Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности и функций бинарных уроков, разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий с целью появления у учащихся интереса к предметам биология и математика, выявление возможности реализации межпредметных связей между курсами математики и биологии.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы;
- проанализировать программы и учебники по курсам математики и биологии с целью реализации межпредметных связей между ними;
- разработать конспекты уроков и провести бинарные уроки по математики и биологии, направленные на понимание важности биологических и математических знаний у учащихся, дать анализ педагогической эффективности бинарных уроков;
Вступление……………………………………………………стр.3-5
Общее понятие об уроке в школе:…………………………стр.6-9
1.1. типология и структура уроков в школе………………стр.10-21
Межпредметные связи в системе образования:
2.1.понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики………………………..стр.22-25
2.2. функции межпредметных связей…………………….стр.26-27
2.3.планирование и пути реализации межпредметных связей в процессе обучения………………………………………………………стр.28
Межпредметные связи в преподавании биологии и математики:
……………………………………………………………………………стр.29-32
3.1. бинарные уроки в преподавании биологии………………стр.33-35
Преподавание природоведения в 5-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Самоанализ урока. Психолого-педагогическая характеристика 5-го класса…………………………..стр.36-46
Преподавание природоведения в 6-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 6-го класса……………………………………………..стр.47-54
Преподавание биологии в 7-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 7-го класса………………………………………………………………..стр.55-64
Преподавание природоведения в 9-м классе. Проведение бинарного урока. Поурочный план-конспект. Психолого-педагогическая характеристика 9-го класса. Самоанализ урока………………………..стр.65-79
4. Проблемы межпредметных связей в системе обучения……стр.80-81
Заключение……………………………………………………….стр.82-83
Использованная литература……………………………………..стр.84
Учитель математики: Витамины очень важны для организма, особенно для детского, но курение разрушает их. А сейчас мы решим с вами задачи. Вот одна из них: известно, что от курения страдает не только тот, кто сам курит но и тот, кто вдыхает дым от сигарет. Насколько это вредно вы узнаете, решив задачу. 1 сигарета сокращает жизнь на 12 минут. На сколько лет меньше проживет курильщик, если в течение 36 лет он выкуривал по 1,5 пачки сигарет ежедневно?
Учитель биологии: Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «пассивное курение». Так называемое пассивное курение – это принудительное вдыхание некурящими воздуха, содержащего продукты табачного дыма. При курении в окружающем воздухе образуются иногда такие уровни содержания вредных веществ, которые превышают допустимые концентрации его на рабочих местах в промышленности. Такая насыщенность вредными веществами воздуха сказывается на здоровье людей. У некурящих, из-за обкуривания их курящими, могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия, обостряться течение ишемической болезни сердца. Дети курящих родителей в большей степени подвержены заболеваниям органов дыхания, чем дети некурящих. В частности, у таких детей удваивается частота бронхитов и воспаления легких. Расстройства сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии – вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.
Учитель математики: Курение это зло. Плохо когда курит или начинает курить взрослый человек. Но гораздо опаснее, когда курить начинает ребёнок. Курение пагубно влияет на ваш ещё формирующийся организм. Я предлагаю вам задачу «Курение и нервная система». Под влиянием табака развивается быстрая утомляемость, раздражительность, ослабление памяти, страдает быстрота и чёткость реакции. Так, известный гроссмейстер давал сеанс одновременной игры на 15 досках. Он быстро выиграл 10 партий и 5 свел вничью. В следующий раз тот же шахматист, выкурив пачку сигарет, выиграл у тех же соперников в 2 раза меньше партий, чем в первый раз, 7 свел вничью, а остальные проиграл. Сколько партий он проиграл после выкуривания пачки сигарет?
Учитель биологии: Курение опасно для детей. Как вы думаете почему? (Метод Дискуссия).
Курение может быть и
И наконец, успокоительный эффект сигареты на самом деле обусловлен лишь фактом того, что эта сигарета находится у вас во рту. Природой задумано так, чтобы человек испытывал чувство покоя и комфорта под действием сосательного рефлекса. И точно так же, как младенец успокаивается у маминой груди, взрослые приходят в себя, беря в рот сигарету (на этом же основано известное средство от бессонницы, стакан теплого молока выпить на ночь через соломинку).
