Межпредметные связи в школе. Взаимосвязь биологии и математики в школьном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение сущности и функций бинарных уроков, разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий с целью появления у учащихся интереса к предметам биология и математика, выявление возможности реализации межпредметных связей между курсами математики и биологии.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;
- проанализировать программы и учебники по курсам математики и биологии с целью реализации межпредметных связей между ними;
- разработать конспекты уроков и провести бинарные уроки по математики и биологии, направленные на понимание важности биологических и математических знаний у учащихся, дать анализ педагогической эффективности бинарных уроков;

Содержание

Вступление……………………………………………………стр.3-5

Общее понятие об уроке в школе:…………………………стр.6-9
1.1. типология и структура уроков в школе………………стр.10-21

Межпредметные связи в системе образования:
2.1.понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики………………………..стр.22-25
2.2. функции межпредметных связей…………………….стр.26-27
2.3.планирование и пути реализации межпредметных связей в процессе обучения………………………………………………………стр.28

Межпредметные связи в преподавании биологии и математики:
……………………………………………………………………………стр.29-32
3.1. бинарные уроки в преподавании биологии………………стр.33-35
Преподавание природоведения в 5-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Самоанализ урока. Психолого-педагогическая характеристика 5-го класса…………………………..стр.36-46
Преподавание природоведения в 6-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 6-го класса……………………………………………..стр.47-54
Преподавание биологии в 7-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 7-го класса………………………………………………………………..стр.55-64
Преподавание природоведения в 9-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 9-го класса. Самоанализ урока………………………..стр.65-79

4. Проблемы межпредметных связей в системе обучения……стр.80-81

Заключение……………………………………………………….стр.82-83

Использованная литература……………………………………..стр.84

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Преподавание природоведения в 5 классе.

Проведение  бинарного урока в 5 классе

 

В 5 классе школы учащиеся работают по учебнику: Базанова Т.И., Новак  Е.В., Дербенёва А.Г. и др. Природоведение: Учебник для 5-го класса.-Х.: Мир детства, 2005. – 192 с. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и изучение материала вперёд. Цель данного курса – формирование у пятиклассников целостной картины мира, а также пропедевтика естественно-научных дисциплин. Курс природоведениия призван вызвать у учащихся понимание того,  что исследование сложных и интересных природных явлений возможно не только в научной лаборатории, но и за школьной партой. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 Структура и стилистика  учебника активизирует деятельность  детей, нацеливая их на творческое  решение учебных задач, позволяет  увидеть необычное в повседневном, помогает осмыслить и применить полученные знания, а также способствует воспитанию позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, на протяжении всего курса изучения материала представлены лабораторные и практические работы, предусмотренные Программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 

 

 

 

 

 

Поурочный план-конспект

бинарного урока математики и природоведения в 5 классе

 (урок проведён 10.10.2011 года с учителем математики Красновой С.В.).

Тема: Арифметические действия с целыми числами. Огород. Овощи.

 

Цель: закрепление навыков сложения, вычитания, умножения, деления чисел в пределах 1000; обобщить и расширить знания учащихся о фруктах и  овощах, их многообразии, практическом применении.

Задачи: совершенствовать а) умение решать задачи, примеры в 2 действия б) навыки устного счета.                                                                                                                                         - познакомить учащихся с влаголюбивыми, морозоустойчивыми,  теплолюбивыми                 

  овощными культурами                                                                                                                                                                            - коррекция памяти, речи.

- развивать мышление.                                                                                                                      - воспитывать трудолюбие, уважение  к людям труда                                                                  - пополнять словарь биологических, математических терминов.

 

Тип урока: бинарный.

 

Интеграция предметов: математика-природоведение.

 

Оборудование: учебники: математики 5 класс, природоведение 5 класс, тетради по математике, словарь биологических терминов.  Овощи, фрукты, соки (морковный, тыквенный, томатный), стаканы, карточки домашнего задания, карточки индивидуальных  заданий, салфетки бумажные.

 

Ход урока

 

1. Психологический настрой –  1 минута

 

Встаньте ровно, ребятишки,

И девчонки и мальчишки!

Руки вниз все, на носочках потянулись.

Вместе мило улыбнулись.

Мы здоровья вам желаем   

И урок  наш  начинаем.

