Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 18:28, курсовая работа
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1999 г.) воспитание дошкольника призвано обеспечить развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..10
1.1Понятие «интеллект, интеллектуальное развитие», роль
интеллектуального развития …………………………………………………..10
1.2 Характеристика интеллектуального развития дошкольника…………….21
Глава 2 Игра как средство развития интеллекта……………………………..30
2.1 Роль игры в интеллектуальном развитии детей…………………………..30
2.2 Использование дидактических игр как средство развития интеллекта дошкольника……………………………………………………………………34
Глава 3 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
посредствам игры………………………………………………………………39
3.1 Программа эксперимента по развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством игр………………………………………39
3.2 Обоснование диагностического инструментария………………………..43
3.3 Подбор игр на интеллектуальное развитие детей………………………..46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………
Установление причинно-следственных связей и отношений — система операций, помогающая ребенку понимать причину и следствие событий, их последовательность, зависимость друг от друга, связь между ними.
Алгоритм действия установления причинно-следственных связей и отношений:
Построение работы по формированию интеллектуального развития у детей следует начинать с освоения воспитателями алгоритма этих действий, т.е. их ориентировочной основы. Воспитатель, понимая, как происходит процесс овладения умственным действием у ребенка, может планировать свою деятельность, четко представляя процесс и конечный результат.
Интеллектуальное развитие у дошкольников возможно при условии включения ребенка в реальную ситуацию, требующую выполнения различных операций действия сравнения, классификации или какого-либо другого. Очень важно при этом на каждый шаг (операцию) подбирать такое количество игр и заданий, пока ребенок не освоит его достаточно прочно. Действие формируется поэтапно, последовательно, пошагово. Чем младше ребенок, тем меньшим числом шагов алгоритма действия он владеет и тем ниже у него уровень развития того или иного действия мыслительной деятельности. Соответственно и этап выполнения действия также более низкий.
Так, ребенок младшего дошкольного возраста находится на этапе материального или материализованного усвоения умственно познавательного действия. Однако, несмотря на то, что ребенок того или иного возраста еще не освоил все шаги действия, это не означает, что его интеллектуальное развитие не соответствует норме. [48]
К примеру, если младший дошкольник в освоении алгоритма действия сравнения дошел лишь до третьего шага, т.е. умеет сравнивать объекты по видимым внешним различным признакам, это можно расценивать как высокий уровень развития данного действия.
Важно помнить, что темп и возможности индивидуального психического развития ребенка различны.
Для педагогически
грамотного построения работы по интеллектуальному
развитию, воспитателю важно знать основные
закономерности формирования интеллектуально-
Старший дошкольный возраст (5—7лет) — интенсивный период интеллектуального развития. Основание — созревание и функциональное развитие лобных долей мозга. Ребенок начинает логически обрабатывать воспринимаемую информацию: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости отражаемых явлений, прогнозировать свои действия на два-три шага вперед, обобщать
Большую роль в этом играет речь. Ребенок к шести годам осваивает все ее виды. К концу дошкольного возраста у него формируется внутренняя речь, что становится важным фактором развития умственных действий и основой формирования на следующих этапах детства внутренних действии: планирования, выдвижения гипотез, прогнозирования результатов.
К шести годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием, но и оперировать представлением конкретными понятиями. Он уже усваивает общие понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления — еще пока лишь возможность дошкольника, которую воспитателю нельзя упускать. Познание ребенком окружающего мира остается преимущественно конкретно-чувственным, но оно качественно меняется.
Снижаются пороги восприятия, т.е. повышается чувствительность: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и др. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов.
Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз — как ведущий орган познания к концу старшего дошкольного возраста. Речь ребенка выполняет планирующую функцию. Он способен последовательно выполнять какие-либо действия на основе словесной инструкции — объяснения взрослого, или же самостоятельно формулировать план решения задачи. В познании большую роль начинает играть воображение. В своих фантазиях ребенок бывает неистощим. Но нередко он настолько сильно отрывается от реальности, что вымысел принимает за действительность, а это нежелательно в процессе становления самосознания. Такая особенность детского воображения служит основой развития творчества, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и творческо-продуктивной. У старшего дошкольника совершенствуются процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь.
Причем он может добиваться не только быстро достижимой цели, но и несколько отдаленной во времени. Интересы ребенка становятся относительно устойчивыми. Непроизвольная деятельность все еще преобладает и является более продуктивной.[48]
Успешность работы зависит и от учета особенностей овладения детьми определенной возрастной группы алгоритмом того или иного умственного действия. Поэтому, прежде чем начинать развивающую работу, необходимо выявить, на каком уровне развития того или иного действия находится каждый ребенок. Следует помнить: все игровые задания должны быть новыми для ребенка, ответы и способы действий нужно фиксировать, проводить индивидуально, в случаях затруднений постепенно вводить подсказку — сначала общую, а затем более детальную.
Те действия, которые ребенок выполняет с помощью взрослого, находятся в зоне ближайшего развития и помогают определить задачи и направления формирующей работы.
Таким образом мы пришли к следующему выводу: интеллект — это общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Интеллектуальное развитие у дошкольников возможно при условии включения ребенка в реальную ситуацию, требующую выполнения различных операций действия сравнения, классификации или какого-либо другого. Очень важно при этом на каждый шаг (операцию) подбирать такое количество игр и заданий, пока ребенок не освоит его достаточно прочно. Для того чтобы добиться желаемого результата действие необходимо формировать поэтапно, последовательно, пошагово.
1.2
Характеристика
Интеллектуальное развитие ребёнка определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Известный психолог Н.Ф. Добрынин писал, что, когда ребёнок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия сосредоточивается то на том, то на другом предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем интересом, и носит характер игры, мы тогда говорим о непроизвольном внимании. Такое не волевое внимание, возникающее без сознательно поставленной цели, преобладает у шестилетнего ребёнка. Однако, к концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Его возникновение - важное новообразование в психике ребёнка. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребёнка со взрослым. Первый, кто обратил внимание на это, был советский психолог Л.С. Выготский. Каждый человек в процессе своего развития с помощью общения с другими людьми овладевает исторически сложившимися способами организации своего собственного внимания. Первые этапы такого овладения приходятся как раз на 6-7 лет. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Внимание ребёнка 6-7 лет характеризуется непроизвольностью; он ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Руководство педагога должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.
Важнейшими характеристиками внимания являются устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух и большем числе различных объектов. Отчётливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребёнка развито буквально с первых месяцев жизни. К 6-7 годам ребёнок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребёнок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразие обозначения пространственных отношений. Более трудным для ребёнка является восприятие времени - ориентирование во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребёнку ещё трудно представить себе длительность какого-либо дела.
Мышление ребёнка связано с его знаниями. К 6 годам его умственный кругозор уже достаточно велик. В исследованиях, проведённых Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками, выявлены интересные данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте. Здесь обнаруживаются две противоречивые тенденции. Первая - в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объёма и углубление чётких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребёнка. Вторая - в процессе мыслительной деятельности возникает и растёт круг неопределённых, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. [5]
В ходе взаимодействия этих тенденций неопределённость знаний уменьшается - они уточняются, проясняются и переходят в определённые знания. На протяжении дошкольного возраста получают развитие и формы мыслительной деятельности: понятие, суждение, умозаключение. Развитию мышления шестилетнего ребёнка могут способствовать все доступные ему виды деятельности. При этом необходимо организовать условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта. В исследованиях НИИ дошкольного воспитания были осуществлены попытки формирования у ребёнка начальных форм так называемых методологических знаний, в которых одновременно отражены и наиболее существенные отношения предметов, познаваемых ребёнком, и организация его познавательного опыта, упорядочивание вновь усваиваемых знаний. Эти методологические знания отражали в наиболее простой форме взаимосвязь предметов и явлений, их движение, изменение и развитие, возможность их качественного преобразования. Так, например, у детей формировали знания о том, что предметы и явления следует рассматривать не сами по себе, а в связях с другими предметами. Что характерно для такого познания ребёнком того или иного предмета? Оно предполагает выход за рамки этого предмета и рассмотрение его в более общей совокупности предметов и явлений. При этом ребёнок неизменно сталкивается с другими малоизвестными ему предметами, знания о которых выступают для него вначале как неопределённые, неясные. Таким образом, углубляющийся процесс познания предметов и явлений неизбежно ведёт к возникновению и росту неопределённых, неотчётливых знаний. Эти знания, проявляющиеся в форме догадок, предположений, являются важным стимулом умственной активности ребёнка. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребёнка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Занятия с ребёнком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.
.Посредством умственных действий он стремится установить связи и отношения, которые существуют между неизвестным и известным. Найдя их человек может понять, что это за объект, чем он похож на другие объекты, чем он отличается от них, каковы его существенные и несущественные признаки и к какой категории объектов его можно отнести.
Основными умственными действиями, которые применяются в процессе познания нового, неизвестного, являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация[33].
Анализ - умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т. п. В основе анализа лежат внешние гностические действия, которые совершает субъект, исследуя предмет или явление: рассматривает его, ощупывает, прислушивается, если он издает звук, пробует на вкус, нюхает запах.
Синтез - умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять, какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой. В процессе познания субъект переходит от анализа к синтезу, а от него снова к анализу. Это дает возможность более полно познать как отдельные части объекта, так и его строение в целом.
Сравнение - умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними. Легко обнаружить сходство между похожими объектами и очень трудно - между противоположными, и наоборот. При помощи сравнения устанавливаются внешние связи между неизвестным объектом с уже известными предметами. Благодаря этому субъект может хотя бы приблизительно понять, что собой представляет познаваемый объект.
Обобщение - умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.
Общий признак может быть существенным и несущественным. Несущественный общий признак может быть легко обнаружен, так как он находится на поверхности объекта и является его внешним признаком. Познание общих несущественных признаков осуществляется посредством сравнения, которое дает возможность найти сходные признаки. Однако, обобщение по сходным признакам может привести к ошибкам в процессе познания, когда объект причисляют к такому классу, куда он не относится.
Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста