Межпредметные связи в школе. Взаимосвязь биологии и математики в школьном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение сущности и функций бинарных уроков, разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий с целью появления у учащихся интереса к предметам биология и математика, выявление возможности реализации межпредметных связей между курсами математики и биологии.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;
- проанализировать программы и учебники по курсам математики и биологии с целью реализации межпредметных связей между ними;
- разработать конспекты уроков и провести бинарные уроки по математики и биологии, направленные на понимание важности биологических и математических знаний у учащихся, дать анализ педагогической эффективности бинарных уроков;

Содержание

Вступление……………………………………………………стр.3-5

Общее понятие об уроке в школе:…………………………стр.6-9
1.1. типология и структура уроков в школе………………стр.10-21

Межпредметные связи в системе образования:
2.1.понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики………………………..стр.22-25
2.2. функции межпредметных связей…………………….стр.26-27
2.3.планирование и пути реализации межпредметных связей в процессе обучения………………………………………………………стр.28

Межпредметные связи в преподавании биологии и математики:
……………………………………………………………………………стр.29-32
3.1. бинарные уроки в преподавании биологии………………стр.33-35
Преподавание природоведения в 5-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Самоанализ урока. Психолого-педагогическая характеристика 5-го класса…………………………..стр.36-46
Преподавание природоведения в 6-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 6-го класса……………………………………………..стр.47-54
Преподавание биологии в 7-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 7-го класса………………………………………………………………..стр.55-64
Преподавание природоведения в 9-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 9-го класса. Самоанализ урока………………………..стр.65-79

4. Проблемы межпредметных связей в системе обучения……стр.80-81

Заключение……………………………………………………….стр.82-83

Использованная литература……………………………………..стр.84

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

При дальнозоркости всё обстоит  иначе. Теперь изображение оказывается за  сетчаткой, и для его перемещения на неё применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами. Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому, если пациенту выписали очки с оптической силой, например, + 3 дптр, то это означает, что он дальнозорок.

 

 

 

 

 Итоги  урока:

 

Учитель физики: Мы сегодня провели необычный урок. Таких уроков у нас сегодня немного, но будущее школы именно за такими уроками? Почему?

Ученик: Школа нас готовит к жизни, и мы должны знать предметы, явления со всех сторон и применять полученные знания на практике. Поэтому мы сегодня увидели одну тему с точки зрения разных наук.

Учитель: Правильно. И домашнее задание будет необычным.

1. Домашнее задание: соблюдать правила, записанные в памятке «Гигиена зрения», по возможности и по желанию дополнить памятку (каждому учащемуся выдана памятка «Гигиена зрения». Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Психолого-педагогическая характеристика  9 класса

В гимназии один 9-й класс. С первого класса ребята обучаются  вместе.

В классе 26 человек: мальчиков – 10, девочек – 16. Все учащиеся из полных семей, отношения в семьях положительные. Родители контактируют с учителями гимназии, поэтому особых трудностей в обучении и поведении у них нет. В классе лидируют девочки. Если возникают какие-либо трудности, ребята стараются решать их «с умом». Так как учащиеся 9-го класса в конце учебного года сдают ГИА, то на первом месте у них стоит учёба, так как все они понимают важность качественного образования. И это не может ни радовать.  Основным видом деятельности  для  учащихся  класса  является учёба. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К учащимся предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся   выполняют уроки в пределах  заданного  или даже больше. Учащиеся  9 класса  склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, откликаются на предложение сделать простейший прибор.

   Особенно ярко  учащиеся  проявляют себя в интеллектуальных  играх, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т. д.). Учащиеся  стремятся к самостоятельности в умственной деятельности. Многие  предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения.

 

 

Уровни обученности  по биологии, физики и математики учащихся класса следующие:

Предмет

Высокий уровень

Достаточный уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Биология

     9-34%

10-37%

     7-29%

---

Математика

     8-31%

11-42%

     6-23%

     1-4%

Физика

     9-34%

         7-29%

     5-19%

     5-18%


 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ  бинарного урока 

 

Урок по теме   «Глаз  – орган зрения, оптическая система. Гигиена зрения» разработан для учащихся 9 классов.

          При планировании урока были поставлены следующие цели:

Образовательные:

  1. Формирование понятий  «близорукость, дальнозоркость».
  2. Обеспечение в ходе урока повторения законов геометрической оптики и строения глаза.
  3. Формирование умений решать творческие задачи с элементами изобретений.

Воспитательные:

  1. Формирование в ходе урока идей познаваемости мира.
  2. Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер  предосторожности по сохранению хорошего зрения.
  3. Продолжение формирования умений: выполнение измерений, проведение простых экспериментов.

Развивающие:

  1. Приобщение к процессу рационализаторства и изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
  2. Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

Так как урок бинарный, то основная задача была показать межпредметную связь, подготовить учащихся к жизни.

Поставленные цели были реализованы в ходе урока. При  этом на различных этапах урока были использованы разнообразные формы  и методы  работы:

- на этапе повторения  пройденного:

1. научно-исследовательская  работа,

2. наглядно-иллюстративный  с использованием ИКТ – просмотр  презентации, что позволило ещё  раз повторить изученное,

3. различные  формы  опроса – фронтальный, индивидуальный.

- на этапе объяснения  нового материала: наглядный, словесный, методы с использованием оборудования, лабораторная работа.

- на этапе закрепления  при работе с памятками были  использованы элементы рефлексии,  учителя постарались заинтересовать  учащихся необычной формой проверки  знаний, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Разминка была направлена: во-первых, на снятие мышечного напряжения, во-вторых, на концентрацию внимания для  дальнейшего восприятия нового материала, в-третьих, чтобы, выполняя эти упражнения, ребята могли как можно дольше сохранить своё зрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы межпредметных связей в школьном обучении

 

Анализ современных  учебников позволяет сказать, что  во многих из них в должной мере не реализована идея межпредметных  связей, которая необходима для формирования системных знаний. Следует особо отметить, что с накоплением знаний и дифференциацией наук будет появляться опасность изучения и предметов вне их естественной взаимосвязи. Чтобы ликвидировать разрыв между отдельными учебными дисциплинами, нужно определить такое обучение, при котором предметы  дополняли бы друг друга, опирались бы один на другой с целью успешного изучения и проведения анализа изучаемых событий, явлений и законов на основе современных достижений наук. В конечном итоге, такое обучение поможет выработать у учащихся умения и навыки рассматривать изучаемые явления во взаимозависимости и взаимосвязи.

В работе учителя по оптимизации  идеи межпредметных связей в процессе обучения следует придерживаться следующего положения:

  а) построение взаимосвязей между предметами;

   б) согласованную систему использования на уроках знаний, умений и навыков, известных учащимся из курса дисциплин, в данном случае – математики и биологии;

   в) специальные приёмы реализации идеи межпредметных связей на уроках.

В целом, реализация идей межпредметных связей в практике преподавания будет успешной лишь при  комплексном подходе к решению  данной проблемы со стороны всего  педагогического коллектива и учащихся.

  Вышеизложенное и составило основу реализации идеи межпредметных связей математики и биологии в целом. Необходимо было установить  следующую взаимосвязь:

 а) использование математических методов в биологии;

 б) изучение основных  математических понятий, что значительно облегчает и упрощает изучение курса школьной математики.

При изучении различных  учебных дисциплин ученики школы  получают всесторонние знания о природе  и обществе, но простого накопления знаний ещё недостаточно для эффективной  подготовки их к трудовой деятельности. Выпускник школы должен уметь синтезировать знания, творчески применять их в разнообразных жизненных ситуациях. Формирование синтезирующего мышления школьника способствует осуществлению межпредметных связей при изучении ими основ наук. Поэтому, основными проблемами реализации межпредметных связей являются:

  • Отрыв содержания математического образования от практики.
  • Отсутствие индивидуальных компьютеров, средств программного обеспечения.

В условиях преподавания биологии  по учебникам нового поколения наряду с такими достоинствами как качественная полиграфия, преемственность внутрикурсового содержания, присутствуют следующие недостатки:

  • Перегруженность объёма содержания параграфов.
  • Отсутствие или нечёткость формулировок признаков отдельных биологических понятий.
  • Сложный для восприятия и воспроизведения учащимися язык изложения учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Забота о построении содержания единого курса биологии, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи  с другими учебными предметами. Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приёмов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании биологии, и, наоборот, идущие от биологии в другие учебные предметы. Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы общества - человека. Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации:

 -  планирование работы в школе,

 - координацию деятельности всех участников педагогического процесса;

 - эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, на которых могут решаться проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.

В конце своей работы я хочу отметить, что прежде чем  приступить к выполнению своих педагогических обязанностей, современный учитель  должен твёрдо знать, что он хочет. Учитель  должен понимать, что желание научить  своих учеников тому, что он знает сам, зависит не только от наличия знаний у него, а и от умения сделать эти знания достоянием учеников. А для этого необходимо постоянно учиться самому. И ещё мне хочется сказать, что как учитель я вижу, что не все мои воспитанники продолжат естественнонаучное образование. Но еще я вижу, что каждый из них должен стать счастливым человеком. Что это значит для меня? Для меня важно научить понимать их окружающий мир и это сделает их действительно мудрыми людьми, и окружающие их люди по достоинству оценят это. Самое главное я поняла для себя принципы своей педагогической деятельности, а именно: нужно верить в себя и своих учеников; необходимо «разбудить» в душе ребёнка его творческие силы; быть готовым встать рядом; через знания дотянуться до своего успеха; повторять всё сначала,  снова, и снова до победы.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе.- М.: Просвещение,1985.
  2. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции – Горно-Алтайск, 1999 – 160 с.
  3. 6) Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Сорокин А.Н. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1983. - 274 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Межпредметные связи в школе. Взаимосвязь биологии и математики в школьном образовании