Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 18:28, курсовая работа
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1999 г.) воспитание дошкольника призвано обеспечить развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..10
1.1Понятие «интеллект, интеллектуальное развитие», роль
интеллектуального развития …………………………………………………..10
1.2 Характеристика интеллектуального развития дошкольника…………….21
Глава 2 Игра как средство развития интеллекта……………………………..30
2.1 Роль игры в интеллектуальном развитии детей…………………………..30
2.2 Использование дидактических игр как средство развития интеллекта дошкольника……………………………………………………………………34
Глава 3 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
посредствам игры………………………………………………………………39
3.1 Программа эксперимента по развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством игр………………………………………39
3.2 Обоснование диагностического инструментария………………………..43
3.3 Подбор игр на интеллектуальное развитие детей………………………..46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………
2.2 Использование дидактических игр как средство развития интеллекта дошкольников
Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником - это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве - игра, школьном -учение. Каждый из этих видов деятельности предъявляет свои требования к психике ребёнка и создаёт специфические условия для развития определённых психических процессов и свойств личности. Поэтому задача изучения преемственности между возрастами в значительной мере состоит в том, чтобы выявить, какие психические качества, складывающиеся в игре, имеют наибольшее значение для последующего учения и как нужно руководить детской игрой, чтобы эти качества воспитать.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. [20]
Но ограничимся рассмотрением того значения, которое игра имеет для умственного развития.
С этой точки зрения наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под её влиянием умственные способности. Исследованиями психологов З.А. Зак, А.Н. Поливанова С.С. Степанова подтверждено, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заменителей. Действительно, именно в игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закреплённой и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотные записи и т.п. Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребёнка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. Наиболее типичная для детей дошкольного возраста форма таких представлений - построение и использование наглядных моделей (типа схемы, плана, чертежа) Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН России, показали, что способность к наглядному пространственному моделированию является одной из важнейших интеллектуальных способностей, складывающихся в дошкольном детстве. Уровень её развития в значительной степени определяет общий уровень интеллектуального развития ребёнка. Способность к наглядному моделированию обусловлена как раз тем, что сама деятельность детей носит моделирующий характер и что в ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для интеллектуального развития ребёнка имеет игровое моделирование действительности. [42]
Ещё одно приобретение в интеллектуальном развитии, непосредственно связанное с игрой, - формирование способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами. Замещение и моделирование явлений, действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнять игровые действия, толкает детей на путь поиска подходящих заменителей; один и тот же заменитель начинает использоваться для обозначения разных предметов, и наоборот. А это уже элементы воображения, творчества. Ещё больший толчок развитию воображения даёт сопоставление модели, создаваемой в игре, с самой моделируемой действительностью. За собственными игровыми действиями и действиями партнёров ребёнок начинает видеть второй, воображаемый план. [20]
Таким образом, развитие мышления в дидактической игре неразрывно связано с развитием воображения. Разумеется, что было сказано выше о развивающем значении игры, действительно при условии, когда сама игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. А для этого систематическое и умелое руководство ею со стороны взрослых. Да и при наличии такого руководства те интеллектуальные качества, которые несёт в себе игра, развиваются не у всех детей в одинаковой мере: это зависит от того места, которое занимает ребёнок в совместных играх, от его индивидуально-психологических особенностей и от ряда других причин. Но важно подчеркнуть: эти качества имеют непреходящее значение, составляют золотой фонд личности. Так, способность к наглядному моделированию, развитое воображение необходимы в различных видах труда, и, если они не будут сформированы в дошкольном детстве, наверстать это потом чрезвычайно трудно. Как уже отмечалось, игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников.
Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к младшему школьному возрасту. Игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.
Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игрой, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.) [17]
В наше время возникает новый вид игр - компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны, - могут стать важным средством развития основ логического мышления.
Однако компьютерные игры, их содержание требуют серьёзного научного обоснования и пока могут использоваться в детских садах в экспериментальном порядке, под наблюдением специалистов - педагогов, психологов.
Но, несомненно, недалёк день, когда они пополнят арсенал средств, направленных на интеллектуальное развитие ребёнка.
Таким образом, дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.
Дидактические игры, направленны на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их)
Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.
Глава 3 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игры
3.1 Программа эксперимента по развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством игр
Для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста необходимо разработать программу эксперимента.
Актуальность интеллектуального развития старших дошкольников связана с тем, что:
- во – первых, учитывая индивидуально – психологические особенности детей, выявить какие качества складываются в игре, имеющие наибольшее значение для всестороннего развития личности ребенка.
- во – вторых, интеллектуальное развитие необходимо в разных видах деятельности ребенка, в его представление о мире взрослых, и если их не сформировать в дошкольном возрасте, то в младшем школьном возрасте это чрезвычайно трудно.
- в – третьих, дошкольное детство первая ступень в психическом развитии ребенка, в формировании основных новообразований при подготовке перехода в младший школьный возраст в его подготовке к участию новой жизни, к последующему обучению.
Тема: Игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Исполнитель эксперимента – Райкова Светлана Викторовна, студентка 41 до группы, специальности «Дошкольное образование»
Руководитель эксперимента – Южакова Ольга Евгеньевна – преподаватель педагогических дисциплин Камышловского педагогического колледжа.
Идея эксперимента заключается в создании условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Замысел - через использование игр осуществить формирование интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Объектом эксперимента является процесс интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Предметом – игра как одно из средств интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическая цель – повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.
Цель эксперимента – доказать, что игра является действенным средством интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной выше целью были поставлены следующие задачи:
1) подбор
и обоснование
2) подбор игр, способствующих формированию интеллектуального развития в старшем дошкольном возрасте
3) составить
программу эксперимента, обосновать
диагностический
4) проведение первичного и повторного диагностических замеров, определение динамики уровня интеллектуального развития
5) заключение о действенности системы игр на соотнесении результатов первичного и повторного замеров.
Гипотеза: Если при организации режимных моментов в старшей группе использовать дидактические игры, направленные на интеллектуальное развитие то будут формироваться и мыслительные процессы, при соблюдение ряда условий:
- в образовательном процессе ДОУ она будет использоваться систематически и целенаправленно;
- отбор содержания соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего дошкольного возраста
- игры будут направлены на формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- при организации игр используются разные организационные формы (коллективная, групповая, индивидуальная);
- применение игр осуществляется на основе дидактических (наглядных) средств.
Н. Н. Поддьяков указывал, что критериями формирования операций логического мышления являются сами операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение.
Показатели:
Сроки проведения эксперимента - 6 недель, период преддипломной практики
Вид эксперимента – формирующий, статус эксперимента локальный
Участники эксперимента - дети старшей группы дошкольного образовательного учреждения в количестве 10 человек.
Список детей экспериментальной группы.
Имя ребенка | |
М.Т |
М.С |
Д.Т |
Д.К |
Д.В |
Н.К |
Е.Ф |
А.Г |
Д.Б |
С.О |
Диагностическим инструментарием для первичного и вторичного замеров является:
Немов. Р. С. Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?». (Приложение 1)
Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.
Методика «ВРЕМЕНА ГОДА». (Приложение 2)
Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.
Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ» (Приложение 3)
Цель: оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание:
Таким образом данная группа методик будет способствовать выявлению интеллектуального уровня развития у старших дошкольников
Выбор формирующей методики – это наиболее сложный этап эксперимента. В первую очередь, необходимо представлять конечный результат, а именно, что мы хотите получить в конце эксперимента. Исходя из преследуемой цели, можно производить выбор из существующих методик.
Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста