Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности и функций бинарных уроков, разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий с целью появления у учащихся интереса к предметам биология и математика, выявление возможности реализации межпредметных связей между курсами математики и биологии.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;
- проанализировать программы и учебники по курсам математики и биологии с целью реализации межпредметных связей между ними;
- разработать конспекты уроков и провести бинарные уроки по математики и биологии, направленные на понимание важности биологических и математических знаний у учащихся, дать анализ педагогической эффективности бинарных уроков;
Вступление……………………………………………………стр.3-5
Общее понятие об уроке в школе:…………………………стр.6-9
1.1. типология и структура уроков в школе………………стр.10-21
Межпредметные связи в системе образования:
2.1.понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики………………………..стр.22-25
2.2. функции межпредметных связей…………………….стр.26-27
2.3.планирование и пути реализации межпредметных связей в процессе обучения………………………………………………………стр.28
Межпредметные связи в преподавании биологии и математики:
……………………………………………………………………………стр.29-32
3.1. бинарные уроки в преподавании биологии………………стр.33-35
Преподавание природоведения в 5-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Самоанализ урока. Психолого-педагогическая характеристика 5-го класса…………………………..стр.36-46
Преподавание природоведения в 6-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 6-го класса……………………………………………..стр.47-54
Преподавание биологии в 7-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 7-го класса………………………………………………………………..стр.55-64
Преподавание природоведения в 9-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 9-го класса. Самоанализ урока………………………..стр.65-79
4. Проблемы межпредметных связей в системе обучения……стр.80-81
Заключение……………………………………………………….стр.82-83
Использованная литература……………………………………..стр.84
3.2. Преподавание природоведения в 5 классе.
Проведение бинарного урока в 5 классе
В 5 классе школы учащиеся работают по учебнику: Базанова Т.И., Новак Е.В., Дербенёва А.Г. и др. Природоведение: Учебник для 5-го класса.-Х.: Мир детства, 2005. – 192 с. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и изучение материала вперёд. Цель данного курса – формирование у пятиклассников целостной картины мира, а также пропедевтика естественно-научных дисциплин. Курс природоведениия призван вызвать у учащихся понимание того, что исследование сложных и интересных природных явлений возможно не только в научной лаборатории, но и за школьной партой. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
Структура и стилистика
учебника активизирует
Поурочный план-конспект
бинарного урока математики и природоведения в 5 классе
(урок проведён 10.10.2011 года с учителем математики Красновой С.В.).
Тема: Арифметические действия с целыми числами. Огород. Овощи.
Цель: закрепление навыков сложения, вычитания, умножения, деления чисел в пределах 1000; обобщить и расширить знания учащихся о фруктах и овощах, их многообразии, практическом применении.
Задачи: совершенствовать
а) умение решать задачи, примеры в 2 действия
б) навыки устного счета.
овощными культурами
- развивать мышление.
Тип урока: бинарный.
Интеграция предметов: математика-природоведение.
Оборудование: учебники: математики 5 класс, природоведение 5 класс, тетради по математике, словарь биологических терминов. Овощи, фрукты, соки (морковный, тыквенный, томатный), стаканы, карточки домашнего задания, карточки индивидуальных заданий, салфетки бумажные.
Ход урока
1. Психологический настрой – 1 минута
Встаньте ровно, ребятишки,
И девчонки и мальчишки!
Руки вниз все, на носочках потянулись.
Вместе мило улыбнулись.
Мы здоровья вам желаем
И урок наш начинаем.
2. Организационный момент. Отчет дежурного. Календарь погоды - дата, день недели, погода, воздуха, осадки – 1 минута
3. Сообщение темы и целей урока – 1 минута
Сегодня урок мы ведём вдвоем со Светланой Викторовной, учителем математики. Мы с вами будем повторять растения сада, обобщим знания о растениях огорода, их значении для человека и закрепим навыки и умения арифметических действий с целыми числами.
4. Актуализация опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний – 20 минут
Учитель математики:
Давайте сегодня на уроке будем соревноваться. Разделимся на группы (по рядам, 3 группы).
Что означает это число? (в руке учитель держит карточку с числом 10) – дата сегодняшнего дня. Запись даты в тетрадь. Выборочная проверка домашнего задания.
К какому классу относится число 10?
Сколько в нем разрядов? Назовите их.
Сколько единиц? Десятков?
Увеличьте это число на 100.
Уменьшите его на 5.
Учитель биологии:
1) Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке природоведения? На прошлом уроке мы изучали растения сада.
2) Назовите плоды, которые мы собираем в наших садах? Мы собираем яблоки, груши, сливы, смородину и т.д.
3) Какие плоды привозят к нам из тёплых стран ? Апельсины, мандарины, киви.
4) Почему они не растут в нашей местности? Не хватает тепла для созревания.
5) Как одним словом назвать плоды, выращенные в саду? Фрукты.
6) А почему мы их выращиваем в садах? Они вкусные, сочные, в них много витаминов, они очень полезны для здоровья человека, а особенно детей
Учитель математики:
Давайте решим «вкусную задачу». В школьную столовую закупили яблок 654 кг., а груш в 3 раза меньше. Сколько килограммов яблок и груш закупили в столовую?
а) Запись краткого условия задачи.
Вопросы: Что означает число 654? Что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? Действие? Все данные у нас есть в условии? Можно ли найти, сколько закупили в столовую груш?
Решение:
1) 654 : 3 = 218 (кг) – груши.
2) 654 + 218 = 872 (кг) – фруктов (яблоки и груши это фрукты).
Ответ: в столовую закупили 872кг. фруктов.
Ребята, а зачем вам дают фрукты? Потому что они вкусные и в них много полезных витаминов.
Учитель биологии:
А сейчас - минутка аромотерапии «Фрукты». С закрытыми глазами по запаху определить, какой фрукт я держу в руке?
1 группа закрывает глаза и по запаху определяет фрукт- яблоко.
2 группа – апельсин.
3 группа – лимон.
5. Обобщение ответов учащихся учителем – 1 минута.
Вот мы и повторили растения сада и отметили, что они очень вкусные и полезные.
6. Изучение нового материала – 2 минуты.
Ребята! У кого дома есть сад с яблонями, сливами? Поднимите руки. А у кого около дома есть огород? А теперь мы представим, что мы на огороде! Пусть за окном осень и вокруг лежат пожелтевшие листья, но ведь вы умеете фантазировать и мечтать.
7. Физкультминутка – 1 минута.
Не желаем мы лениться,
Будем дружно мы трудиться.
На участок мы пойдем,
Там порядок наведём.
Быстро всем лопаты взять,
Грядку каждому вскопать.
Хорошо заборонить
И рассаду посадить.
8. Включение новых
знаний в систему уже
Сегодня на уроке мы вспомним, какие культуры растут на огороде, выясним, зачем мы их выращиваем.
2-ая группа. Посмотрите на корзину на демонстрационном столе и назовите плоды, которые вы видите - капуста, огурец, помидор, лук, чеснок.
1-ая группа. Как одним словом можно назвать все эти плоды? Овощи.
3-я группа. Какие культуры вместе с родителями вы выращиваете?
Учитель математики:
Проверим ваш устный счет. Для этого решите две задачи в стихах. Проверим ваше внимание. Задачи в стихах на тему «Овощи и твое здоровье».
И помидоры ест непременно Ирина.
12 их в вазе лежало – смотри,
А после обеда осталось лишь 3.
2. В нашем классе 13 ребят.
И здоровыми быть все хотят.
Витамины все дружно едят:
3 редиса, 4 томата
Сколько каждый съел, ребята?
Учитель биологии:
А зачем мы выращиваем овощи? Чтобы варить суп, делать салаты, приправы к супам.
А ещё в овощах много витаминов, которые нам необходимы.
Особенно необходим детям витам
Вот сколько интересного и
9. Закрепление нового материала – 2 минуты.
Ребята! А вы любите есть овощи?
Сокотерапия.
Сейчас каждая группа определит по вкусу, сок какого овоща в этих стаканах.
1 группа: Сок какого овоща вы выпили? Морковный.
2 группа: Сок какого овоща выпили вы? Тыквенный.
3 группа: Сок какого сока выпили вы? Томатный.
Молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь домашнее задание.
10. Домашнее задание – 2 минуты.
11. Вывод по уроку – 2 минуты.
На доске бумажная картинка с мальчиком и девочкой и овощи вокруг них. Словарные слова: овощи, витамины.
Ребята, с чем мы познакомились сегодня на уроке? При ответе используйте картинку.
1. Мы познакомились с овощами.
2. Мы знаем много овощей: картофель и т.д
3. Овощи очень полезны для здоровья человека.
4. В них содержится много витаминов.
Какие арифметические действия с целыми числами мы повторили на уроке? Мы повторили сложение, вычитание, умножение, деление.
12. Оценки за урок с комментариями учителей – 2 минуты.
Самоанализ бинарного урока по природоведению и математики
Тема «Арифметические действия с целыми числами. Огород. Овощи» закрепляет навыки сложения, вычитания, умножения, деления чисел в пределах 1000; обобщает и расширяет знания учащихся о фруктах и овощах, их многообразии, практическом применении. При планировании урока были учтены следующие особенности учащихся 1(5) класса:
В классе 34 человека, из них - 20 мальчиков и 14 девочек (два человека находятся на индивидуальном обучении).
В классе преобладают сангвиники (80 %) и флегматики (20 %).
Очень высокий уровень памяти имеют 10% учащихся, высокий - 58%, средний – 28%, низкий – 4%.
Преобладает образный тип мыслительной деятельности (80%), остальная часть класса имеет смешанный тип.
В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития. Уровень обученности класса в целом (по итогам 4-го класса) достаточно высокий = 65%.
По уровню развития в классе выделяют 3 группы учащихся:
- 1 группа: эти дети обладают развитым логическим мышлением, умеют сравнивать и обобщать учебный материал, делать выводы, применять знания в новой ситуации. Они обладают высокой познавательной активностью, умеют работать в режиме творческого поиска, стремятся к лидерству в учёбе.
- 2 группа: дети имеют средний уровень развития. В их нервной деятельности преобладают процессы торможения. Объём, концентрация и устойчивость их внимания имеют средний уровень. В процессе работы проявляется утомление. У них преобладает механическая память. Этим ученикам для прочного усвоения знаний и умений требуется повторение и опора на несколько видов памяти, включая зрительно-эмоциональную. Новый материал усваивается ими легче «поэтапно». В этой группе ученики обладают преимущественно практическим мышлением.
- 3 группа: дети имеют низкий уровень развития. У них слабо развита память. Отсутствует способность к длительной сосредоточенной учебной деятельности. К волевым усилиям не склонны. Учебный материал усваивают медленно и непрочно. Требуют постоянного контроля и помощи.