Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности и функций бинарных уроков, разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий с целью появления у учащихся интереса к предметам биология и математика, выявление возможности реализации межпредметных связей между курсами математики и биологии.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;
- проанализировать программы и учебники по курсам математики и биологии с целью реализации межпредметных связей между ними;
- разработать конспекты уроков и провести бинарные уроки по математики и биологии, направленные на понимание важности биологических и математических знаний у учащихся, дать анализ педагогической эффективности бинарных уроков;
Вступление……………………………………………………стр.3-5
Общее понятие об уроке в школе:…………………………стр.6-9
1.1. типология и структура уроков в школе………………стр.10-21
Межпредметные связи в системе образования:
2.1.понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики………………………..стр.22-25
2.2. функции межпредметных связей…………………….стр.26-27
2.3.планирование и пути реализации межпредметных связей в процессе обучения………………………………………………………стр.28
Межпредметные связи в преподавании биологии и математики:
……………………………………………………………………………стр.29-32
3.1. бинарные уроки в преподавании биологии………………стр.33-35
Преподавание природоведения в 5-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Самоанализ урока. Психолого-педагогическая характеристика 5-го класса…………………………..стр.36-46
Преподавание природоведения в 6-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 6-го класса……………………………………………..стр.47-54
Преподавание биологии в 7-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 7-го класса………………………………………………………………..стр.55-64
Преподавание природоведения в 9-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 9-го класса. Самоанализ урока………………………..стр.65-79
4. Проблемы межпредметных связей в системе обучения……стр.80-81
Заключение……………………………………………………….стр.82-83
Использованная литература……………………………………..стр.84
Необходимо отметить, что ученики 1(5) класса находятся в возрастном периоде, когда происходит адаптация к средней школе. Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. На мой взгляд, современному учителю необходимо уметь педагогически целесообразно использовать в коррекционно-развивающей, профилактической и диагностической работе игровые технологии. Именно игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Игра позволяет снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Обучающие игры – это игры способствующие усвоению текстовой информации, развитию умений и навыков, необходимых для оптимального обучения, развивающие восприятие, внимание, память.
Все учащиеся с
интересом отнеслись к
Психолого-педагогическая характеристика 5 класса
В 1(5) классе 34 учеников, из них 14 девочек и 20 мальчиков. Класс сформировался в 2011 году, после окончания начальной школы. Классный руководитель – Краснова Светлана Викторовна, учитель математики.
При изучении структуры и организации класса мною были использованы несколько методов: социометрия, наблюдение и беседы с учениками и учителями.
Социометрия. Социометрическая процедура проводилась в параметрической форме. Данная процедура позволяет легче проанализировать связи, снизить вероятность случайного выбора. Величиной социометрического ограничения было 4 выбора. Каждый ученик класса должен указать своё отношение к одноклассникам. Социометрия показала, что наибольшее число голосов (9 из 32 человек) получили двое учащихся: Демьянчук Мария и Солохина Елизавета. Исходя из наблюдений, бесед представляется, что авторитет их основан на большей эрудиции среди других учеников и наличием у них организаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований и игр, в которых они принимают активное участие. Принимают решения на равных, соперничества между ними не выявил. Дружба их объединяет с начальных классов, в случае необходимости готовы помочь друг другу. Выбирали их в основном девочки. Наименьшее число положительных голосов из класса набрал один ученик – Елизаров Кирилл. Основная причина следующая: мальчик пришёл в 5-й класс в 2011 году и ещё не успел адаптироваться к классу и раскрыть себя. Для улучшения социального статуса необходимо найти и развивать ту сферу деятельности, в которой может достичь максимального успеха. Успехи надо поощрять и делать их достоянием гласности, привлекать внимание одноклассников. Отрицательные оценки давать аргументировано, объяснять все промахи и неудачи. Делать лучше в индивидуальной беседе. Наибольшее число отрицательных выборов получили четыре ученика. Я предполагаю, что они попали в группу «отверженных» из-за трудностей в освоении учебного материала. Возможно, родители уделяли внимание преимущественно формированию у них практических навыков, усвоению правил поведения с окружающими, но не стимулировали познавательные интересы. Однако сейчас стали требовать хорошей успеваемости как проявления соответствия школьным нормам, а в качестве примера и ориентира ставят отличников класса, что порой вызывает неприязнь к ним. Доброжелательное отношение к ним со стороны учителей с учётом индивидуальных особенностей может помочь преодолеть возникающие трудности, повысить свой уровень развития. Им необходимо помочь найти приемлемую социальную нишу в классе, наладить хорошие взаимоотношения с одноклассниками. На своих уроках я поощряла их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими школьниками их положительные качества, старалась привлекать к участию в практических и коллективных видах деятельности (поливать цветы, раздавать тетради). Целесообразно использовать возможности для повышения их социального статуса и улучшения атмосферы в классе. Важно что бы они ощущали полезность своей деятельности, получали одобрение со стороны окружающих.
Наиболее частые отметки, получаемые, учениками класса являются 9, 10 и 11. Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются с учёбой, о них шла речь выше. Дисциплина в классе не вызывает беспокойства или озабоченности со стороны учителей.
В учебно-воспитательном комплексе существуют различные кружки и спортивные секции. Более 75% учащихся занимаются в различных организациях не только в УВК, но и за пределами учебного заведения. Увлекаются рисованием, футболом, танцами, акробатикой, гимнастикой.
4. Общие выводы
Эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, доброжелательны, вежливы. Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп и, следовательно, необходимо следить за сферой общения этих детей. На уроке поставленные задачи оказались в основном решены. Перегрузки учащихся как физической, так и психической не было благодаря смене видов деятельности и форм работы.
Среди учащихся класса было проведено анкетирование. Целью анкетирования было определить отношение к обучению, а также отношение к природоведению и математики (результаты анкетирования представлены на диаграммах).
Рис.1. Степень обученности учащихся 5-го класса
Следует отметить, что большинство учащихся 5-го класса с удовольствием посещают школьные занятия, а также мне было интересно знать об отношении учащихся к урокам математики и природоведения. Результаты анкетирования представлены ниже:
Предмет |
Предмет нравится |
Предмет не нравится |
Биология |
22-69% |
10-31% |
Математика |
8-25% |
24-75% |
3.3. Преподавание природоведения в 6 классе. Проведение бинарного урока в 6 классе
В 6 классе школы учащиеся работают по учебнику: Природоведение: учебник для 6 классов общеобразовательных заведений./В.Р.Ильченко, К.Ж.Гуз, Л.Н.Рыбалко – Полтава: Довкилля-К,2006. – 160с. В 6 классе учащиеся продолжают изучать живую и неживую природу, знакомятся с понятиями «система», экологическими системами, а также с биосферой. Курс природоведения призван вызвать у учащихся интерес к необходимости понимания природных явлений. Структура и стилистика учебника активизирует деятельность детей, нацеливая их на творческое решение учебных задач, помогает осмыслить и применить полученные знания, а также способствует воспитанию позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, на протяжении всего курса изучения материала представлены лабораторные и практические работы, предусмотренные Программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Поурочный план-конспект
бинарного урока математики и природоведения в 6 классе
(урок проведён 23.11.2011 года с учителем математики Красновой С.В.).
Тема: Вред курения: подумай, прежде чем курить.
Цели:
- создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на учебном занятии;
- пользуясь языком математики показать губительность курения;
- пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;
- показать вредное воздействие табачной продукции на организм человека.
Тип урока: бинарный.
Интеграция предметов: математика-природоведение.
Оборудование: учебники: математики 6 класс, природоведение 6 класс, тетради по математике. Плакаты, интерактивная доска, слайды.
Ход урока
1. Психологический настрой – 1 минута
Курите!
Вдыхайте губительный дым сигарет,
Дым – наркотик, скажи ему нет.
Нет сигаретам и нет табаку!
Врачи говорят, что курить опасно!
Яд убивает лёгкие и это ужасно.
Печень разъест, мозги
Эта привычка вас точно затянет.
Когда ты поймешь, что
То будет уж поздно что-либо менять.
Так лучше пораньше всё это понять
И сигареты в руки не брать.
2. Организационный момент. Отчёт дежурного. Календарь погоды - дата, день недели, погода, воздуха, осадки – 1 минута
3. Сообщение темы и целей урока – 1 минута
Сегодня урок мы ведём вдвоем со Светланой Викторовной, учителем математики. Мы будем обсуждать с Вами проблему курения, выясним, какой вред оказывает курение на организм человека, а особенно детей.
4. Актуализация опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний – 20 минут
Учитель математики:
Тема нашего необычного урока: «Прежде чем закурить – подумай». Вопрос очень важный. Курить? Или не курить?
– Ребята, кто считает, что курить вредно?
– А кто считает, что это совсем не опасно и вас просто пугают?
– Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
На доске располагаются плакаты с различными предметами, отражающими различные виды спорта. Предметы заключены в геометрические фигуры различного цвета. Среди них сигарета.
Учитель математики:
Посмотрите внимательно на доску и постарайтесь запомнить изображения.
– Какие геометрические
– Какой предмет изображен в синем треугольнике?
– Какие предметы вы ещё запомнили?
– Как вы думаете, какой предмет был лишним и почему? Учащиеся отвечают. Лишний предмет – сигарета.
Учитель математики:
Ребята, попытайтесь меня переубедить. Почему лишняя - сигарета. А вы знаете, что ближайшие родственники сигареты картофель, помидор, баклажан. В Европе табак использовали в качестве лечебного средства. В вышедшем 1625 году в Базеле учебнике медицины о табаке говорилось: «Это зелье очищает голову, рассеивает боль, усталость, оберегает от чумы, прогоняет вшей».
Учитель биологии:
Но Вы забыли сказать, что родственники табака белладонна, белена, дурман. В 1608 году король Людвиг XIII запретил свободную продажу табака. А в 1649 году в указе Алексея Михайловича предписывалось пытать всех, у кого будет найден табак, бить их кнутом, пока не признается, откуда табак достал. Если торговец табаком – пороть, ноздри рвать, ссылать в дальние города. Ребята, а что такое табачный дым? Вреден ли он?
В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, Органические кислоты и другие. 1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Никотин – главный компонент табачного дыма, обладающий наркотическим свойством. Именно поэтому он притупляет боль, снимает усталость. Кроме того никотин является сильным нервным ядом. Он вызывает дрожание рук, понижает работоспособность, ослабляет память, не даёт возможности сосредоточиться. Никотин впервые был выделен и изучен в 1809 году. Название свое он получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который преподнес Екатерине Медичи в качестве подарка табачные листья в 1560 году.
Всем известно, что капля
никотина убивает лошадь, но лишь
некоторые догадываются, что человек
не лошадь и поэтому для
него смертельная доза
Учитель математики:
Обратите внимание на экран. На ней изображены названия витаминов. Они и будут нашими помощниками.
Учитель биологии: Давайте познакомимся с некоторыми из них. Например: витамин «А» отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний. Витамин «В» отвечает за работу мозга, нервную систему, улучшает зрение. А ещё его называют витамином роста. Витамин «С» охраняет вас от простудных и инфекционных заболеваний.
Прежде всего, витамины – это жизненно необходимые соединения, т.е. без них невозможна нормальная работа организма. Заменить их ничем нельзя. При отсутствии витаминов или их недостатке в рационе обязательно развивается определённое, причём часто повторяющееся, заболевание или нарушается здоровье в целом.
В те времена, когда люди не знали о существовании витаминов, возникновение многих заболеваний было просто необъяснимо. Особенно большое удивление вызывало то, что при достаточном, но однообразном питании у сытых людей развивались тяжелые болезни. “Что это? – думали они. – Яд, инфекция, кара Божья?”
Цинга поражала мореплавателей и путешественников. Отважные, сильные мужчины чувствовали слабость, у них кровоточили десны, выпадали зубы, появлялась сыпь и кровоподтеки на коже, и, наконец, возникали кровоизлияния, иногда смертельные.
С древних времен дети страдали от рахита – заболевания, при котором кости становятся непрочными и изменяют форму. У них искривленные кости конечностей, непропорционально большая голова. В Англии в эпоху промышленной революции в XVIII веке среди детей и подростков, работавших на промышленных предприятиях, рахит носил характер эпидемии.
На Востоке, где основная
пища – это рис, издавна
было известно заболевание
В то же время в районах,
где люди в основном питались
кукурузой, свирепствовала
Некоторые витамины (витамин С) вообще не образуется в организме, другие (В1, В2,) образуются в недостаточном количестве. Это значит, что человек должен обязательно получать витамины с пищей, поддержание жизни невозможно без всех необходимых витаминов.