Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2015 в 18:28, курсовая работа
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1999 г.) воспитание дошкольника призвано обеспечить развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..10
1.1Понятие «интеллект, интеллектуальное развитие», роль
интеллектуального развития …………………………………………………..10
1.2 Характеристика интеллектуального развития дошкольника…………….21
Глава 2 Игра как средство развития интеллекта……………………………..30
2.1 Роль игры в интеллектуальном развитии детей…………………………..30
2.2 Использование дидактических игр как средство развития интеллекта дошкольника……………………………………………………………………34
Глава 3 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста
посредствам игры………………………………………………………………39
3.1 Программа эксперимента по развитию интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством игр………………………………………39
3.2 Обоснование диагностического инструментария………………………..43
3.3 Подбор игр на интеллектуальное развитие детей………………………..46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………
Общий существенный признак - это внутренний признак, который имеет мало заметное внешнее проявление. Для того, чтобы его обнаружить надо совершить такое умственное действие, которое дало бы возможность отвлечься от несущественных признаков и выделить внутренний существенный признак. Это достигается посредством специального интеллектуального действия, которое называется абстрагированием или абстракцией. Абстракция - умственное действие, посредством которого выделяется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки.
У ребёнка 6-7 лет память является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Ребёнок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но механизмы памяти шестилетки не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование - дети овладевают собственно мнемической деятельностью, в них возникает произвольная память. Шести-семилетний возраст очень важен для развития многих двигательных способностей. Двигательная память детей этого возраста позволяет им не только освоить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением. [8]
Высокой степени развития достигает у шестилетнего ребёнка эмоциональная память. Но ребёнок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его эмоциональная память неотделима от образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у шестилетних детей и составляет его основу.
Её развитие проявляется не только в значительном расширении и углублении круга представлений, но и в переходе от единичных и конкретных образов к обобщённым представлениям. Когда речь идёт о памяти шестилетних детей и её формировании, то нельзя упускать из виду её особенности, связанные с полом ребёнка. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, в частности, что у девочек значительно быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, чем у мальчиков. У последних, именно правое полушарие головного мозга является более действенным с связи с более ранним созреванием его функций. Какое отношение это имеет к памяти детей? В настоящее время учёными выявлено, что левое полушарие в большей степени, нежели правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции; правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций. Не следует в процессе работы с шестилетками игнорировать сведений о "распределении" ролей между полушариями. Следует развивать все виды памяти, стремиться к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание. Образование понятий, по мнению учёных, играет ключевую роль в процессе интеллектуального развития, а также подразумевает включение чувственно-сенсорных впечатлений, образных представлений, словесно-речевых (знаковых) определений. Наиболее активное формирование понятий происходит в подростковом возрасте, но начало этого процесса можно увидеть уже в раннем детстве. Например, овладение речью, способностью к общению. Кроме того, изображение предметов, явлений обыденной жизни, также свидетельствует о развитии понятийного мышления. [7]
Знакомясь с миром, ребёнок активно усваивает признаки объектов, их свойства, связи с другими объектами, обобщает полученные знания.
Воображение ребёнка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьёзные изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения - произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребёнка с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Важную роль в развитии воображения ребёнка играет внешняя опора. Если на первых этапах, в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, атрибутами роли, сходством предметов-заменителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присущи особая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость. Воображение шестилетнего ребёнка часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чём говорит педагог, что написано в книге, чего ещё не было в непосредственном опыте, памяти ребёнка (события истории и будущее, дальние страны, удивительные, редкие животные, растения и т.п.). Но воображение ребёнка этим не ограничивается.
В процессе создания образов шестилетний ребёнок пользуется как комбинированием ране полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путём анализа и синтеза имеющихся представлений. К числу наиболее доступных для ребёнка приёмов преобразования действительности относится изменение величин предметов, доходящее до крайностей.
Вообще преувеличение (гипербола) широко используется детьми для создания резких противоположностей, легко доступных не развитому ещё пониманию (люди - либо образцы добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т.п.). Ребёнок создаёт и новые образы, приписывая предметам несвойственные им качества (часто антропометрические), наделяя их способностью к превращению в другой предмет, в другое состояние и т.п.
Речь теснейшим образом связана с мышлением ребёнка.6 лет - период чрезвычайно интенсивного её развития. Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В процессе разыгрывания ситуаций и ролей владение функциями и формами речи становится для него очень важным. При этом физическая сторона речевой деятельности отходит на задний план, заслоняется задачей усвоения многообразных функций речи и форм их выражения. Акцент перемещается на семантическую (смысловую) сторону речи. Значительное расширение круга общения ребёнка к 6 годам ведёт к развитию его свободной речи. К моменту поступления в школу он практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарём, звуковым составом, грамматическим строем. Овладение понятиями и их значениями позволяет шестилетнему ребёнку применять обобщение в речи и развивает его мышление. [22]
Посредством умственных действий ребенок стремится установить связи и отношения, которые существуют между неизвестным и известным.
Найдя их человек может понять, что это за объект, чем он похож на другие объекты, чем он отличается от них, каковы его существенные и несущественные признаки и к какой категории объектов его можно отнести.
Интеллектуальное развитие ребёнка определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Различные игры развивают у ребёнка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Занятия с ребёнком могут улучшить данные показатели операций в несколько раза.
.
Глава2 Игра как средство развития интеллекта
2.1 Роль игры в интеллектуальном развитии детей
Игра занимает главное место в жизни ребёнка. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. В первую очередь игра способствует умственному воспитанию детей. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижные, дидактические) заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное представление об окружающем; объектах и явлениях окружающей действительности, систематизирует и углубляет знания, способствует развитию познавательных процессов. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. [28]
Старший дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое.
Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. |
Игра – эффективное средство формирования личности старшего дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самостоятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо больше, чем что-либо другое». Ту же мысль высказал А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».
Игровая деятельность ребёнка – путь к познанию им мира и самого себя. В игре осуществляется переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, работе над собой. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Требования к игре: исключить риск для здоровья (безопасность инвентаря), не унижать играющих.
В игре ребенок очень быстро постигает возможности замещения реального предмета игрушкой или схематическим изображением, например, кубик становится куском мыла, которым ребенок «стирает», а стул превращается в «автомобиль». Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. Потребность в общении, эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию. [27]
Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.
В недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности – труд, учение. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности. Психолог отметила, что, являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов. В игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, в познании окружающего мира, активных движениях, общении. [9]
Игра выступает как свободная самостоятельная деятельность детей и требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно и творчески любую задачу. Эта способность очень важна для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе.
Игра ребёнка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. Игра призвана обеспечить ребёнку самореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневыми направлениями развития ребёнка в игре являются развитие воображение, образного мышления (как одного из основных средств познания) и развитие произвольной регуляции деятельности.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. [6]
Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания с ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. [2] В игре развивается способность аргументировать свои утверждения и доводы
Таким образом, игра занимает главное место в жизни ребёнка. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. В первую очередь игра способствует умственному воспитанию детей. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижные, дидактические) заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Информация о работе Игра как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста