Межпредметные связи в школе. Взаимосвязь биологии и математики в школьном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение сущности и функций бинарных уроков, разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий с целью появления у учащихся интереса к предметам биология и математика, выявление возможности реализации межпредметных связей между курсами математики и биологии.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;
- проанализировать программы и учебники по курсам математики и биологии с целью реализации межпредметных связей между ними;
- разработать конспекты уроков и провести бинарные уроки по математики и биологии, направленные на понимание важности биологических и математических знаний у учащихся, дать анализ педагогической эффективности бинарных уроков;

Содержание

Вступление……………………………………………………стр.3-5

Общее понятие об уроке в школе:…………………………стр.6-9
1.1. типология и структура уроков в школе………………стр.10-21

Межпредметные связи в системе образования:
2.1.понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики………………………..стр.22-25
2.2. функции межпредметных связей…………………….стр.26-27
2.3.планирование и пути реализации межпредметных связей в процессе обучения………………………………………………………стр.28

Межпредметные связи в преподавании биологии и математики:
……………………………………………………………………………стр.29-32
3.1. бинарные уроки в преподавании биологии………………стр.33-35
Преподавание природоведения в 5-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Самоанализ урока. Психолого-педагогическая характеристика 5-го класса…………………………..стр.36-46
Преподавание природоведения в 6-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 6-го класса……………………………………………..стр.47-54
Преподавание биологии в 7-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 7-го класса………………………………………………………………..стр.55-64
Преподавание природоведения в 9-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 9-го класса. Самоанализ урока………………………..стр.65-79

4. Проблемы межпредметных связей в системе обучения……стр.80-81

Заключение……………………………………………………….стр.82-83

Использованная литература……………………………………..стр.84

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Активно подвижные животные – двусторонне симметричны. Полагают, что такая симметрия связана с различиями движений организмов вверх — вниз, вперед — назад, тогда как их движения направо — налево совершенно одинаковы. Нарушение двусторонней симметрии неизбежно приводит к торможению движения одной из сторон и изменению поступательного движения в круговое. Но такой вид симметрии встречается и у неподвижных организмов и их органов. Она возникает вследствие неодинаковости условий, в которых находятся прикрепленная и свободная стороны.

Если через фигуру можно провести несколько осей симметрии, пересекающихся в одной точке, такая симметрия называется лучевой или радиальной. Лучевой симметрией обладают организмы, ведущие неподвижный или малоподвижный образ жизни.

 

Учитель математики: Много интересных фактов может сообщить наука о симметрии и о человеке. Как известно, в среднем на земном шаре примерно 3 % левшей (99 млн.) и 97 % правшей (3 млрд. 201 млн.). Интересно отметить, что центры речи в головном мозгу у правшей расположены слева, а у левшей — справа (по другим данным — в обоих полушариях). Правая половина тела управляется левым, а левая — правым полушарием, и в большинстве случаев правая половина тела и левое полушарие развиты лучше.

Учитель биологии: У людей, как известно, сердце на левой стороне, печень — на правой. Но на каждые 7—12 тыс. человек встречаются люди, у которых все или часть внутренних органов расположены зеркально, т. е. наоборот. Подавляющее большинство самых необходимых для нас предметов — от книги, ложки, чайника и молотка до газовой плиты, холодильника и пылесоса — тоже обладает симметрией. Большинство транспортных средств имеют осевую симметрию. Например, космическая ракета, устремляющаяся вверх, в небо имеет и осевую, и центральную симметрию. Математика является аппаратом изучения симметрии в живой и неживой природе.

Домашнее задание: подготовить сообщения о симметрии в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Психолого-педагогическая характеристика  3(7) класса

 

Состав класса: мальчиков – 12, девочек – 16. Класс сформировался в 2009 году и насчитывал 28 человек. Классный руководитель – Рудь Лидия Феодосиевна, работает с классом уже 3 год. На сегодняшний день у неё доверительные отношения с учениками, построенные на взаимоуважении, стремлении помогать друг другу. Ребята активно участвуют в жизни гимназии, в различных межшкольных, городских мероприятиях. Это всё благодаря активности, сплочённости коллектива и работе классного руководителя.

Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.

Успеваемость: в классе большинство учеников «хорошисты», но есть ученики, которые вот-вот  станут отличниками, если исправят некоторые  предметы. Есть ученики, которые по некоторым предметам имеют оценки ниже 6 баллов.

Дисциплина: класс очень активный. На уроках учеников очень тяжело успокоить, они не всегда настраиваются на рабочий лад, ждут перемены, не хотят сидеть по рассадке классного руководителя. Но уже через 5-7 минут дети активно принимают участие на уроке, обсуждая пройденный материал  новую тему. Особое внимание хотелось бы уделить тому, что учащиеся класса берут пример с учащихся-лидеров.

Отношение к учёбе: к сожалению, не все ученики добросовестно готовятся к урокам. Многие на занятиях географии, биологии, литературе могут позволить себе готовиться к другому предмету, а именно переписывать домашнее задание по математике, физике, английскому и прочим предметам. Но есть в классе и ученики, которые заинтересованно слушают новую информацию. В целом, в классе, если создать благоприятную обстановку, а главное интересно преподносить новый материал, то ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы.

Интересы: ученики  имеют схожие интересы. Большинство  слушает одну и ту же музыку, увлекается похожими фильмами и телепередачами. Особенно активно дети обсуждают новые модели мобильных телефонов.

Мотивация трудовой деятельности: дети активно участвуют  при уборке листвы и мусора на прикреплённой территории. На каникулах приходят убирать класс, моют парты, подклеивать учебники, атласы, карты.

Отношение к  труду: ученики не всегда с удовольствием  идут на общественные работы на участке. Но, благодаря работе классного руководителя, они выполняют необходимый перечень работ.

В свободное  от учебы время каждый ученик находит себе занятие. Кто-то посещает кружки при школе, а именно английского языка, физики, математики. Некоторые ученики занимаются в музыкальных школах и т.д.

Классный руководитель Рудь Л.Ф. старается сблизить учеников между собой, устраивает им совместные походы в театр, музей, дискотеки в классе, поручает им делать работу, которая требует общего участия. Дети уважают классного руководителя, активно идут на общение, посещают классные часы.

Конфликты в  классе наблюдаются редко. Несмотря на то, что это подростки, и психически они пока не состоялись, у них встречаются перепады настроения, но в классе нет ссор. Одноклассники могут повздорить между собой, но, как правило, они быстро мирятся.

При изучении структуры  и организации класса я использовала несколько методов: социометрия, анкетирование, наблюдение и беседа с учениками. Социометрические исследования показали, что большинство голосов получили Икомасова Татьяна, Руденко Никита, Зотов Дмитрий (причина: надежность, умение дружить, поддерживать своих товарищей). Выбирали их как мальчики, так и девочки.

Наименьшее количество голосов набрал Московченко Ростислав  так как он имеет скрытый характер, не всегда идёт на контакт с одноклассниками и учителями.

В группу «отверженных»  не попал ни один ученик, что ещё раз доказывает сплочённость коллектива, умение общаться, поддерживать и уважать друг друга.

Всё это подтверждает то, что для 7-го класса очень важно, чтобы в их коллективе царила гармония и взаимопонимание. Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Нет принижения и издевательств по отношению к ученикам, которые чего-то не знают или плохо одеты, слушают не ту музыку и т.д. мальчики и девочки на равных общаются между собой. В целом класс характеризуется общительностью, сплочённостью, взаимоуважением и поддержкой.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие воспитательные задачи: способствовать развитию творческой личности учащихся на основе формирования творческих стремлений в индивидуальной и совместной деятельности; содействовать развитию положительного отношения к учебной деятельности через всестороннюю организацию интеллектуально-познавательной деятельности; формировать нравственную культуру учащихся; развивать стремление к трудовой деятельности; формировать педагогическую культуру учащихся.

Ниже приведена диаграмма уровня обученности по биологии учащихся 7-го класса:

Высокий уровень         10 человек   37%

Достаточный уровень  10 человек  37% - 10 человек

Средний уровень          8 человек    29%

Низкий уровень            0 человек  0%

 

Диаграмма уровня обученности  по математике учащихся 7-го класса:

 

Высокий уровень         12 человек   43%

Достаточный уровень  7 человек    25% - 10 человек

Средний уровень          9 человек    25%

Низкий уровень            0 человек  0%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Преподавание биологии в 9 классе

 

Учащиеся 9-х классов изучают биологию по учебнику: Биология: учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений (С.В.Страшко, Л.Г.Горяная, В.Г.Билык, С.А.Игнатенко). Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание», биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. В 9-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными  позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний  о человеке как биосоциальном  существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2. овладение умениями  применять биологические знания  для объяснения процессов и  явлений живой природы, жизнедеятельности  собственного организма; использовать  информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных  интересов, интеллектуальных и  творческих способностей в процессе  проведения наблюдений за своим  организмом, биологических экспериментов,  работы с различными источниками  информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5. использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 9-го класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках даётся обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретённые качества личности. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В учебнике по биологии в доходчивой и интересной форме представлены причины, механизмы и закономерности жизнедеятельности организма человека и его взаимодействие с окружающей средой.

 

 

 

 

 

 

 

Поурочный план-конспект

бинарного урока  физики и биологии в 9 классе

(урок проведён 11.12.2011 года с учителем физики 

Пинчук Еленой Николаевной, учителем  первой категории).

Тема: «Глаз  – орган зрения, оптическая система. Гигиена зрения».

 

 Цели урока:

Образовательные:

  1. Формирование понятий  «близорукость, дальнозоркость».
  2. Обеспечение в ходе урока повторения законов геометрической оптики и строения глаза.
  3. Формирование умений решать творческие задачи с элементами изобретений.

Воспитательные:

  1. Формирование в ходе урока идей познаваемости мира.
  2. Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер  предосторожности по сохранению хорошего зрения.
  3. Продолжение формирования умений: выполнение измерений, проведение простых экспериментов.

Развивающие:

  1. Приобщение к процессу рационализаторства и изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
  2. Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

Тип урока: бинарный.

 

Интеграция предметов: физика-биология.

 

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, источники тока, лампочки на подставке, линзы, экраны, линейка, планшеты, модель глаза, таблицы.

 

Ход урока

I. Введение. Значение зрения.

II. Основная часть.  

1. Эволюция органа зрения у  животных  (стрекоза, щука,  орёл).

Проверка домашнего задания.

2. Строение глаза человека  (биология).

Проверка домашнего задания.

3. Основные положения оптики  (физика).

Фронтальный опрос.

4. Построение изображений, даваемых линзой (физика).

Изложение нового материала.

5. Лабораторная работа  (физика).

         «Определение фокусного расстояния линзы. Получение изображений с помощью линзы».

6. Строение глаза с точки зрения  оптики  (физика).

Изложение нового материала.

7.Значение зрительной зоны коры больших полушарий (биология).

Изложение нового материала.

8. Гимнастика для глаз  (биология)

9. Лабораторная работа 2.

 Определение слепого пятна. (биология).

10. Близорукость и дальнозоркость. (биология).

11. Близорукость и дальнозоркость.  (физика).

12. Гигиена зрения.

III. Итоги урока.

1. Домашнее задание.

2. Оценки.

3. Проверочная работа.

Информация о работе Межпредметные связи в школе. Взаимосвязь биологии и математики в школьном образовании