2. Организационный   момент. Отчет дежурного. Календарь  погоды - дата, день недели, погода, воздуха, осадки – 1 минута

 

3. Сообщение темы и  целей урока – 1 минута

Сегодня урок мы ведём  вдвоем со Светланой Викторовной, учителем математики. Мы с вами будем повторять растения сада, обобщим знания о растениях огорода, их значении для человека и закрепим навыки и умения арифметических действий с целыми числами.

 

4. Актуализация опорных  знаний с целью повторения  пройденного и подведения к восприятию новых знаний – 20 минут

 

Учитель математики:

Давайте сегодня на уроке будем  соревноваться. Разделимся на группы (по рядам, 3 группы).    

Что означает это число? (в руке учитель держит карточку с числом 10) – дата сегодняшнего дня. Запись даты в тетрадь. Выборочная проверка домашнего задания.

К какому классу относится  число 10?

Сколько в нем разрядов? Назовите их.

Сколько единиц? Десятков?

Увеличьте это число на 100.

Уменьшите его на 5.

 

Учитель биологии:

1) Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке природоведения? На прошлом уроке мы изучали растения сада.

2) Назовите плоды, которые мы  собираем в наших садах?  Мы  собираем  яблоки, груши, сливы, смородину и т.д.

3) Какие плоды привозят к нам из тёплых стран ? Апельсины, мандарины, киви.

4) Почему они не растут в нашей местности? Не хватает тепла для созревания.

5) Как одним словом назвать плоды, выращенные в саду?  Фрукты.

6) А почему мы их выращиваем в садах? Они вкусные, сочные, в них много витаминов, они очень полезны для здоровья человека, а особенно детей

 

Учитель математики:

Давайте решим «вкусную задачу». В школьную столовую закупили яблок 654 кг., а груш в 3 раза меньше. Сколько  килограммов яблок и груш закупили в столовую?

а) Запись краткого условия задачи.

Вопросы: Что означает число 654? Что  надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? Действие?  Все данные у нас есть в условии?  Можно ли найти, сколько закупили в столовую груш?

Решение:

1) 654 : 3 = 218 (кг) – груши.

2) 654 + 218 = 872 (кг) – фруктов (яблоки и груши это фрукты).

Ответ: в столовую закупили 872кг. фруктов.

Ребята, а зачем вам дают фрукты? Потому что они вкусные и в них много полезных витаминов.

 

 Учитель биологии:

А сейчас - минутка аромотерапии «Фрукты». С закрытыми глазами по запаху определить, какой фрукт я держу  в руке?

      1 группа закрывает глаза и по запаху определяет фрукт-  яблоко.

      2 группа – апельсин.

      3 группа – лимон.

 

5. Обобщение ответов  учащихся учителем – 1 минута.

Вот мы и повторили растения сада и отметили, что они очень вкусные  и полезные.

 

6. Изучение нового  материала – 2 минуты.

                                                                 

Ребята! У кого дома есть сад с яблонями, сливами? Поднимите руки. А у кого около дома есть огород? А теперь мы представим, что мы на огороде! Пусть за окном осень и вокруг лежат пожелтевшие листья, но ведь вы умеете фантазировать и мечтать.

 

 

 

7. Физкультминутка – 1 минута.

Не желаем мы лениться,

Будем дружно мы трудиться.

На участок мы пойдем,

Там порядок наведём.

Быстро всем лопаты взять,

Грядку каждому вскопать.

Хорошо заборонить

И рассаду посадить.

 

8. Включение новых  знаний в систему уже имеющихся  у учащихся – 10 минут.

Сегодня на уроке мы вспомним, какие  культуры растут на огороде, выясним, зачем  мы их выращиваем.

 

2-ая группа. Посмотрите на корзину на демонстрационном столе и назовите плоды, которые вы видите - капуста, огурец, помидор, лук, чеснок.

 

1-ая группа. Как одним словом можно назвать все эти плоды? Овощи.

 

3-я группа.  Какие культуры вместе с родителями вы выращиваете?

 

Учитель математики:

Проверим ваш устный счет. Для этого решите две задачи в стихах. Проверим ваше внимание. Задачи в стихах на тему «Овощи и твое здоровье».

 

 

  1. Важны для здоровья, друзья витамины!

И помидоры ест непременно Ирина.