Но как бы то ни было,
все эти удовольствия
Учитель математики: Нам бы очень хотелось, чтобы после сегодняшнего урока вы очень серьезно задумались над тем, стоит курить или нет? Есть ли от этого какая либо польза?
Закончить урок мне бы хотелось легендой:
Однажды мудрый старец, увидев, как торговец рекламирует листья табака, сказал людям: «Этот «божий» лист приносит человеку огромную пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состариться» И после пояснил свои слова: «Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, собака не укусит его, потому что он ослабнет, и будет ходить с палкой, и, наконец, он не состарится, ибо умрет молодым.
Домашнее задание: подготовить сообщение о вреде курения.
Психолого-педагогическая характеристика
Данная тема выбрана не случайно. Учащиеся 6 класса находятся в таком психологическом возрасте, когда на них легко воздействовать. Они легко перенимают привычки далеко не самые положительные. И поэтому эта тема выбрана с целью развития понимания у учащихся 6-го класса, что курение – это вред. Следует отметить, что большинство учащихся (15 человек) воспитываются в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, курят.
В 6-м классе 23 человека, из них - 10 мальчиков и 13 девочек.
Коллектив класса работоспособен, но мотивация к обучению отсутствует. Уровень обученности класса в целом (по итогам 5-го класса) составляет 45%. Большинство детей дети имеют средний и низкий уровни развития. У них слабо развита память. Отсутствует способность к длительной сосредоточенной учебной деятельности. Учебный материал усваивают медленно и непрочно. Требуют постоянного контроля и помощи. Класс достаточно сложен в общении друг с другом и учителями. В классе есть «отрицательные» лидеры, на которых равняется весь класс. Дисциплина на низком уровне. После проведения бинарного урока мною было проведено анкетирование. Ребятам было предложено ответить на вопросы: 1). Что побуждает тебя учить природоведение?
2). Что мешает тебе учить природоведение?
3). Что вызывает у тебя наибольший интерес на уроках природоведения?
4). Какие задания
по природоведению тебя
5). Согласен ли ты, что знания по природоведению понадобятся тебе после окончания школы?
В ходе
проведения анкетирования
Если говорить о данном уроке, то цели были достигнуты. Перегрузки учащихся не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. К ошибкам учителей можно отнести следующее: нечёткое соблюдение структуры урока, на некоторых этапах урока было затрачено больше времени, чем положено.
3.4. Преподавание биологии в 7 классе
Учащиеся 7-х классов изучают биологию по учебнику: Биология: учебник для 7 классов общеобразовательных заведений (В.И.Соболь). В учебнике раскрываются основные понятия, связанные со строениием и жизнедеятельностью живых организмов. Особое внимание уделяется особенностям строения клеток организмов разных царств, например: Бактерии, Растения, Грибы. Принцип ступенчатого размещения учебного материала даёт возможность рассматривать ранее изученный материал на более высоком уровне. Учебный материал приближён к реальной жизни через использования типичных объектов окружающей среды, мотивацию знаний практического значения, подбор ситуационных заданий, описание классических экспериментов, раскрытия роли известных учёных и т.д. Вопросы и задания ориентированы на возрастные особенности семиклассников и способствуют усвоению учебного материала. Материал учебника способствует активизации деятельности учащихся, способствует воспитанию позитивного и бережного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
Поурочный план-конспект
бинарного урока математики и биологии в 7 классе
(урок проведён 15.10.2011 года с учителем математики
Ахмедовой Татьяной Александровной, учителем высшей категории).
Тема: Симметрия: центральная и осевая.
Цели урока:
1. Образовательная: дать понятие центральной и осевой симметрии, через понятие "симметрия" раскрыть связи математики с живой природой.
2. Воспитательная: содействовать развитию культуры речи, воспитывать чувство ответственности за труд.
3. Развивающая: развивать умения
выделять главное,
Тип урока: бинарный.
Интеграция предметов: математика-биология.
Оборудование: учебники: математики 7 класс, биология 6 класс, тетради. Плакаты.
Ход урока
1. Психологический настрой – 1 минута
«Быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным". Платон (древнегреческий философ, 428 – 348 г. до н.э.).
2. Организационный момент. Отчёт дежурного. 1 минута
3. Сообщение темы и целей урока – 1 минута
Ребята, сегодня урок мы ведём Татьяной Александровной, учителем математики. Мы выясним, что такое симметрия, выясним, какая бывает симметрия.
4. Актуализация опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний – 20 минут
Учитель математики: Ребята, давайте вместе вспомним, что такое центральная симметрия. Рассмотрим рисунок 1. АО=ВО, СО=ОD.
Скажите, как расположены точки А и В относительно точки О? Ответ: Точки А и В расположены на равном расстоянии от точки О).
Как расположены точки С и D относительно точки О? Ответ: Точки С и D расположены на равном расстоянии от точки О.
Как называются в таком случае точки А и В, С и D? Ответ: Точки А и В, С и D называются симметричными относительно точки О.
Как называется точка О? Ответ: Центром симметрии.
Как можно получить точку В, зная расположение точек О и А? Ответ:
1) Надо продолжить луч АО и отложить на его продолжении отрезок ВО=ОА.
2) Центрально–симметричные точки можно получить поворотом исходной точки на 180 градусов относительно точки О.
Рассмотрим рисунок на слайде. Вопрос: выделенные точки симметричны относительно точки О? Ответ: Выделенные точки симметричны относительно точки О.
Фигуры, симметричные относительно какой–либо точки называются центрально-симметричными фигурами
Посмотрите на рисунок. Симметричны ли относительно точки О треугольники, если АО=А1О, ВО=В1О, СО=С1О?
Как можно построить симметричные фигуры? Ответ: фигуру центрально–симметричную данной можно получить поворотом исходной фигуры на 180 градусов относительно центра симметрии.
При повороте форма и размеры фигуры не меняются, следовательно, центрально-симметричные фигуры равны.
Учитель биологии: Ребята, посмотрите на рисунки.
По какому признаку отобраны фигуры на этих рисунках?
Фигуры второй группы являются центрально – симметричными фигурами. Рассмотрим фигуры первой группы. Можно заметить, что каждая из них состоит как бы из двух половинок, одна из которых является зеркальным отображением другой. Каждую из этих фигур можно согнуть пополам так, что эти половинки совпадут.
Учитель математики:
К какой группе фигур можно отнести “Ёлочку”? Ответ: ёлочка относится к фигурам первой группы) Обозначим концы нижних веток ёлочки точками А и А1. Если перегнуть ёлочку по прямой n? Ответ: точки А и А1 совпадут. Как расположены точки А и А1 относительно прямой n? Точки А и А1 расположены на прямой, перпендикулярной к n по разные стороны и на равном расстоянии от неё. Такие точки называются симметричными относительно прямой n.
Учитель биологии: А сейчас мы поговорим с вами о симметрии в природе. Симметрия в нашем представлении тесно связана с понятием красоты. Представления о красоте и совершенстве родились и упрочились под воздействием окружающей природы ещё у наших далеких предков. Особенно поражали кристаллы правильностью своих пропорций, безукоризненным повторением формы.
Каждая снежинка – это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией. Все твердые тела состоят из кристаллов. Посмотрим на доску.
Не только кристаллы, но и большинство творений природы обычно обладают той или иной формой симметрии. Наша планета Земля вполне могла бы быть названа царством симметрии. Природа использовала все её основные виды, которые можно представить по геометрическим соображениям. Подавляющее число живых организмов обладает одной из трех ее видов: шаровидной, лучевой, двусторонней симметрией.
Почему разные организмы обладают разными видами симметрии? Это связано с их образом жизни. Например, если взять несколько фигур, бабочку, лист растение, дерево, то все они обладают лишь одним видом симметрии, делящей её на две зеркально равные части. Поэтому данный вид симметрии в биологии называется двусторонней или билатеральной.