Игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1999 г.) воспитание дошкольника призвано обеспечить развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..10
1.1Понятие «интеллект, интеллектуальное развитие», роль
интеллектуального развития …………………………………………………..10
1.2 Характеристика интеллектуального развития дошкольника…………….21
Глава 2 Игра как средство развития интеллекта……………………………..30
2.1 Роль игры в интеллектуальном развитии детей…………………………..30
2.2 Использование дидактических игр как средство развития интеллекта дошкольника……………………………………………………………………34
Глава 3 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
посредствам игры………………………………………………………………39
3.1 Программа эксперимента по развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством игр………………………………………39
3.2 Обоснование диагностического инструментария………………………..43
3.3 Подбор игр на интеллектуальное развитие детей………………………..46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Райкова Светлана.docx

— 192.08 Кб (Скачать файл)

В рамках данного курсового исследования выбраны методики, включающиеся в себя элементы дидактических игр, которые  направлены на развитие у старших дошкольников мыслительных операций. Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления.

Детям дошкольного возраста (до 5,5 – 6 лет) доступен именно данный тип мышления наглядно - образный. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.

Недостаточное интеллектуальное развитие мыслительных операций приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации  выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Игры для интеллектуального развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения:

-мысленного  расчленения целого на части, выделение отдельных свойств, качеств, функций предмета.

-мысленного  соединения частей в единое  целое.  Для этого необходимо  оперирование свойствами предмета  или явления.

-установления  сходства и различия между  предметами и явлениями окружающего  мира

-разделение (группировка) объектов по тем  или иным основаниям, отнесения  их к определённому классу, виду, подведение выделенной группы  под понятие, конкретное или общее.

Предлагаемый в методике материал помогает не просто развитию мыслительных операций, но и по своему содержанию отвечает основным характеристикам данного типа мышления.

Игровая деятельность  с детьми проводиться во всех режимных моментах. Все занятия включают в себя элементы игр, а следовательно, их можно отнести к развивающим (дидактических) игр. Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей. Не надо оценивать детей и добиваться от них правильного ответа.

Необходимо принимать любой ответ и не акцентировать внимание ребёнка на его верности или не верности. Ответ важен только для экспериментатора, чтобы делать выводы и корректировать ход занятий, акцентируя внимание на конкретном ребёнке. Если экспериментатор вкладывает в занятия свою душу, то дети это обязательно заметят и это их должно увлечь. Каждое игровое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным, что позволит сформировать у детей положительные эмоциональные реакции на сами занятия и следующие занятия будут ожидаться детьми с нетерпением. Наличие интереса со стороны детей – путь к успеху педагога.

Для поддержания мотивации у детей, предложенные игры должны чередоваться. Кроме этого, предлагаемые игры можно включать в игровые сюжеты (набор игр в определённом сюжетном порядке). Это сделает процесс игры не принуждённым и естественным и создаст мотивацию к игровой деятельности, что поможет достигнуть поставленных в эксперименте целей.

Процесс перехода от одной игры к другой также должен быть не заметным для детей. Весь комплекс дидактических игр должен быть в одном сюжете, причём необходимо стараться, чтобы сюжет каждый раз был новым.

Подобранный набор диагностических методик направлен на изучение интеллектуального развития у старших дошкольников, в него входят следующие диагностики:

 

Немов. Р. С. Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»(Приложение 1)

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»(Приложение 2)

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ» (Приложение 3)

 Цель: оценка образно-логического  мышления ребенка. Ему показывают  картинку, изображенную ниже, и предлагают  задание.

Представленные методики выявляют следующие показатели:

-мысленного  расчленение целого на части, выделение отдельных свойств, качеств, функций предмета.

-мысленного  соединения частей в единое  целое. 

-установление сходства и различия между предметами и явлениями окружающего мира

-разделение (группировка) объектов по тем  или иным основаниям, отнесения  их к определённому классу, виду, подведение выделенной группы  под понятие, конкретное или общее.

Полученные при помощи данных методик результаты относительно стабильны и постоянны, следовательно, им свойственно такое качество как надежность и валидность.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что данные диагностические методики относятся к разряду строго формализованных (опросник). Диагностическое исследование можно проводить в письменной, групповой форме, за исключением наблюдения.

 

 

 

 

3.3. Подбор игр на интеллектуальное  развитие детей.

Анализ

«Где был Петя?», цель: активизировать процессы мышления

 «Парные картинки» (развитие мыслительных операций анализа и синтеза).

    Цель – развитие словесно-логического мышления

«Радио» (1 вариант), цель: учить детей описывать сверстника, быть наблюдательным, активизировать речь детей

 

Синтез

 «Собери  картинку», цель: упражнять детей  в составлении целой картинки  из разрезных частей

«Отгадай-ка!», цель: учить детей по описанию узнавать предмет

«Расставим картинки по порядку»

Цель: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.

 

Сравнение

 «Похож - не похож», цель: учить сравнивать предметы, замечать признаки, сходства по цвету, форме, величине, материалу, развивать наблюдательность

«Чем похожи и чем отличаются» Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

«Новоселье у матрешек» Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

 

 

 

 

 

Обобщение

 

«Назови всех одним словом» Цель: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.

«Подбери картинку»  Цели: закрепить в речи детей обобщающие понятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посуда, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и домашние животные, игрушки; развить умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.

«В мире растений» Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

 

Классификация

«Кто больше назовет предметов?», цель: учить классифицировать предметы по месту их производства

«Вершки - корешки», цель: упражнять детей в классификации овощей по принципу съедобное – несъедобное

«Что где растет?», цель: группировать растения по месту произрастания

 

Данные группы игр способствуют развитию таких познавательных процессов как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, которые являются составляющей интеллектуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:

- дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, поэтому дошкольное образовательное учреждение можно рассматривать как часть этой системы. Являясь государственным институтом, дошкольное учреждение создается обществом для решения конкретных целей, отраженных в Законе Российской Федерации «Об образовании», и поэтому выполняет его социальный заказ, направленный развитие и образование грамотного, социально активного, умелого, трудолюбивого, интеллектуально зрелого человека. Так, одной из задач работы дошкольного образовательного учреждения является интеллектуальное развитие подрастающего поколения.

- интеллектуальное развитие предполагает формирование у дошкольников мыслительных операций при накопление разнообразных знаний и умений, овладения речью. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Согласно положениям Л.С. Выготского, существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность двух процессов: мышления и речи. Отсюда следует, что уровень развития мыслительных процессов напрямую зависит от уровня речевого развития, и поэтому развитие познавательной деятельности должно быть неотрывно связано с речевым развитием, а так как слово выполняет не только номинативную функцию, то чем обширнее словарь дошкольника, тем он успешнее будет в учении, тем у него становится выше уровень обучаемости.

- в период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

-методологическо-теоретические основы дидактической игры, ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования дидактической игры как средства формирования и развития познавательной активности работали Тихеева Е.И., Леонтьев АН, Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М.,.Веракса Н.Е., Смирнова Е.О., Бондаренко А.К., Михаленко-Короткова Н.С. и др. Каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

Содержанием курсовой работы могут воспользоваться начинающие воспитатели ДОУ и студенты, организующие деятельность, направленную на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 6. – С. 27 – 31.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии в двух томах. – СПб.: Изд-во         Санкт-Петербургского ун-та, 2007. – 412 с.
  3. Андреева А. Думать – это интересно // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 5. – С. 89 – 90.
  4. Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду», М., 1972.
  5. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.; Просвещение, 1985. – 176с., ил. – (Б – ка «Дет. сад на селе»).
  7. Варенцова Н. Развитие умственных способностей дошкольников: некоторые проблемы работы воспитателя // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4. – С. 72 – 79.
  8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.
  9. Венгер Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 1. – С. 23 – 30.
  10. Венгер Л. Достижения в изучении психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 11. – С. 56 – 60.
  11. Вернер Х. Сравнительная психология умственного развития. – Нью-Йорк, 1957.
  12. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгер – М., Просвещение, 1986

Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста