Игра «Парные картинки» (развитие мыслительных операций анализа и синтеза).

Цель – развитие словесно-логического мышления

Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое 
описание, сделав его более подробным и детализированным.

После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.

 

Игра « Радио»

Цель: учить детей описывать сверстника, быть наблюдательным, активизировать речь детей

Игровые правила: Рассказать о наиболее характерных особенностях в поведение, в одежде детей своей группы.

Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идет речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

 

Ход игры: Воспитатель обращается к детям, говорит:

-Сегодня  мы будем играть в новую  игру, называется она «Радио». Знаете  ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его зовут диктор. Сегодня по  радио диктор будет разыскивать  детей нашей группы. Он будет  кого-нибудь описывать, а мы по  его рассказу узнаем, кто же  потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась  девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках  белые ленты. Она хорошо поет  песни, дружит с Верой. Кто знает  эту девочку?

Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. Затем воспитатель предлагает выбрать диктора с помощью считалочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Игра « Собери картинку»

Цель: учить составлять картинки в определенной последовательности

Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картину.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением разных видов сельскохозяйственного труда ( например, посадка рассады, сбор овощей, заготовка сена, уход за телятами и др.). Объясняя правила игры, педагог напоминает правило, как из отдельных частей сложить целую картину.

Раздав картинки по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!» и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картины. Кто первым сложил картину, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Воспитатель обращает внимание на тех, кто не может еще быстро выполнять правила игры, подбадривает их, просит тех, кто быстро складывает картину помочь товарищу.

Для этой игры необходимо иметь два комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9 – 12)

 

“Отгадай-ка”

Цель. Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игровые задания. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке) .

Оборудование. Предметы, игрушки, фишки.

 

 

 

Игра «Расставим картинки по порядку»

Цель: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.

Оборудование: сюжетные картины с изображением времен года, картинки с изображением членов семьи, серии картин, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый дает задание ребенку:

1 вариант. Разложить времена года  друг за другом по порядку.

2 вариант. Разложить членов семьи  от самого старшего до самого  младшего.

3 вариант. Разложить по порядку  картины с одними и теми  же героями: что было сначала, что потом, что в конце (без  составления рассказа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Игра « Похож - не похож»

Цель: учить сравнивать предметы, замечать признаки, сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать наблюдательность

Ход действия: Заранее подготовленные различные предметы незаметно размещаются в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, чем они похожи.

Дети играя, постепенно учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

 Игра «Чем похожи и чем отличаются»

 Цель: Учить детей сравнивать  предметы, находить в них признаки  различия, сходства, узнавать предметы  по описанию.

Игровые правила. Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета; отмечать как признаки сходства, так и различия.

Игровые действия. Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.

Ход игры. Получивший камешек отгадывает загадку, например, такую: “Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе”. Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Примеры загадок, придуманных детьми.

Галя. Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит. (Божья коровка и майский жук.)

Ира. Животные оба проворные. Одно серого цвета, другое – рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо. (Лисица и волк.)

Игра «Новоселье у матрешек»

Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 Игра «Назови всех  одним словом»

Цель: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.

Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и т. д.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картинки и назвать ряд предметов одним словом.

Например: вместе лежат огурец, помидор, лук, морковь - это овощи; стул, стол, шкаф, диван - сюда положили мебель и т. д.

 

Игра «Подбери картинку»

          Цели: закрепить в речи детей обобщающие понятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посуда, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и домашние животные, игрушки; развить умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.

Оборудование. 1 вариант: большие карты, разделенные на части, или одна картинка, на которой изображены предметы, относящиеся к одной группе, маленькие карточки с изображением отдельных предметов разных групп,

2 вариант: лото, состоящее из картинок  с изображением знакомых ребенку  предметов, относящихся к разным  обобщающим группам.

Описание.

1 вариант. Можно играть вдвоем  с ребенком или группой детей  из 3-4 человек. Если используются  большие карты с пустыми клетками, то они раздаются игрокам, которые  в ходе игры должны будут  выбрать себе картинки с предметами  определенной группы.

На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели, одежды и т. д.

Взрослый, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д.)?» Один из играющих должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)».

Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других закроет свою карту, не допустив при этом ни одной ошибки в ответах.

2 вариант. Взрослый играет с  одним ребенком, показывает ему, как разложить на кучки (или  в ряд) картинки, которые можно  назвать одним обобщающим словом.

Например, огурец, помидор, лук, перец, капуста, Морковь и т. д. - это овощи; платье, шорты, пальто, Кофта, юбка, брюки и т. д. - это одежда; стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать и т. д. - это мебель.

 

Лото «В мире растений»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Игра « Кто больше назовет предметов»

Цель: учить классифицировать предметы по месту их производства

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Ход игры: После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фабриках, заводах или выращены в совхозах и колхозах, воспитатель предлагает игру.

«Что сделано на заводе (фабрике)?» - спрашивает воспитатель и бросает мяч кому- либо из играющих.  «Машины», - отвечает тот и бросает следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное.

« Что выращено в колхозе (в совхозе)?» - спрашивает воспитатель. Дети называют: лен, картофель, рожь, пшеница.

В такой игре уточняются знания детей. Например, дети узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода.

Постоянное напоминание детям о том, что в создание почти каждого предмета вложен труд человека, воспитывает у них бережное отношение ко всем вещам.

Игра « Вершки – корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей по принципу съедобное – несъедобно

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант. (Разыгрывание фантов).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками». Воспитатель называет какой- нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобного: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет «Морковь!». Дети отвечают «Корешки». « Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, которые в конце игры выкупается.

Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста