Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности и функций бинарных уроков, разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий с целью появления у учащихся интереса к предметам биология и математика, выявление возможности реализации межпредметных связей между курсами математики и биологии.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;
- проанализировать программы и учебники по курсам математики и биологии с целью реализации межпредметных связей между ними;
- разработать конспекты уроков и провести бинарные уроки по математики и биологии, направленные на понимание важности биологических и математических знаний у учащихся, дать анализ педагогической эффективности бинарных уроков;
Вступление……………………………………………………стр.3-5
Общее понятие об уроке в школе:…………………………стр.6-9
1.1. типология и структура уроков в школе………………стр.10-21
Межпредметные связи в системе образования:
2.1.понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики………………………..стр.22-25
2.2. функции межпредметных связей…………………….стр.26-27
2.3.планирование и пути реализации межпредметных связей в процессе обучения………………………………………………………стр.28
Межпредметные связи в преподавании биологии и математики:
……………………………………………………………………………стр.29-32
3.1. бинарные уроки в преподавании биологии………………стр.33-35
Преподавание природоведения в 5-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Самоанализ урока. Психолого-педагогическая характеристика 5-го класса…………………………..стр.36-46
Преподавание природоведения в 6-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 6-го класса……………………………………………..стр.47-54
Преподавание биологии в 7-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 7-го класса………………………………………………………………..стр.55-64
Преподавание природоведения в 9-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 9-го класса. Самоанализ урока………………………..стр.65-79
4. Проблемы межпредметных связей в системе обучения……стр.80-81
Заключение……………………………………………………….стр.82-83
Использованная литература……………………………………..стр.84
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА БИОФИЗИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине_________________
Студента ______________________________
(фамилия, имя, отчество)
На тему: «Межпредметные связи в школе. Взаимосвязь биологии и математики в школьном образовании»
Автор работы:
___________________ ______
(ФИО) (подпись)
Научный руководитель:
___________________ ______
(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)
Дата сдачи:
«____»______________200__г.
Дата защиты:
«____»_____________200__г.
Оценка: __________________
Донецк 2012
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Вступление……………………………………………………
2.3.планирование и пути реализации межпредметных
связей в процессе обучения………………………………………………………
……………………………………………………………………………
3.1. бинарные уроки в преподавании биологии………………стр.33-35
4. Проблемы межпредметных связей в системе обучения……стр.80-81
Заключение……………………………………………………
Использованная литература……………………………………..стр.
Вступление
Подготовка учащихся к жизни, обучению, выбору профессии закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы практически вовлекать учащихся в самостоятельную учебную деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Существующая в настоящее время классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: классная и домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, внешнее независимое тестирование.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.
В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов с различной профильной направленностью, по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения, о месте и роли каждого предмета. На мой взгляд, и исходя из того, что я работаю в гимназии, на данный момент определённую тревогу вызывает математическое и биологическое образование. Изучение математики и биологии, прежде всего, должно способствовать приобретению умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. Фундаментальность школьного образования привела к тому, что наши ученики не могут применять знания в обычной жизни. Получая определённый объём информации по каждому предмету, они не всегда могут анализировать, улавливать неочевидную на первый взгляд связь явлений, адекватно оценивать ситуацию и быстро находить правильное решение. Поэтому одной из главных целей обучения становится формирование понимания практической значимости математики и биологии. Всё вышеизложенное определило актуальность курсовой работы.
Целью курсовой работы является определение сущности и функций бинарных уроков, разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий с целью появления у учащихся интереса к предметам биология и математика, выявление возможности реализации межпредметных связей между курсами математики и биологии.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;
- проанализировать программы и учебники по курсам математики и биологии с целью реализации межпредметных связей между ними;
- разработать конспекты уроков и провести бинарные уроки по математики и биологии, направленные на понимание важности биологических и математических знаний у учащихся, дать анализ педагогической эффективности бинарных уроков;
- на основе анализа уроков выявить степень заинтересованности у учащихся к изучению математики и биологии, основные направления работы по формированию интереса у учащихся;
- выявить проблемы при проведении бинарных уроков.
Объектом исследования в курсовой работе является межпредметные связи в преподавании биологии и математики в школе.
Предметом исследования в курсовой работе являются педагогические технологии, применяемые на бинарных уроках.
Методологической основой исследования в курсовой работе явились труды отечественных педагогов, психологов, методистов, а также нормативные и программно-методические документы общего образования. Особое внимание хотелось обратить на то, что в процессе написания курсовой работы, в процессе разработки и при проведении бинарных уроков мне была оказана методическая помощь администрацией, учителями биологии и математики, психологом Горловского учебно-воспитательного комплекса «Общеобразовательная школа I ступени № 65-многопрофильная гимназия «Триумф» Горловского городского совета Донецкой области, в котором я работаю учителем биологии 1(5)-3(7), 9-х классов с 01 сентября 2011 года.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, методической
литературы, анализ учебных планов и программ по биологии и математики общеобразовательного учреждения;
- анализ и обобщение передового педагогического опыта преподавания биологии;
- беседа с учителями;
- проведение опытно - экспериментальной работы.
Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
В последнее время образование в Украине, которое вовлечено в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьёзные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Например, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные типы образовательных учреждений (гимназии, лицеи, учебно-воспитательные комплексы), появилась возможность в определённых рамках менять содержание обучения, спектр учебных пособий в каждой образовательной области позволяет выбирать их в связи с тем или иным подходом к овладению знаниями.
Вместе с тем существует один аспект в системе образования, которого современные изменения коснулись незначительно. Это ведущая организационная форма учебной деятельности - урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий" (Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М., 1974). Урок не претерпел по своим структурным и организационным позициям таких кардинальных изменений, как, скажем, типы образовательных учреждений, экономическая основа организации обучения и т.д. Вернее сказать: он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Это вполне закономерно. Урок – это основополагающий элемент образовательной системы. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного современного урока. Существует мнение, что урок изжил себя, что необходимы другие организационные формы, например, система дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций. На мой взгляд, даже эта современная форма сегодня не в состоянии полностью заменить живое общение учащихся с учителем и друг с другом. Ведь при проведении урока ученики должны видеть глаза учителя, а учитель, в свою очередь, хочет видеть «горящие», заинтересованные глаза своих учеников. Основополагающим условием качественного современного урока является выполнение учителем основной функции - быть стимулирующим началом в развитии личности каждого ученика, дать знания, которыми бы он мог оперировать в дальнейшей жизни, способствовать формированию личности учащегося, его умственной и моральной культуры. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.
В ряде методических пособий отмечается, что:
1. Урок - это занятие, которое учитель ведёт с классом в школе. Они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпывать изучение программы.
2. Урок - часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой.
В школьном уроке отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную чёткость и непрерывность учебной работы. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Заслуга разработки важнейших вопросов классно-урочной системы обучения принадлежит великому чешскому учёному-педагогу Я. Коменскому, автору "Великой дидактики" и "Законов благоустроенной школы". Подвергнув критике индивидуальный порядок обучения, он разработал новую систему обучения и сформировал ряд правил, которые используются и в настоящее время: учащиеся принимаются в учебное заведение один раз в году; делятся на классы с постоянным составом; классные занятия должны проводиться ежедневно по 4-6 часов с перерывами между ними; каждый урок должен иметь свою задачу, начинаться и заканчиваться в одно и то же время; учитель должен работать со всем классом. Достоинствами классно-урочной системы как формы обучения являются чёткая упорядоченность учебного процесса, эмоциональное воздействие личности преподавателя на обучаемого, своеобразное соревнование учащихся на уроке, относительно непрерывное руководство учебной деятельностью обучаемых, сочетание изложения нового материала с самостоятельной работой обучаемых. Недостатки урока как организационной формы обучения следующие: невозможность сообщать учащимся одновременно разное содержание, то есть осуществлять рассмотрение нескольких тем, равнение на среднего ученика, затруднённость индивидуального подхода, ограниченные возможности для установки обратной связи.
К уроку как форме организации обучения предъявляются дидактические, воспитательные и организационные требования.
Дидактические требования предполагают:
- определение образовательных
задач урока и его составных
элементов, места конкретного
урока в системе других
- определение оптимального сочетания содержания урока с требованиями учебной программы по предмету, целями урока и учётом уровня развития обучаемых;