12 их в вазе лежало – смотри,

А после обеда осталось лишь 3.                                                                                      Сколько помидор съела Ирина? 

      2. В нашем классе 13 ребят.

          И здоровыми  быть все хотят.

          Витамины  все дружно едят:

          3 редиса, 4 томата

          Сколько  каждый съел, ребята?

 

 

Учитель биологии:

А зачем мы выращиваем овощи?  Чтобы варить суп,  делать салаты, приправы к супам.

А ещё в овощах много витаминов, которые нам необходимы.

Особенно необходим детям витамины А и С. Витамин С содержится почти во всех овощах, особенно в картофеле, луке, капусте. Если его мало в организме, то вы часто будете болеть простудными заболеваниями. Поэтому необходимо чаще употреблять эти овощи в пищу.   Витамин А  называют еще витамином роста и хорошего зрения

Вот сколько интересного и полезного  вы узнали об обычных овощах, которые  растут на наших огородах, об их пользе для человека, особенно детей.

 

 

 

9. Закрепление нового материала – 2 минуты.

Ребята! А вы любите есть овощи?

Сокотерапия.

Сейчас каждая группа определит по вкусу, сок какого овоща в этих стаканах.

1 группа: Сок какого овоща вы выпили? Морковный.

2 группа: Сок какого овоща выпили вы? Тыквенный.

3 группа: Сок какого сока выпили вы? Томатный.

Молодцы! Вы справились с  этим заданием. А теперь домашнее задание.

 

10. Домашнее задание – 2 минуты.

 

11. Вывод по уроку – 2 минуты.

 

На доске бумажная картинка с мальчиком и девочкой и овощи вокруг них. Словарные слова: овощи, витамины.

Ребята, с чем мы познакомились  сегодня на уроке? При ответе используйте  картинку.

                                                           

1. Мы познакомились с овощами.

 2. Мы знаем много овощей: картофель и т.д

3. Овощи очень полезны для  здоровья человека.

4. В них содержится много  витаминов.

 

Какие арифметические действия с целыми числами мы повторили на уроке? Мы повторили  сложение, вычитание, умножение, деление.

 

12. Оценки за урок с комментариями учителей – 2 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ  бинарного урока по природоведению и математики

    Тема «Арифметические действия с целыми числами. Огород. Овощи»  закрепляет  навыки сложения, вычитания, умножения, деления чисел в пределах 1000; обобщает и расширяет знания учащихся о фруктах и  овощах, их многообразии, практическом применении. При планировании урока были учтены следующие особенности учащихся 1(5) класса:

В классе 34 человека, из них - 20 мальчиков и 14  девочек (два человека находятся на индивидуальном обучении).

В классе преобладают сангвиники (80 %) и флегматики (20 %).

Очень высокий уровень памяти имеют 10% учащихся, высокий -  58%, средний  – 28%, низкий – 4%.

Преобладает образный тип  мыслительной деятельности (80%), остальная  часть класса имеет смешанный  тип.

В целом коллектив  класса работоспособен и имеет средний  уровень развития. Уровень обученности  класса в целом (по итогам 4-го класса) достаточно высокий = 65%.

По уровню развития в  классе выделяют 3 группы учащихся:

- 1 группа: эти дети обладают развитым логическим мышлением, умеют сравнивать и обобщать учебный материал, делать выводы, применять знания в новой ситуации. Они обладают высокой познавательной активностью, умеют работать в режиме творческого поиска, стремятся к лидерству в учёбе.

- 2 группа: дети имеют средний уровень развития. В их нервной деятельности преобладают процессы торможения. Объём, концентрация и устойчивость их внимания имеют средний уровень. В процессе работы проявляется утомление. У них преобладает механическая память. Этим ученикам для прочного усвоения знаний и умений требуется повторение и опора на несколько видов памяти, включая зрительно-эмоциональную. Новый материал усваивается ими легче «поэтапно». В этой группе ученики обладают преимущественно практическим мышлением.

-  3 группа: дети имеют низкий уровень развития. У них слабо развита память. Отсутствует способность к длительной сосредоточенной учебной деятельности. К волевым усилиям не склонны. Учебный материал усваивают медленно и непрочно. Требуют постоянного контроля и помощи.

Информация о работе Межпредметные связи в школе. Взаимосвязь биологии и математики в школьном образовании