Межпредметные связи в школе. Взаимосвязь биологии и математики в школьном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение сущности и функций бинарных уроков, разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий с целью появления у учащихся интереса к предметам биология и математика, выявление возможности реализации межпредметных связей между курсами математики и биологии.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;
- проанализировать программы и учебники по курсам математики и биологии с целью реализации межпредметных связей между ними;
- разработать конспекты уроков и провести бинарные уроки по математики и биологии, направленные на понимание важности биологических и математических знаний у учащихся, дать анализ педагогической эффективности бинарных уроков;

Содержание

Вступление……………………………………………………стр.3-5

Общее понятие об уроке в школе:…………………………стр.6-9
1.1. типология и структура уроков в школе………………стр.10-21

Межпредметные связи в системе образования:
2.1.понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики………………………..стр.22-25
2.2. функции межпредметных связей…………………….стр.26-27
2.3.планирование и пути реализации межпредметных связей в процессе обучения………………………………………………………стр.28

Межпредметные связи в преподавании биологии и математики:
……………………………………………………………………………стр.29-32
3.1. бинарные уроки в преподавании биологии………………стр.33-35
Преподавание природоведения в 5-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Самоанализ урока. Психолого-педагогическая характеристика 5-го класса…………………………..стр.36-46
Преподавание природоведения в 6-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 6-го класса……………………………………………..стр.47-54
Преподавание биологии в 7-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 7-го класса………………………………………………………………..стр.55-64
Преподавание природоведения в 9-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 9-го класса. Самоанализ урока………………………..стр.65-79

4. Проблемы межпредметных связей в системе обучения……стр.80-81

Заключение……………………………………………………….стр.82-83

Использованная литература……………………………………..стр.84

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

В старших классах  наиболее распространённым видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определённое содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки, на которых учащиеся целеустремленно (отдельно или группами) решают задачи теоретического или практического характера.

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы современной школы. На нём решаются дидактические задачи всех предыдущих типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил своё название — комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы на текущем уроке;

в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление  нового материала и организация  работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

д) задавание домашнего  задания;

е) подведение итогов урока с выставлением  оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов обучения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности учащихся, установления диагностики уровня обученности учеников Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос,  решения задач и примеров и т.д.; зачёт; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная и самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения. После проведения уроков контроля необходимо провести специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, также вносится необходимая коррекция  в деятельность учащихся и учителя.

Методическая подструктура уроков контроля и коррекции обычно выглядит следующим образом: вводная объяснительная часть (инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы; основная часть — самостоятельная работа учащихся, оперативный контроль, консультации учителя для поддержания у учащихся спокойствия и уверенности в своих силах; заключительная часть — ориентировка учащихся в предстоящем изучении нового раздела, темы курса.

В связи с усилением  внимания к вопросам активизации  познавательной деятельности учащихся, привлечения их к решению поисковых и исследовательских задач в качестве самостоятельного вида урока выдвигается проблемный урок. Он включает в себя следующие элементы: организация учащихся, их психологическая подготовка к активному включению в предстоящую работу — создание проблемной ситуации: формулировка проблемы, выдвижение гипотезы (предположение о том, каким может быть результат) и вариантов решения; поиск практического решения проблемы; обсуждение результатов; комментарии и обобщения учителя; задание на дом; окончание урока — подведение итогов работы. Однако всегда любая методическая подструктура любого типа урока должна воплощать в себе актуализацию ранее усвоенных знаний и способов деятельности, формирования новых понятий и способов деятельности и применения знаний, умений, навыков. Кроме того следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в "чистом" виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа урока. Разница заключается только в том, что каждый перечисленный тип уроков отличается доминированием определённой функции, например, ознакомление и изучение нового материала или контроль и оценка, а остальные функции других типов урока носят вспомогательный характер. Поэтому классификация уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики.

При проведении урока  необходимо обратить внимание и стараться  придерживаться, особенно это касается молодых специалистов, чётко сформулированных этапов, а именно:

п/п

Этапы

Дидактические задачи

Показатели  реального результата решаемой задачи

1.

Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полня готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в  деловой ритм.

2.

Проверка выполнения домашнего  задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов в знаниях, их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3.

Подготовка к основному этапу  урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысление и  первичного запоминания знаний и  способов действий, связей и отношений  в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объёмом  изучения, максимальное использование  самостоятельности в получении  знаний и овладения способами действий.

5.

Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление  пробелов и неверных представлений  и их коррекция.

Усвоение сущности знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6.

Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в различных ситуациях.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

7.

Обобщение и систематизация знаний.   

Формирование целостной системы  знаний по теме, курсу.

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению частей в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных связей.

8.

Контроль и самопроверка знаний.  

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. 

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися  планируемых результатов обучения.

9.

Подведение итогов занятий.   

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. 

Адекватность самооценки учащегося  оценке учителя. Получение учащимися  информации о реальных результатах  обучения.

10.

Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию  своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов  саморегуляции и сотрудничества.  

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

11.

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего  задания. Проверка соответствующих  записей  

Реализация необходимых и достаточных  условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися  в соответствии с актуальным уровнем их развития.


 

 

И, конечно, для проведения качественных, эффективных уроков учителю  необходимо проводить самоанализ урока. Особенно это касается молодых педагогов, для которых начало педагогической деятельности – это трудный этап в жизни, когда необходимо найти свою методику преподавания, методы общения с классом. С этой целью нужно задать себе следующие вопросы:

Каково место данного  урока в теме, разделе, курсе? Его  связь с предшествующими уроками?

Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

Какие задачи планировалось  решать на уроке? Чем обосновывался  такой выбор задачи?

Чем обосновывался выбор  структуры и типа урока?

Чем обосновывался выбор  содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?

Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические) были созданы на уроке?

Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно?

Как можно оценивать  результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся?

Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Межпредметные связи в системе образования

 

  • 2.1. Понятие и классификация межпредметных
  • связей в содержании обучения биологии и математики
  •  

    В последние годы возросла роль межпредметных связей, реализуемых  учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе.

    Усилению внимания к  проблеме межпредметных связей способствовало включение в новые учебные  программы для одиннадцатилетней  школы по основным предметам специального раздела "Межпредметные связи", рекомендации которого активизировали творческие поиски учителей, стимулировали совершенствование их педагогического мастерства в плане овладения умениями по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной работе.

    Отбор содержания межпредметного характера позволяет учителям определить выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки, интегрированные уроки, бинарные уроки). Одновременно происходит активизация методов и приёмов обучения, обеспечивающих перенос знаний и умений учащихся из различных предметов. Учителю необходимо использовать и специальные средства обучения, организующие учебно-познавательную деятельность учащихся по осуществлению межпредметных связей (межпредметные познавательные и практические задачи, проблемные вопросы, карточки - задания, комплексные наглядные пособия, приборы, используемые при изучении других предметов и т.д.). Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качество системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.

    Таким образом, межпредметные  связи при их систематическом  и целенаправленном осуществлении перестраивают весь процесс обучения, т.е. выступают как современный дидактический принцип.

    Межпредметные связи разрешают существующие в предметной системе обучения противоречия между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимся и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике трудовой деятельности и жизни человека. Комплексное применение знаний из различных предметных областей - это закономерность современного производства, решающего сложные технические и технологические задачи. Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе творческого подхода к научной, инженерной, художественной деятельности человека в современных условиях научно-технического прогресса. Вооружение такими умениями - актуальная социальная задача школы, решаемая с помощью межпредметных связей. Без межпредметных связей невозможно решение современных задач реформы школы, требующих соединения общего и профильного образования, усиления связи обучения с производительным трудом. Межпредметные связи, как и любой другой принцип обучения, обладает свойством всеобщности, реализуясь в каждом учебном предмете.

    Современные программы  в значительной степени отражают системный подход к изучению объектов, процессов и явлений природы, общества, производства. Однако, существующий предметный принцип распределения знаний не позволяет полностью реализовать системный подход в обучении, не нарушая, не размывая границы сложившихся учебных предметов. Тем более важен принцип межпредметных связей, позволяющий всесторонне раскрыть многоаспектные объекты учебного познания и комплексные проблемы современности.

    Психологические механизмы  познавательной деятельности учащихся при осуществлении межпредметных  связей заключены в интеграции информации в процессе "афферентного" предварительного синтеза, что имеет регулятивное и мотивационное значение в выработке программы действий. Память, прошлый опыт индивида сохраняют все мотивационные, обстановочные и пусковые стимулы, встречавшиеся ранее. Информация и её интеграция выступают важнейшим регулятором активности индивида.

    Если говорить о межпредметных  связях в содержании обучения биологии, можно сказать следующее: совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель биологии осуществляет всё многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией) и межцикловые (связи биологии с историей, трудовым обучением, математикой, информатикой). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические: они, в свою очередь, делятся по составу научных знаний, отражённых в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские. Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии учителя могут использовать данные о химическом составе человеческого тела, в обучении биологии и математики – понятие «симметрия».

    Понятийные межпредметные  связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и  формирование понятий, общих для  родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся  понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются, конкретизируются на биологическом материале и приобретают обобщённый, общенаучный характер. Ряд общебиологических понятий отражает такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками - биофизикой и биохимией.

    Теоретические межпредметные  связи - это развитие основных положений  общенаучных теорий и законов, изучаемых  на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а её следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.2 Функции  межпредметных связей

     

    Обучение в современной  школе реализуется как целостный  учебно-воспитательный процесс, имеющий  общую структуру и функции, которые  отражают взаимодействие преподавания и учения. Функция обучения - это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленность и результативность в формировании личности ученика. Межпредметные связи способствуют реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной. Эти функции осуществляются во взаимосвязи друг с другом и взаимно дополняют друг друга. Единство функций есть результат целенаправленного построения процесса обучения как учебно-воспитательной системы.

    Межпредметные связи  осуществляют ряд важнейших функций:

    Методологическая  функция выражена в том, что только на  основе межпредметных связей возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о её целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.   

    Информация о работе Межпредметные связи в школе. Взаимосвязь биологии и математики в школьном образовании